Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике на тему

В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в  игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания о временных представлениях, делать свой умозаключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ

Части суток первая единица измерения времени, доступная пониманию ребенка среднего дошкольного возраста. Сутки складываются из четырех частей:  утра, дня, вечер, ночи.  Время суток маленький исследователь отмечает по изменению освещенности и положению на небе солнца ( днем светло, потому что на небе светит солнце,  а ночью темно-солнца нет). Важным признаком частей суток для ребенка также является смена видов деятельности,  ка собственной (сон, подъем, приход в детский сад, игры, прогулка, возвращение домой), так и окружающих его взрослых. Точный режим дня: определенное время для принятия пищи ( завтрака, обеда, полдника, ужина), сна, прогулок-имеют неоценимое значение для усвоения дошкольником представлений о частях суток. Необходимо почаще задавать ребенку вопрос о том, какое время суток скоро наступит, а какое уже прошло, сколько всего частей в сутках, какое время суток больше всего нравится ребенку и почему. Полезно, читая ребенку сказки, стихи, рассказы, рассматривая иллюстрации к ним обращать внимание детей на упоминания в них времени  суток.

Игра «Покажи правильно»

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите вслед за вашими словами передвигать стрелку на часах «Время суток».

Утром с горки я катался,                                                                                                                                 Днем я с друзьями игра ,                                                                                Вечером пел и смеялся-                                                                                         Кажется все рассказал.

Вечером перед сном вместе с ребенком попробуйте сочинить собственный  стишок о прошедшем дне.

Игра «Мяч бросай-время суток называй»

В ходе игры надо бросать мяч  друг друг, последовательно называя части суток. «Я начну, ты продолжай-время суток называй» . «ВЕЧЕР» и бросьте мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит «НОЧЬ» и т. д.

Игра « Что мы делаем, не скажем, а что делаем, покажем»

Попросите ребенка, ничего не говоря , показать , что он делает ночью(спит), затем днем(играет, рисует, кушает, гуляет) , Утром (зарядку, умывается, застилает постель), вечером(смотрит телевизор, умывается, расстилает постель, ложится спать). А сами постарайтесь отгадать , что хотел изобразить ребенок. Потом поменяйтесь ролями.

Игра « Отгадай загадку»

Что за гость, что прогоняет ночь прочь?(утро)

Вслед за вечером пришла - в небе звезды зажгла? (ночь)

Назовите точно, что между днем и ночью (вечер)

Брат к сестре в гости идет, а сестра от него прячется.  Как их зовут?  ( брат-день, сестра-ночь)

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

У маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущем. Старайтесь в повседневном общении побуждать ребенка  употреблять слова «есть», «было», «будет», соотнося их с прошлым , настоящим и будушем временем. Полезно проводить беседы перед сном о том, что произошло с ребенком за день и что ожидает завтра. (Сегодня ты ходил в детский сад. Завтра мы пойдем кататься на лыжах).

Игра «В какой день что происходит»

Прочитайте стихотворение:

Я вчера ходил в кино-                                                                                          Мне понравилось оно.                                                                                                                       А сегодня мы хотим                                                                                                           Сходить с мамой в магазин.

День сегодня выходной                                                                                                      Будет мамочка со мной.                                                                                                     Ну а завтра в семь утра                                                                                                         На работу ей пора.

Спросите ребенка в какие дни это происходит.

Игра «когда это было?»

Попросите ребенка слушать вас внимательно и продолжить начатые фразы. Бросьте ребенку мяч и скажите «Мы ходили в гости…» Ребенок должен ответить, когда это было, например: « вчера», а затем бросает мяч обратно.

Возможные варианты фраз для игры: «Мы рисовали красками…»  «Мы ходили в парк…»  «Мы поедем за город…» «Была гроза…». Все фразы должны быть составлены в соответствии с реальными событиями, происходящими в жизни ребенка.

