Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике на тему

Сачкова Елена Михайловна

методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Время -отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся каждый день: смотрим на часы, календарь. Ребенок тоже живет во времени, поэтому необходимо формировать у детей представления о нем.Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Дошкольники-это будущие школьники, и  время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первогокласса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки, начинать во время приготовлениеуроков дома и т.д.

Сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность   умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качестваявляются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности. На занятиях, во время игр, наблюдений, бесед, чтения.

Знания полученные на занятиях дополняются и закрепляются не только на занятиях по математике, но и на протяжении всего дня. Например: во время приема пищи на протяжении всего дня закрепляется последовательность частей суток (утром – завтракаем, вечером – ужинаем); на прогулке – признаки времен года и т.д.; при проведении закаливания и дыхательной гимнастики; на других занятиях – рисование, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.

Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представленийбольшое внимание необходимо уделить развивающей  предметной среде. Можно создать в группе «Уголок Времени», куда можно разместить:

- модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;

- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

- настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и   дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);

- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

- плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).

Уголок должен быть расположен в доступном для детей месте и использоваться не только на занятиях, но и свободное время.

В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них необходимо  организовывать консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т.д.) так и в индивидуальном порядке; изготовить папки -передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т,д.).

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

  • наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
  • практические (игры, упражнения, опыты,занятия).

Одно из таких занятий по развитию временных представлений (режим дня) у детей среднего дошкольного возраста можно найти в моем блоге.

Литература.

  1. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Рихтерман Т.Д. Москва, Просвещение,1991г.-72с.

  2. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста: Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2010 г.- 48 с.
  3. Упражнения на проверку сформированности первоначальных математических представлений у дошкольников: Г. М. Капустина — Санкт-Петербург, Школьная Пресса, 2011 г.- 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в  игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания ...

развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...

Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе....

Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...