игры по математическому развитию
картотека по математике (старшая группа) на тему

Дубинина Марина Михайловна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

  1. «ВЕСЕЛАЯ ЛОГИКА»

Цель игры: проанализировать предметы, изображенные на карточках, и подобрать каждому соответствующую пару. Для этого необходимо выделить основные свойства предметов (их форму, цвет, количество, расположение, назначение). Игра развивает образное и логическое мышление; умение зрительно оценивать предметы, соотносить элементы между собой.

ХОД ИГРЫ

Детям необходимо подобрать к карточке с изображенным частей цветных геометрических фигур соответствующую пару из таких же цветных фигур. Для этого необходимо выделить основные свойства предметов (их форму, цвет, количество, расположение, назначение).

Можно играть группой детей, соревнуясь кто быстрее найдет свою пару, или играть 1 ребенку.

  1. «МОИ ПЕРВЫЕ ЦИФРЫ»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи, научить устному счету и познакомить с изображениями цифр до 20.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры

  1. Больше-меньше.

Разложить перед ребенком два элемента карточек с изображениями животных. Предложить определить, на каком элементе изображено больше, а на каком меньше их число. Позднее задание можно усложнить, предлагая определить разницу в количестве изображенных предметов.

  1. Кто следующий.

Разложить на столе три элемента с изображениями животных лицевой стороной вверх.  Ребенок должен составить из них цепочку так, чтобы на каждом последующем изображении было на одно животное больше, чем на предыдущем. Постепенно увеличивать количество элементов.

  1. Правильно-неправильно.

 Положить на столе три элемента так, чтобы два из них составляли общую карточку, а третий был бы с изображением другой цифры. Предложить ребенку  сосчитать животных на половинке карточки и подобрать к ней соответствующую цифру. Замок (место соединения элементов) поможет найти правильное сочетание. Постепенно увеличивать количество карточек.

  1. Играем сами (двое и более участников)

Все половинки карточек с цифрами перемешиваются и ложат в центре игрового стола лицевой стороной вниз. Элементы с животными раздают поровну игрокам. право первого хода получает тот, у кого окажется изображение слона. Игрок берет со стола один из элементов и оставляет его у себя, если у него окажется подходящая половинка карточки. Проверкой служит замок каждой карточки. Если подходящей половинки нет, элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый нашел подходящие половинки для всех своих карточек.

Возможен и другой вариант, когда игроки делят половинки с цифрами, а на столе оставляют изображение животных.

  1. «ВЕСЕЛАЯ ЛОГИКА»

Цель: развивать образное мышление, оперирование образами, умение делать такие мысленные преобразования, перегруппировка исходных элементов объекта, разделение его на части, соединение их в целое. Развивать способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

Ход игры.

Вариант 1. Опиши предмет.

Возьмите 1 из вторых элементов с рисунками какого-либо предмета. Сначала попросите ребенка дать общую характеристику этому предмету: что это такое? Что напоминает рисунок? затем обратите внимание на основные части и мелки е детали рисунка (их форму, цвет, количество, расположение, назначение).

Если ребенок затрудняется в описание предмета, помогите ему с помощью наводящих вопросов.

К следующему второму элементу переходите, когда убедитесь, что ребенок справиться с задачей.

Вариант 2. Подбери составные части.

Выложите 2-3 вторых элемента, попросите ребенка подыскать к каждому из них его составные части (элемент 1).

Соответствие замков (мест соединения) элементов позволит ребенку убедиться в правильном подборе элемента.

Если ребенок с задачей не справился, подскажите, в чем он ошибся, укажите на разницу цвета, размера деталей на первом и втором элементах.

Вариант 3. Анализ: от предмета к его частям.

на столе выкладываются рисунками вверх все первые элементы карточек. Затем каждый из игроков берет по три вторых элемента и подбирает к ним соответствующие первые элементы.

Задача игрока: первым собрать три карточки.

Поясните ребенку, что анализ – это логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части и описании их свойств (цвета, размера, формы, назначения и т.д.).\

Затем игроки снова берут по три вторых элемента, и игра продолжается.

Вариант 4. Синтез: от части к целому.

На стол выкладываются рисунками вверх все вторые элементы карточек. Затем каждый игрок берет по три первых элемента (с составными частями) и подбирает к ним соответствующие вторые элементы.

Задача игрока: первым собрать три карточки.

Поясните ребенку, что синтез – это мысленное соединение частей предмета в единое целое, с учетом их свойств и правильного расположения.

Затем игроки берут следующие три первых элемента, и игра продолжается.

Вариант 5. Самый внимательный.

Игроки берут по одному первому элементу карточек, рассматривают имеющиеся на нем фигуры, а затем обмениваются ими (и больше не показывают), после чего по очереди задают друг другу вопросы относительно свойств фигур на рисунке.

Задача игрока: задать сопернику как можно больше вопросов и, в свою очередь, ответить на все его вопросы.

Вопросы игрок задает по рисунку, взятому у соперника, при этом отвечать на вопросы нужно по памяти, не глядя на отданный рисунок.

Вопросы могут быть следующими:

Сколько на рисунке квадратов?

Сколько зеленых фигур на рисунке и т.д.

Проигрывает игрок, который либо не сумел задать во время своей очереди вопрос сопернику, либо допустил при ответе ошибку.

  1. «СПРАВА – СЛЕВА. СВЕРХУ – ВНИЗ»

Цель: учить определять положение предметов относительно чего-либо, различать направления и ориентироваться в пространстве. Развивать речь, внимание и память.

Ход игры.

Вариант 1. Найди элемент.

Детям раздаются карточки с пустыми ячейками, им необходимо подобрать в них фигуры, рассказать почему именно эту деталь нужно поставить на это место (соотношение размера и тематики картинки). Воспитатель уточняет в какое место поставишь элемент, дети ориентируются в пространстве слева – справа, вверх – вниз.

Вариант 2. чего не хватает.

Детям раздаются карточки с пустыми ячейками, они должны определить чего не хватает на картинке, объяснить почему они так думают, а затем ищут правильный ответ.

  1. «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,  квадрате), об основных цветах;

формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм;

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.

Ход игры.

Ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых   составлены предметы на его карточке.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

  1. «МОИ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ»

Цель: Игра поможет ребенку научиться понимать, сколько времени показывают часы, а также разовьет ассоциативное мышление.

Ход игры.

Отдельные карточки, состоящие из двух элементов с пазловым замком. На одних половинках карточек изображены часы, а на других различные действия, соответствующие этому времени. Детям необходимо найти соответствия с одним элементом карточки с другим.

  1. «ТРИ ИЗ ДЕВЯТИ»

Цель игры: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и логического мышления.

Ход игры.

Раздайте большие карточки поровну всем участникам, затем поочередно показывать маленькие карточки.

Дети должны выбрать только те карточки, которые им подходят, и расположить их на своей карте так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике картинки не повторялись. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстрее других.

  1. «ПЕТУШОК БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по математическому развитию в подготовительной группе детского сада

Математическое развитие детей - это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому мной было подобран материал по данным дидактическим играм, составлена картотека, а также перспективный план на год. Надеюсь,...

Занятие - игра по математическому развитию "В гостях у Карандаша"

Детям очень нравится развивыать свой интеллект через игры, они способствуют лучшему усвоению програмного материала....

Игры по математическому развитию.

Дидактические игры для развития элементарных математических навыков....

Дидактические игры по математическому развитию

Дидактические игры по математическому развитию...

Дидактические игры по математическому развитию детей на прогулке. Часть первая

Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойст...