Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.
статья по математике (подготовительная группа) на тему

В статье раскрывается значение  занимательного материала в формировании основ математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическое  развитие детей старшего дошкольного возраста через использование     занимательного  материала          

ФГОС выдвигает следующие требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка – дошкольника является изучение математики в детском саду. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно сформировать у ребенка основы математических представлений. Но нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития.

Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Причем таких, которые бы способствовали выявлению потенциальных возможностей каждого ребенка. Такими методами являются занимательные математические задачи, игры и игровые упражнения, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Тем более, математика должна быть веселой и занимательной для дошкольников. С другой стороны элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащённая развивающая  предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Роль занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

  •  активизировать умственную деятельность;
  •  заинтересовать математическим материалом;
  •  развить мышление;
  •  расширить и углубить математические представления;
  •  закрепить полученные знания и умения;
  •  упражнять в применении их в других видах деятельности.

Дети очень активны в восприятии игр, задач и упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать - которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предположение решения).

В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку. Проявление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность, что помогает им найти правильный ответ.

Занимательные задачи, игры и игровые упражнения очень разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Самые простые, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, являются эффективным средством развития детей дошкольного возраста.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.