"Художественное слово как средство математического развития" (из опыта работы)
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное слово  как средство математического развития

детей дошкольного возраста.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления.

В процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений я использую различные методы и приёмы, в частности художественное слово. Оно способствует математическому развитию дошкольников. Определить объём и степень включения в работу стихов, считалок, загадок стараюсь самостоятельно.  Первоначальное знакомство  со стихотворением или считалкой может проходить  в процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников, когда как разучивание их может проводиться в процессе совместной деятельности с взрослым в ходе режимных процессов. Считалки и стихи использую  в различных ситуациях, они делают совместную деятельность детей и взрослого более разнообразной.

Загадки я использую в зависимости от целей ситуативного познавательного общения, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных  бесед. В своей работе я ставлю цель:  подвести детей к размышлению  над загадкой,  натолкнуть на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Например:         Пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке?

                                                                         / шесть /

В качестве загадок я широко использую фрагменты произведений писателей: .К. Чуковского, А. Барто , С. Михалкова , В. Берестова , и др.

Например :          Шёл Кондрат в Ленинград,

                                А навстречу – двенадцать ребят.

                                У каждого по три лукошка и т. д .                     К. Чуковский.                                                                                                              

Такие примеры, задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки использую не для развлечения, а для формирования у воспитанников элементарных  математических представлений. Загадки, стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий в стихотворной форме рассчитано на сообразительность, требует смекалки, внимания, воображения. Приведённый выше фрагмент из произведения К. Чуковского можно эффективно использовать в процессе непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками.

                                       И задумался старый Кондрат.

                                       Сколько мышат и котят,

                                        Ребята несут в Ленинград.

Дети с удовольствием пытаются ответить на этот вопрос и с большим удовольствием выслушивают авторскую версию:

                                          Глупый, глупый Кондрат!

                                          Он один и шагал в Ленинград.

                                          А ребята с лукошками,

                                          С мышами и кошками

                                          Шли навстречу ему – в Кострому.

Приведу ещё один пример на математическую смекалку:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка,

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка  дала?

                                             Бабушка дала только одну копеечку,

                                              т.к.  Марьюшка, Марусенька,

                                              Машенька и Манечка – одна и та же девочка. /

Можно обыграть стихотворение и предложить детям такое задание. Дети слушают стихотворение Ю. Тувима  Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Вопрос к детям:  Все овощи хозяйка разложила по разным тарелкам. Сколько понадобилось тарелок?

                                                / Шесть /

Таким образом, при использовании художественного слова для математического развития детей дошкольного возраста основные усилия педагога  должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника  интерес к самому процессу познания математики, научить ребёнка находить самостоятельный путь решения познавательных задач и достигать поставленной цели. Здесь важно добиться не только конкретного ответа, но и способствовать возникновению познавательного интереса, развитию  эвристического мышления, речи, сообразительности, самостоятельности.

Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику, как науку, верить в свои силы – моя главная цель как педагога.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста».Материал п...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

"Мате плюс.Математическое развитие" Из опыта работы.

quot;Мате плюс.Математическое развитие" Из опыта работы....

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Презентация опыта работы по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников

Презентация опыта работы  по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников. Через презентацию показала каккие игры с геометрическим содержанием я и...

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы).

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы).В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость прио...