Дополнительная Программа
проект по математике (средняя группа) на тему

Гамова Ольга Николаевна

 

«ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 17-01-2016_19-39-34_1.zip431.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»

Выполнили:

Соловых Юлия Владимировна,

воспитатель МБДОУ ДС №147

Васильева Валентина Петровна,

воспитатель МБДОУ  №78

Гамова Ольга Николаевна,

воспитатель МБДОУ ДС-ЦЦР №18

г.Оренбурга

Руководитель:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н, профессор

        

        ОРЕНБУРГ

2013

«____» _____________2013г.                                  (подпись)                        (Ф.И.О.)

ПРИНЯТО

 На педагогическом совете №____        «____»________________2013г.

Протокол №_____________2013г.

_____________________________

                    (Ф.И.О.)

        

Дополнительная образовательная программа

«Калейдоскоп времени»: формирование временных представлений

посредством художественной литературы»

Образовательная область « Познание»

        

Выполнили:

Соловых Юлия Владимировна,

воспитатель МБДОУ ДС №147

Васильева Валентина Петровна,

воспитатель МБДОУ  №78

Гамова Ольга Николаевна,

воспитатель МБДОУ ДС-ЦЦР №18

г. Оренбурга

Руководитель:

Тавстуха Ольга Григорьевна,

д.п.н, профессор

Оренбург

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                      1                                                                      
  1. Направленность дополнительной образовательной программы             1  
  2. Новизна                                                                                                          1                                
  3. Актуальность                                                                                                 1
  4. Педагогическая целесообразность                                                              2
  5. Цель и задачи программы                                                                            2
  6. Отличительные особенности                                                                       3
  7. Возраст детей и их особенности относительно освоения программы    4
  8. Срок реализации программы                                                                       4
  9. Формы и режим непосредственно образовательной деятельности         4
  10. Ожидаемые результаты                                                                            6
  11. Способ проверки результатов                                                                  8
  12. Форма подведения итогов реализации программы                               8
  1. Тематическое планирование дополнительной  программы                            8

             III.    Содержание дополнительной образовательной программы                       11

             IV.   Контрольно – диагностические материалы                                                   26                

  1. Методическое обеспечение                                                                           27
  2. Список используемой литературы                                                               30                  


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность

Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп времени» (далее Программа) направлена на познавательно-речевое развитие детей 4-5 лет в процессе формирования  временных представлений. Содержание Программы представлено литературным творчеством поэтов Оренбуржья, включающее стихотворения о сезонных изменениях природы, временах года, частях суток.

1.2 Новизна

 Новизна дополнительной образовательной программы состоит в интеграции разных видов познавательной и художественной деятельностей детей, что соответствует требованиям Основной образовательной программы дошкольного образования  и обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития познавательно-речевых  способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Интеграция видов  деятельности осуществляется  с опорой на региональный компонент: творчество поэтов оренбургского края. Это  эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны,  дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к образовательному стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал.  Это привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. 

1.3 Актуальность

Современный ритм развития общества требует от человека способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности. Проблема пространства и времени - это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время и пространство как форму бытия материи, как  важные и существенные связи отношений действительности, начиная с трудов Аристотеля и до наших дней. Изучая различные характеристики детства, ученые обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем:  для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Существует  ряд противоречий между значимостью  категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности.  Эти противоречия и определили выбор темы и цели программы.

1

1.4 Педагогическая целесообразность

Общепризнанный факт, что пространство и время являются хранителями культурно-исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которой  происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и индивидуальность. Осваивая художественное слово  дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно-временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

Можно отметить, что программу можно использовать в кружковой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.

1.5 Цель и задачи программы

Цель: развитие  временных представлений детей 4-5 лет в процессе освоения ими содержания литературных произведений писателей Оренбуржья.

        Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего региона;
  • воспитывать потребность в сопереживании при прочтении художественных текстов;

Развивающие:

  • развивать временную ориентацию в процессе ознакомления с сезонными изменениями;
  • развивать мотивации и познания детей посредством игровой деятельности и проблемно – интегрированным  обучением;
  • развивать навыки  извлечения новых знаний и использование полученных знаний в повседневной жизни,в экспериментальной деятельности,  в художественном творчестве;

Обучающие:

  • формировать представления  детей о временах года, явлениях природы, частях суток, днях недели;
  • формировать навыки пользования календарем природы в самостоятельной деятельности
  •  обогащать словарный запас детей новыми понятиями, активизируя при этом развитие связной речи.

2

1.6 Отличительные особенности

Сравним дополнительную образовательную программу с «Программой воспитания и обучения в средней группе детского сада», составитель В. В. Гербова.

По целям

«Программа воспитания и обучения в средней группе детского сада»,составитель В. В. Гербова ставит перед собой следующую цель: развитие у детей представлений о закономерной смене суток, времен года.

Дополнительная программа - развитие  временных представлений детей 4-5 лет в процессе освоения ими содержания литературных произведений писателей Оренбуржья.

По содержанию

Содержание «Программы воспитания и обучения в средней группе детского сада», составитель В. В. Гербова, в развитии  временных представлений детей, основывается их на знакомстве со временами года, частями суток.

В дополнительной программе, несмотря на то, что темы повторяются, содержание построено на принципе интеграции математического и художественно-эстетического начала, включающее в себя региональный компонент: стихотворчество поэтов Оренбуржья. В связи с этим,  в ходе работы у детей формируются не только математические знания, но и художественный вкус, нравственные чувства, любовь к родному краю, творческая активность.

        

1.7 Возраст детей и их особенности

Возраст детей, на которых рассчитана программа, - 4 -5 лет.

Возрастные особенности восприятия содержания программы

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее: именно в этот период возникает подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

3

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей.

Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.

1.8 Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 1 года.

1.9 Формы и режим непосредственно образовательной деятельности

Формы работы по освоению дополнительной образовательной программы, в непосредственной связи с творчеством Оренбургских поэтов и писателей, многогранны:

Режимные моменты

Совместная с педагогом деятельность

Самостоятельная деятельность

Совместная с родителями деятельность

Наблюдения

Рассматривание картин и иллюстраций по теме  «времена года»

Беседы

Труд

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Чтение и заучивание стихов  поэтов Оренбуржья

Сюжетно-ролевые и дидактические игры

Наблюдения за частями суток и временами года

Рассматривание картин и иллюстраций по теме

Чтение и разучивание стихотворений Оренбургских поэтов по теме

Слушание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Времена года»)

Объяснение

Тематические досуги

Непосредственно образовательная деятельность

Проблемная ситуация

Самостоятельная художественная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Консультации

Беседы

Совместные праздники и досуги

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения

Игровая

Сюжетные игры, игры с правилами

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами

Труд

Совместные действия, поручения

Познавательно - исследовательская

Наблюдение, решение проблемных ситуаций

Музыкально - художественная

Слушание музыки

Чтение художественной литературы

Чтение, разучивание

Продуктивная

Запланированное количество НОД длительностью 20 минут для детей 4 -5 лет:

Учебный год

Модуль

Месяц

Неделя

«Осень»

«Зима»

«Весна»

«Лето»

36

10

10

10

6

4

1

        

5

1.10 Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации программы  ориентированы не столько на формирование  отдельных математических представлений и понятий у детей, сколько на развитие личностных качеств:

Личностные качества

Социальный портрет ребенка 4 -5 лет, освоившего Программу

1.

Физически развитый, овладевший

Выносливый  при физических и интеллектуальных нагрузках. Выполняет культурно-гигиенические процедуры; соблюдает режимные моменты и правила здорового образа жизни; проявляет желание играть в подвижные игры, соответствующие возрасту и программе.

Имеет первичные представления о себе, как о человеке в реальности мира и природы.

2.

