Главные вкладки

    "Технология педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников"
    проект по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Вилистер Светлана Игоревна

    Педагогический проект «В стране Умных игр»

    Актуальность проекта.

    Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Противоречия:

             Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

    Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОО свидетельствует о том, что проблема создания условий и подбора (отбора, разработки и пр.) средств интеллектуального развития дошкольников,  остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающих игр и поиску оптимальных условий её включения в процесс формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования города Москвы

    «Московский городской педагогический университет»

    Институт педагогики и психологии образования

    Доклад

     "Технология педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников" 

    Направление: 050100.62  -  Педагогическое образование

    Профиль подготовки: управление дошкольным образованием

    (3 курс, заочная форма обучения)

    Преподаватель:  Шукшина  С. Е.

    Выполнила студентка

    группы №13/373  Вилистер С. И.

    Москва 2015 г

    Педагогический проект «В стране Умных игр»

    Актуальность проекта.

    Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Противоречия:

            Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

    Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОО свидетельствует о том, что проблема создания условий и подбора (отбора, разработки и пр.) средств интеллектуального развития дошкольников,  остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающих игр и поиску оптимальных условий её включения в процесс формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

    Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также в использовании потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления.Чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные,  развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Новизна проекта:        Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Вышеозвученное делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

    Цель проекта:

    • Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

    Задачи проекта:

    Образовательные

    • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
    • Учить способам практической деятельности в области математики.

    Развивающие

    • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
    • Развивать творческие способности детей.

    Воспитательные

    • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

    Направления деятельности по реализации проекта

    Требования к методическому обеспечению проекта

    1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
    2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
    3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
    4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
    6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

    Основные принципы реализации проекта

    • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
    • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
    • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.), что помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
    • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
    • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
    • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

    Заключение

            Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития интеллекта, элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Анализ результатов:

    • Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
    • Совершенствование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
    • Углубление представлений о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании).
    • Расширение математических знаний о пропорции, симметрии;
    • Совершенствование умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
    • Развитие конструкторских умений и навыков у детей
    • Развитие воспитанников - это дети, обладающие нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

            Основной принцип проекта "от простого к сложному" - заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием и последующим их усложнением.

            Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.         

            В ходе работы с детьми 6-7 лет по интеллектуальному развитию возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, направленных на решение одновременно нескольких задач, в том числе и математического развития.

    Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:

    http://festival.1september.ru/articles/512497/img3.jpghttp://festival.1september.ru/articles/512497/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/512497/img2.jpg

    Основа пособий - фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.

    Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.

    Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.

    Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”

    http://festival.1september.ru/articles/512497/img4.jpg

    Левая часть пособия “Читай - считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.

    Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.

    Примеры предлагаемых заданий:

    1. Выложи по образцу.

    2. Составь узор.

    3. Построй геометрическую фигуру.

    4. Сложи слово.

    На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.

    http://festival.1september.ru/articles/512497/img5.jpg http://festival.1september.ru/articles/512497/img6.jpg

    Можно много придумать заданий по математике.

    5. Реши пример.

    6. Найди соседей числа.

    7. Считай дальше.

    8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине - красную” или “Справа 5 штук - зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.

    В центре пособия “Игротека” - уголок “Девочка в платье”.

    Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.

    Примеры заданий:

    1. Заплети косички.

    2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.

    3. Какой формы пятая пуговица сверху.

    4. Между какими пуговицами находится коричневая.

    5. На каком месте красная пуговица.

    6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.

    Правая часть пособия – “Цветные резинки”.

    Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.

    http://festival.1september.ru/articles/512497/img8.jpghttp://festival.1september.ru/articles/512497/img9.jpg

    К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.

    Примеры заданий:

    1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.

    2. Кто быстрее размотает клубок.

    3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).

    Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.

    В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.

    При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:

    • развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
    • закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
    • упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
    • учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;

    Работа над дидактическим обеспечением образовательного процесса продолжается. Пособия (наглядный материал, развивающие игры и пр.) изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало эмоциональное отношение детей к математическим заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.

    Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

    Литература:

    1. «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
    2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
    3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
    4. «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
    5. «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
    6. «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
    7. «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
    8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников

    Технология  построения  образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...

    «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».

    В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО мето...

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

    Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

    Педагогический совет "Интеграция математического развития дошкольников в контексте музыкально-театральной деятельности"

    Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в формировании элементарных математических представлений дошкольников посредством музыкально-театральной деятельности...

    «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...

    Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС

    Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иноую проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов...

    Технология «Дидактические игры в математическом развитии дошкольников»

    Развивать  формирование элементарных математических представления  у  детей дошкольного возраста через дидактическую игру.Развивать психические познавательные процессы детей старшего во...