Дидактические игры по математическому развитию детей на прогулке. Часть первая
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их « конструировать»  предметами, знаками, словами.

Усвоению знаний, в том числе, сложных математических, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных занятий для детей.

Игры и игровые упражнения должны быть не только на занятиях, а обязательно должны быть включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка ( всем ли хватит конфет, проедет по узкому мостику машинка). Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок « открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.

Обучение детей в детском саду не ограничивается занятиями, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. С этой целью педагог должен продумать задачи и способы организации обучения детей вне занятий. Для решения возникших трудностей, связанных с математическим развитием ребенка, прогулка – наиболее подходящее время. На прогулке можно объединять нескольких детей, имеющих общие « проблемы». Такая дифференцированная работа экономит время педагога и предусматривает общение детей в процессе обучения.

 Материал, который выдвигает жизнь, природа, являясь жизненно обоснованным, должен быть, использован широко в целях обогащения детей числовыми представлениями. Из жизни педагог должен черпать и средства и материалы.

Природа и жизненный обиход доставляют материал для счета в неисчислимом разнообразии. В природе представлено много закономерных, неизменных числовых соотношений. К ним, прежде всего, следует привлекать внимание ребенка. Закономерность в числовых соотношениях частей организма представителей животного мира, частей цветка, - структуры кристаллов и т. п. закрепляет точные конкретные числовые представления. 

Каким ценным, жизненно-конкретным счетным аппаратом для трехлетки является тело человека: нос один, голова одна, лоб один, глаза, уха два, две руки, ноги, много волос, зубов, пальцев и т. п. Случайные числовые соотношения в природе — балансирующая на ветке птичка, ласточки, усевшиеся в ряд на телеграфной проволоке, курица с цыплятами, мухоморы во мху и т. п. являются материалом живым, а потому интересным, постоянно видоизменяющимся в своей числовой структуре и стимулирующим к решению все новых задач.

 Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

 

 

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_na_progulke_word.docx141.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание дидактических игр и упражнений для детей 4-6 лет

                   Количество и счет

 - Совершенствование умения считать в пределах 1-10:  «Найди свой домик»,  «Отсчитай столько же», «Не смотри» (счет на ощупь), «Угадай, сколько».

 - Закрепление навыков порядкового счета в пределах 1-10: «Петрушкины гости», «Который по счету?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чего не стало?», «На котором (на каком) месте стоял (предмет)?».

                               Игра «Будь внимателен»

Дидактическая задача: закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 10.

Материал: цифры от 1 до 10

Руководство: Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:

1. Прохлопайте больше на 1 раз.

2. Присядьте, пожалуйста, меньше на 1 раз.

3. Потянитесь на носочках столько же раз.

4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.

5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.

 

                                 Третий – лишний

Дидактическая задача: упражнять детей в счете до трех, учить составлять группу из отдельных предметов, объединенных одним или несколькими признаками.

Материал: природный материал, игрушки

Руководство: предложить детям решить такие задания: найди лишний предмет. Например: камушек, мячик, формочка круглой формы, совок. Что лишнее? Совок, т.к. все предметы круглой формы, а совок нет.

   Игровое упражнение «Сделаем столько же»

 Дидактическая задача: учить считать движения в пределах 5.

Руководство : Воспитатель выполняет любые движения, дети считают их и на  подносе находят карточку с соответствующим количеством кругов.

Воспитатель поочередно демонстрирует детям числовые карточки, предлагает посчитать количество кругов на них и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке (хлопнуть в ладоши, прыгнуть на двух ногах, топнуть одной ногой). После выполнения каждого задания воспитатель спрашивает: «Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений?..»

                                     Придумай узор

Дидактическая задача: учить детей придумывать закономерность, используя природный материал, окружающие предметы и объяснить свой выбор.

Материалы : природный материал, игрушки.

Руководство: предложить детям придумать свою закономерность, чередование предметов, используя природный материал, окружающие предметы. Например, шишка, камушек, формочка, листочек.

                                          Какой по счету?

Дидактическая задача: учить детей счету в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.

Материал: игрушки из выносного материала, природный материал.

Руководство:  предложить детям выложить предметы ( природный материал или игрушки – разные по цвету, размеру) в ряд и сосчитать количество предметов. Использовать порядковые числительные: первый, второй, десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы ( машинка – первая, формочка – вторая, совочек – третий)

C:\Users\Александр\Desktop\Фото132.jpg