Любознательный, активный

Принимает участие в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных), соответствующих программе; проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы: смене времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

С интересом слушает стихотворения поэтов Оренбургского края; рассматривает иллюстрации и картины о временах года, смене месяцев, частей суток; слушает классическую музыку (П.И. Чайковский «Времена года» и другие)

3.

Эмоциональный, отзывчивый

Проявляет эмоциональную отзывчивость на поэтическое творчество поэтов Оренбуржья.

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в сюжетных, дидактических играх по теме.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства (иллюстрации и картины по теме) и музыкальные произведения (П.И. Чайковский «Времена года» и другие)

4.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на иллюстрации.

5.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту

Ориентируется в помещении группы и в окружающей природе.

6.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, природе

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи, название города, в котором он живет (г. Оренбург) и сезонные изменения родного края.

7.

Владеющий предпосылками учебной деятельности

Умеет работать по правилам и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Проявляет интерес к стихотворениям оренбургских авторов и рассматриванию иллюстраций по темам.

8.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду.

Соблюдать элементарные правила вежливости.

9.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки соответствующие возрасту и необходимые для осуществления различных видов деятельности.

7

    1.11 Способ проверки результатов – контрольно-диагностические материалы

.        1.12 Форма подведения итогов реализации программы – математический КВН.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ пп

Модуль / Тема

Объем

Интегративные качества

ЦОР, ЭОР, пособия

1.

«Осень»

10 часов

Любознательный, активный: проявляет интерес к социальной стороне действительности, с интересом слушает стихотворения поэтов Оренбургского края,  рассматривает иллюстрации по теме;

Эмоциональный, отзывчивый: эмоционально реагирует на окружающую действительность, проявляет эмоциональную отзывчивость на стихи поэтов Оренбуржья по теме и музыкальные произведения;

Овладевший средствами общения: устанавливает положительные отношения с взрослыми и сверстниками в игровых и дидактических игра по теме, может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картине;

  1. Литературный ряд - стихотворения поэтов Оренбуржья;

  1. Зрительный ряд - иллюстрации, репродукции по теме;

  1. Музыкальный ряд - музыкальные произведения по теме.

1.1

Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла»

1 час

1.2

Игра-развлечение «Собираем урожай»

1 час

1.3

Игровая беседа «Сутки»

1 час

1.4

Путешествие в сказку « Четыре лебедя»

1 час

1.5

Сегодня, завтра, вчера. Проблемные игры.

1 час

1.6

Игра-развлечение «Веселая неделя»

1 час

1.7

 Дидактическая игра «Радуга-дуга»

1 час

1.8

Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется?»

1 час

1.9

Литературный калейдоскоп «Мне нравится осень»

1 час

1.10

Математический КВН

1 час

2.

Зима

10 часов

Способный управлять своим поведением: пытается дифференцировать свое эмоциональное состояние, соблюдает правила элементарной вежливости в НОД и играх;    

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: проявляет желание внимательно слушать стихи поэтов Оренбуржья, играть в игры по теме, слушать музыкальные произведения;

Имеющий первичные представления о себе, семье, своей малой родине:  знает свое имя, свой пол  (гендерное воспитание), свою семью, малую родину – город Оренбург;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: проявляет интерес к творчеству поэтов Оренбуржья, рассматриванию иллюстраций по теме, слушанию музыкальных произведений;

 отвечает

 на простейшие вопросы по творчеству поэтов; с желанием участвует в играх,  организуемых взрослым;

Овладевший необходимыми умениями и навыками: сформированы в соответствии с возрастом элементарные временные представления (времена года, месяцы, дни недели,  части суток) с помощью и посредством регионального компонента; узнает знакомые мелодии и соотносит их со временами года;

Физически развитый:  в соответствии с возрастом развита ловкость, мелкая моторика рук

2.1

Игровая беседа «Месяцы»

1 час

2.2

Математическая сказка «Братья месяцы»

1час

2.3

Сказка «О чем говорили месяцы?»