ДНИ НЕДЕЛИ

Дни следуют за днями, и чтобы в них не запутаться, люди решили дать им названия. Так появились недели, месяцы и годы. Семь суток входят в одну неделю.  Доступно объяснить дошкольнику понятие «неделя»  можно с помощью пособия в виде круга, на котором обозначено семь цветных секторов, по количеству дней недели. Так как названия дней недели соотносятся с их номером по порядку, то на цветных секторах пособия можно поставить цифры от 1до 7. Дети лучше запоминают названия дней недели , которые для них эмоционально более значимы. (выходные,, первый день- они идут в детский сад, последний рабочий день, в понедельник –музыкальное занятие. В среду- физкультура и т.д.).

Игры на запоминание дней недели

Игра «дни недели полетели»

Прочитайте стихотворение и предложите ребенку, услышав название очередного дня недели, переводить стрелку на пособии на соответствующий этому дню цветной сектор .

В понедельник я проснулся,                                                                                                                       А во вторник я зевнул,                                                                                                                  В среду сладко потянулся,                                                                                                        А в четверг опять зевнул.                                                                                                      Спал я в пятницу,                                                                                                                        В субботу не ходил я на работу,                                                                                                              Но зато уж в воскресенье                                                                                                               Спал весь день без пробужденья.

Игра « мяч бросай – дни недели называй»

В ходе игры надо бросать мяч друг другу, последовательно называя дни недели. Скажите ребенку « Я начну , ты продолжай, дни недели называй. Вторник» и бросаете мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать «Среда» - и бросить мяч обратно и т.д.

Игра «Назови день недели»

Спросите: « Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? А какой был вчера?» «День рождения у Сережи был в понедельник, а сегодня….?» « Мы пойдем в парк в субботу, а сегодня среда. Через сколько дней мы будем гулять в парке?», « В воскресение мы поедем к бабушке. Через сколько дней мы с ней увидимся?» и т.д.

ВРЕМЕНА ГОДА, МЕСЯЦЫ

При знакомстве детей с временами года надо дать им представление о том, что в каждый из четырех сезонов года входят три месяца и все вмести они составляют год.

Придумала мать дочерям имена:                                                                                            Вот Лето и Осень, Зима и Весна,                                                                                           Приходит Весна - зеленеют леса.                                                                                                  И птичьи повсюду звенят голоса.                                                                                                         А Лето пришло - все под солнцем цветет,                                                                                            И спелые ягоды просятся в рот.                                                                                                                              Нам щедрая Осень приносит плоды –                                                                                                 Дают урожаи поля и сады.                                                                                               Зима засыпает снегами поля,                                                                                                    Зимой отдыхает и дремлет земля.

Игра « Сезоны и месяцы»

                         



Предварительный просмотр:

Времена года распределить по цветам и приклеить соответствующие картинки. С опорой на пособие изучаем месяца: июнь- одуванчик, август –яблоки на ветке, сентябрь – школьник с ранцем и букет, ноябрь – голое дерево , декабрь – снежинка и т.д. Постепенно пусть ребенок запоминает и называет первый, второй, третий месяц того сезона, который проходит в данное время.C:\Users\Admin\Pictures\2017-06\20170607_205218.jpg

Игра « Подбери слово»

Произнесите фразу и попросите закончить ее нужным словом. « Утро, день, вечер, ночь –вместе это …(сутки)», «Март, апрель, май- это …(весенние месяцы)», «Весна, лето, осень, зима – это … (год)» и т. д.

Игра « Я начну , а ты продолжи»

Предложить ребенку помочь вам перечислить время суток, дни недели, времена года и месяца. « День…» (Вечер, ночь, утро). «Лето…»(Осень,зима, весна), «Четверг…»(пятница, суббота, воскресение, понедельник, вторник, среда) , «Март…»(Апрель, май), «Вчере…»( Сегодня, завтра).

Для закрепления знаний о временах года и месяцах загадывайте ребенку загадки .

В году у дедушки четыре имени, кто это? (весна, лето, осень, зима).

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят, кто они- назови? (перечислить месяца)

Дел у меня немало, я белым одеялом, всю землю укрываю, белю поля, дома, зовут меня… (Зима)  и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста...

развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...

Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе....

Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...