1час

2.4

Сказка «Катя и время»

1 час

2.5

 Развлечение «Зимушка – зима»

1 час

2.6

Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

1 час

2.7

Новогоднее математическое развлечение «Наряжаем елку»

1 час

2.8

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1 час

2.9

«Путешествие в страну математики»

1 час

2.10

Математический КВН

1 час

3.

«Весна»

10 часов

3.1

Рассматривание иллюстраций «Весна пришла»

1 час

3.2

Путешествие в сказку «Дюймовочка»

1 час

3.3

Путешествие в сказку «Буратино»

1 час

3.4

Путешествие в сказку «Теремок»

1 час

3.5

«Кто где живет?» Математическая беседа.

1 час

3.6

Игра-соревнование

1 час

3.7

Мы сажаем. Проблемная ситуация.

1 час

3.8

Математический фольклорный досуг «Смех да веселье»

1 час

3.9

Игра-развлечение «Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей»

1 час

3.10

Математический КВН

1 час

4.

Лето

6 часов

4.1

4.2

НОД «Здравствуй, лето красное!»

Летние месяцы

1 час

1 час

4.3

Солнце красное

1 час

4.4

Развлечение «Летний дождь»

1 час

4.5

Рассматривание иллюстраций «Лето»

1 час

4.6

Математический КВН

1 час

11


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль  I  «Осень»

Тема 1.1. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Обратить внимание детей на то, как меняется природа осенью , как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с осенними месяцами; познакомить детей с календарём природы и приёмами работы с ним.

Литературный ряд:  Стихотворение «Осень» Елена Баталова.

Зрительный ряд: И Шишкин «Золотая осень», календарь природы

Музыкальный ряд: «Времена года» Чайковский П. И.

Интеграция образовательных  областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога

Тема 1.2Игра – развлечение «Собирай урожай»

 Развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в количественном счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.

Литературный ряд: картотека художественных произведений об овощах и фруктах.

Зрительный ряд: тематические картинки с изображений овощей и фруктов.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной  литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога, индивидуальная работа.

Тема 1.3Игровая беседа «Сутки».

 Поговорить с детьми о времени: сутки, части суток; продолжать учить устанавливать различные временные отношения;

12

 помочь детям овладеть учебным материалом с помощью сказочных персонажей - Гном Тик-Так и Незнайка; использовать персонажи для наглядного обозрения.

Литературный ряд: «Сельское утро» Иван Малов, «Утречком росистым» Л. Старцева.

Зрительный ряд: сказочные персонажи – гном Тик-Так и Незнайка, часы «Сутки», тематические картинки с изображением действий детей и взрослых в разное время суток.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.4Сказка «Четыре лебедя»

Формироватьу детей умение слушать математические сказки, правильно отвечать на вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь , уметь рассказать что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства.

Зрительный ряд: изображение четырёх лебедей разного цвета.

Литературный ряд: сказка «Четыре лебедя»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.5Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры

Дать возможность детям послушать  стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера»: учить определять время суток сегодняшнего дня по «часам»;  определять сколько времени осталось до завтра; воспитывать творчество, воображение, мышление, подвижная игра «Вчера, сегодня, завтра».

Литературный ряд: стихотворение «Утречком росистым» Л. Старцева

Зрительный ряд: модель часов по ознакомлению с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; дидактическая игра «Когда приедет папа?» ( на закрепление понятий)

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

13

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.6Игра-развлечение «Веселая неделя»

Познакомить с понятием «дни недели» на основе знакомства со сказочными героями Гнома Тик-Так и его семи братьев, учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, дидактическая игра «Радужная неделя».

Зрительный ряд: сказочные персонажи – гном Тик-Так и Незнайка, часы «Неделя».

Литературный ряд: картотека стихотворений о днях недели.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.7Дидактическая игра «Радуга-дуга»

Закреплять знания детей о порядке следования дней недели;  улучшать память и внимание;  закреплять знание  цвета; развивать мелкую моторику – пальчиковая игра «Дни недели»;  учить детей пользоваться радужными часами;  учить слушать стихи и отрывки из стихотворения «Веселая неделька»;  учить детей рисовать радугу, любоваться ее красотой, воспитывать эстетические чувства красивого и мира прекрасного.

Зрительный ряд: пособие « Радужные часы», изображение радуги.

Литературный ряд: стихотворение «Весёлая неделька»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.8Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберётся?».

Закреплять знания детей о порядке следования дней недели, развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, воспитывать эстетические чувства, подвижная игра «Лови, бросай, дни недели называй», рисование на тему: «Как я провёл выходные»

14

Зрительный ряд: модели «Дни недели»

Литературный ряд: картотека пословиц и поговорок о днях недели.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога, индивидуальная работа.

Тема 1.9Литературный калейдоскоп «Мне нравится осень»

Продолжать знакомство детей с произведениями оренбургских писателей, посмотреть на природу малой родины глазами поэтов, вызвать эмоциональный отклик, чувство любви к родному краю.

Зрительный ряд: альбом «Пейзажи Оренбуржья»

Музыкальный ряд: гимн Оренбуржья.

Литературный ряд: «Печальной осени картина» Иван Малов, «Осень плачет косыми дождями» Михаил Песков.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 1.10Математический КВН

Уточнить полученные знания о сезоне «Осень», уметь применять их в повседневной жизни, использовать в играх и развлечениях; обобщить знания о недели, времени суток; вспомнить произведения поэтов Оренбуржья.

Зрительный ряд: пейзажи Оренбуржья, пособия: часы «Дни недели», «Части суток»

Музыкальный ряд: «Времена года» А.Вивальди.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Модуль II«Зима»

Тема 2.1Игровая беседа «Месяцы»

15

Знакомить детей с зимними месяцами, сохранять систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о представлении порядка следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе зимой, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.

Зрительный ряд: иллюстрации на тему: «Зима в Оренбуржье»

Музыкальный ряд: «Времена года» А.Вивальди.

Литературный ряд: пословицы и поговорки о зиме.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.2Математическая сказка «Братья месяцы»

Расширять представления  детей о каждом месяце года,  о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, птиц в разные месяцы;  познакомить с разновидностями календарей: настольный, настенный, отрывной, и т.д.;  объяснить их предназначение;  использовать наглядную модель часов «братьев месяцев»;  воспитывать эстетические чувства.

Зрительный ряд: календари: настольный, настенный, отрывной;  модель часов.

Музыкальный ряд: «Времена года» Чайковский П. И., «Времена года» А.Вивальди.

Литературный ряд: чтение отрывка из сказки «Двенадцать месяцев»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.3Сказка «О чем говорили месяцы?»

Формировать умение внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, поговорить о том, почему Январь назван старшим месяцем в году, вспомнить старинные имена месяцев, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих знаниях.

Зрительный ряд : иллюстрации на зимнюю тематику.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».

16

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.4Сказка «Катя и время»

Формировать умение слушать сказку, узнавать знакомые персонажи: Гном Тик-Так, «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», братья месяцы и других героев этой сказочной страны, учить наблюдательности, о том, как сменяются месяцы, природа в то или иное время года, воспитывать интерес к познанию.

Зрительный ряд: иллюстрации по временам года.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.5Развлечение «Зимушка – зима»

Обратить внимание детей на то, как меняется природа в зимнее время года в нашем крае: как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомить с произведениями оренбургских поэтов.

Зрительный ряд: иллюстрации на зимнюю тематику.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.6Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Закрепить и уточнить знания детей о том, как выглядят различные деревья в зависимости от времени года, и месяца; помочь детям в образной форме понять  взаимосвязь между временем года и явлениями природы, учить видеть красоту, развивать математические способности, получать интеллектуальное удовлетворение от полученных знаний.

17

Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Зима»

Музыкальный ряд : П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.7Новогоднее математическое развлечение «Украшаем елку»

Формировать умение  добиваться хороших результатов и интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности, закреплять знания о геометрических фигурах.

Зрительный ряд: изображение ёлки, геометрические фигуры.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.8Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Продолжать применять знания по установлению временных отношений, помочь детям овладеть учебным материалом, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, и разные месяцы, развивать умственные способности, интеллектуальные чувства.  Закрепить представления о частях суток, познакомить со стихотворением «Летним днём»

Зрительный ряд: лото «Времена года», часы «Части суток».

Литературный ряд:  Л. Чернова «Летним днём»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.9«Путешествие в страну математика»

Закрепить счёт в пределах 5, закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства.

18

Зрительный ряд: числовые карточки, геометрические фигуры.

Литературный ряд: картотека стихов о геометрических фигурах, задачи в стихах.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 2.10Математический КВН

Стремление добиваться хороших результатов, используя математические знания.  Получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности; обобщить  знания о зиме прочтение стихов писателей Оренбуржья.

Зрительный ряд: репродукция «Волшебница зима» К. Ф. Юон

Музыкальный ряд:  «Времена года. Февраль. Масленица» Чайковский П. И.

Литературный ряд: Р. Кудусов «Зима в степи»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Модуль III«Весна»

Тема 3.1«Весна пришла»

Обратить внимание детей на то, как меняется природа весной, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с весенними месяцами.

Зрительный ряд: иллюстрации  «Весна»; репродукция картины  «Разлив» Л.В.Попов

Музыкальный ряд:  «Весенняя песня» Ф. Мендельсон

Литературный ряд:  «Весна»  Т. Шабаренина;  «Весна»  В. Шушуев;  

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, музыка, социализация, художественное чтение, безопасность, познание.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.2 Путешествие в сказку «Дюймовочка»

19

 На основе истории сказочных героев упражнять в решении проблемных ситуаций и логических задач, развивать внимание, мышление, умственные способности, творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к сказке.

Зрительный ряд: плоскостные  сказочные  герои

Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «Дюймовочка».

Литературный ряд:  «Снова весна на свете» Мария Любицкая.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, чтение художественной литературы социализация

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.3Путешествие в русскую народную сказку «Заюшкина избушка»

Путешествие по сказке с помощью математических заданий, учить определять направление по отношению к объекту, закреплять знания о геометрических фигурах, активизировать в речи детей слова и словосочетания:  длиннее, короче,  длинный, равный по длине; развивать внимание, чувство уверенности в своих силах.

Зрительный ряд :иллюстрации к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Литературный ряд: «Тюльпановый остров» Л. И Б. Коростины

Музыкальный ряд: музыка из одноименного кинофильма.

Интеграция образовательных  областей:  коммуникация, социализация, музыка,  чтение художественной литературы

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.4Путешествие в сказку «Теремок»

Формировать умение видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства, логическое мышление.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке.

Литературный ряд: сказка «Теремок».

Музыкальный ряд: русская народная песня, минусовка.

20

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.5  Математическая беседа: « Кто,  где живет?»

Упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, упражнять в установлении равенства, воспитывать любовь к математике, чувство уверенности в своих знаниях, стремление преодолеть трудности; закрепить знания о частях суток, остановиться на вечере; вспомнить последовательность дней недели.

Зрительный ряд: предметы для счета; иллюстрации на весеннюю тематику.

Музыкальный ряд: «Времена года. Апрель. Подснежник» Чайковский П. И.

Литературный ряд:  А.Клименко «Вечером»;  Иван Малов  «Солнце садилось»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка,  чтение художественной литературы  

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.6Игра -  соревнование

Упражнять детей в порядковом счете, повторить геометрические фигуры, воспитывать умственные способности, интеллектуальное удовлетворение от проделанной работы.

Зрительный ряд:геометрические фигуры; предметы для счета.

Музыкальный ряд: «Времена года. Апрель. Подснежник» Чайковский П. И.

Литературный ряд: стихи оренбургских поэтов  о весне.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.7Мы сажаем. Проблемная ситуация.

Формировать умение выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый

21

большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество; знакомство со стихотворением Р. Мигалая  «Белая сирень»

Зрительный ряд: предметы в порядке возрастания размера.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Май. Белые ночи»

Литературный  ряд:  Р.Мигалай «Белая сирень»

Интеграция образовательных программ: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы,   безопасность.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

3. 8 Математический фольклорный досуг: «Смех да веселье»

Повторить с детьми порядковый и обратный счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление, вспомнить с детьми пословицы и поговорки, где встречаются числа 1,3 .., создавать у детей радостное настроение.

Зрительный ряд: предметы для счета, макеты лабиринтов

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Май. Белые ночи»

Литературный ряд:  Т. М. Бабушкина  «Математика. Нестандартные занятия», пословицы и поговорки о весне.

Интеграция  образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 3.9«Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей”. Игра-развлечение.

Упражнять детей в решении задач на логическое мышление, уметь разгадывать лабиринты, создавать у детей радостное настроение, чувство уверенности в своих знаниях.

Зрительный ряд: модели лабиринтов, наборы плоскостных игрушек, наборы животных, обитающих в Оренбуржье.

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Литературный ряд: Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия».

22

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, безопасность.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

3.10 Математический КВН

Формировать умение играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку; закреплять и систематизировать временные представления; уточнять математические понятия; знать фамилии оренбургских поэтов и их произведения.

Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Разлив»

Литературный ряд: « Хороша Урал-река!» И. Гаврилова.

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, безопасность.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

 Модуль IV  «Лето»

Тема 4.1 «Здравствуй, лето красное!»

Обратить внимание детей на то, как меняется природа летом: как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с летними месяцами.

Зрительный ряд: репродукция картин  «Крепкий сон», «В саду» Л.В. Попов

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»

Литературный ряд:  «Летним днем» Л. Чернова, «Моя родина пахнет душицей» Андрей Заряев.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

23

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 4.2 Летние месяцы

Расширять представления о лете, о сезонных изменениях в природе  дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого ;познакомить детей с названием летних месяцев;  воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.

Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Переселенцы.  Гроза»

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года.

Литературный ряд:  «Лето» Ирина Гаврилова,  «Малина» Надежда Онищук.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 4.3 Солнце красное

Закрепить знания о неживой природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание, обогащать словарь; сравнивать форму солнца с формой круга;

 расширять представления о лете, о сезонных изменениях в природе ;дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого; познакомить детей с названием летних месяцев воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы; развивать творческие и конструктивные способности детей.

Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Облака»

Музыкальный ряд : песни о лете.

Литературный ряд: «После дождя» Ирина Гаврилова

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 4.4  Развлечение «Времена года»

24

Закрепить и упорядочить временные представления детей на основе наблюдений изменений в природе. Закрепить знания детей о цикличности времён года, Развивать эмоциональную отзывчивость.

Зрительный ряд:  репродукции Л. Попова «Крепкий сон», «Облака»

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»

Литературный ряд: «Я слышу степь», «Июнь луговой»  И. Малов

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

Тема 4.5 Математический КВН  «Времена года»

Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.  Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Зрительный ряд: по замыслу педагога

Музыкальный ряд: классическая музыка

Литературный ряд: стихи оренбургских поэтов

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.

25

  1. КОНТРОЛЬНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задача: определить степень освоения ребенком дополнительной образовательной программы. Проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка 4-5 лет в соответствии с Программой (см. «Ожидаемые результаты»).

Оценка уровня развития: большинство компонентов недостаточно развиты – 1 балл;  отдельные компоненты не развиты – 2 балла;  соответствует возрасту- 3 балла.

Группа детского сада        Метод

Дата проведения

Ф. И. ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физически развитый

Любознательный, активный

Эмоциональный, отзывчивый

Овладевший способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи

Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, природе

Овладевший предпосылками учебной деятельности

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных  ценностных представлений

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Результат

Примечание

26

  1.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Стихотворения поэтов Оренбуржья: «Осень» Елена Баталова, «Зима в степи» Р. Кудусов, «Снова весна на свете» Мария Любцкая, «Тюльпановый остров» Л. И Б. Корыстины, «Июнь луговой» Иван Малов и другие.

Тематические картинки (группировка и классификация по признаку времени, подборка фотографий).

Тематические картинки с изображениями природных явлений, действий детей и взрослых в различное время суток.

Картотека художественных произведений, стихов, загадок на тему: «Временные понятия».

Картотека пословиц и поговорок о временах года.

Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Мой день», «Приглашение» (части суток), «Подбери одежду», «Найди соседа», «Назови когда», «Живая неделя», «Что я построю из песка?», «Кто, в какое время суток работает? », «Времена года», «Когда это бывает? »,«Какой день недели спрятался? » и др.

Картотека подвижных игр: «Что мы делали? », «День - ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Чья неделька быстрее соберется», «Год постройся», «Вчера, сегодня, завтра», «Пчелка», «Солнце и тень»   и др.

Картотека пальчиковых игр: «Осенние листья», «Дни недели», «Осень», «Зима» и др.

Коллекция репродукций картин / «Утро в сосновом бору» (И. Шишкин, «Золотая осень» (И. И. Левитан, «Февральская лазурь» (И. Грабарь, «Весенний солнечный день», «Волшебница зима» (К. Ф. Юон) и др.

27

Модели: «Суточный домик», «Наш день», «Времена года», «Модель недели», «Дни недели», «Круглый год».

Картотека динамических упражнений: «Листья», «В понедельник я купался», «А часы идут, идут», «Снежок» и др.

Коллекция музыкальных произведений: «Времена года» А. Вивальди, «Весенняя песня» Ф. Мендельсон, «Времена года», «Песня жаворонка» П. И. Чайковский, «Утро» Э. Г риг и др.

Пособия: различные виды календарей  -  перекидной, отрывной, настенный, карманный;  календари погоды;  разные виды часов,  «Музей часов», модели часов.

Авторские дидактические игры: «Семь веселых гномов», «Времена года», «Когда приедет папа? », пособия: «Радужная неделя», «Наш календарь», «Круглый год».

« Конспекты непосредственно образовательной деятельности: «Белоснежка и семь гномов», «Посылка для ребят», «Мы - путешественники» (дни недели, «Экскурсия в музей», «Часовая мастерская» (часы, «Новогодний подарок» (календарь).

Следует отметить, что представленные направления методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников в полном объеме реализуются - это позволило добиться значительных положительных результатов.

  1. Методы,  средства

28

Методы

Средства

1.

Наглядный

Использование иллюстраций, картин по определению времен года и частей суток детьми

2.

Наглядно – слуховой

Использование музыки П.И. Чайковского «Времена года»

3.

Практический

 Повторение стихотворений поэтов Оренбуржья; проведение НОД и мероприятий в игровой и соревновательной форме

4.

Словесный

Объяснения, вопросы, образные сюжетные рассказы

                   5.2  Организационные формы

Индивидуальные, групповые.

5.3  Глоссарий понятий.

Объяснить детям значение следующих слов:

времена года – четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл;

месяц  — единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.

 календарный месяц — во многих календарях год делится на 12 именованных месяцев;

сутки единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси;

неделя единица исчисления времени от понедельника до воскресенья включительно;

год – время обтечения земли вокруг солнца

5.4 Ресурсное обеспечение:

Информационные: ЦОР, ЭИР (сайт www. orenobl. ru) , пособия

29

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».

Москва «Просвещение» 1991.

  1. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Старший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
  2. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Подготовительная группа. Издательство «Мозаика - Синтез».
  3. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
  4. В. П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
  5. 3. А. Михайлова, Э. н. Иоффе «Математика от трёх до семи». Издательство «Акцидент».
  6. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Издательство ООо «Книголюб».
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2005 г., стр. 78 «Времена года» Т. Хоштйрия, Л. Легчилина.
  8. Е. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников».

30



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)

Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...