Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арапова – Пискарёва Наталья Александровна. Формирование элементарных математических  представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.  – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.        

 

Вторая младшая группа.      Ориентировка во времени.

Программный материал.

       Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-

вечер.

   Методические рекомендации к организации обучения по программе.

Формировать временные понятия следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъёма, утренней гимнастики, игр, занятий, питания, сна является отличным условием для такой работы. В течение дня воспита-тель неоднократно обращает внимание детей на связь различных времен-ных отрезков с характером их деятельности.

 Он называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику, умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днём папы и мамы работают, а мы будем заниматься». Беседуя с одним ребёнком или с небольшой группой детей, воспитатель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днём и т. п.

         На занятиях закрепляются представления о частях суток. Воспитатель показывает детям картинки (фотографии) с изображением разного времени суток и различных видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Малышам можно предложить найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Можно использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.

   К концу года ребёнок может

  • Понимать смысл временных понятий: утро, вечер, день, ночь.

Средняя группа.  Ориентировка во времени.

    Программный материал.

        Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь).

Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

 Методические рекомендации к организации обучения по программе.

        Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети наблюдают, что утро всегда настаёт после ночи и сменяется днём, день – вечером, а вечер – ночью. Таким образом, ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни.

        Для развития представлений о закономерной смене частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, картинки с изображением деятельности людей в разное время суток, составлять по ним короткие рассказы, акцентируя внимание на времени суток. Можно также дать задание разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений к концу года у детей формируются обобщённые представления о сутках, они начинают понимать значение слова сутки.

Дети учатся различать понятия вчера, сегодня, завтра в результате

постоянного употребления воспитателем соответствующих понятий. Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает: «Сегодня вы будете играть с новой игрушкой». Предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, когда был (будет) праздник (вчера, завтра) и т. д.; объясняет, чем они занимались (или будут заниматься) сегодня (завтра) днём: «Сегодня мы с вами лепили, а завтра будем рисовать», «Вчера мы гуляли на участке детского сада, а сегодня пойдём в лес (парк)». Так в повседневном общении с педагогом дети постепенно усваивают эти временные понятия.

     К концу года ребёнок может

  • Определять части суток.

Старшая группа.  Ориентировка во времени.

     Программный материал.

          Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

          Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день

был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

 Методические рекомендации к организации обучения по программе.

          Детей продолжают знакомить с понятием сутки. Новые сведения даются с учётом того, что они уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Части суток ребёнок усваивает в повседневной жизни по явлениям природы (солнце ярко светит – день; стемнело – вечер и пр.). Закрепить представления детей о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети и взрослые, занятые различными видами деятельности в разное время дня; дидактические игры: «Наш день», «Продолжай!», «Наоборот»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают предложения, рассказы со словами, обозначающими время, отгадывают загадки.

         Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки, но чаще, имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет своё название. Названия дней недели ребёнку легче запомнить, если связать их с какой – то конкретной деятельностью или событием (по вторникам – занятия математикой и физкультурой, по четвергам –

музыкальные занятия и т. д.).

          Когда дети освоят порядковый счёт, воспитатель учит их связывать название каждого дня недели с его порядковым номером (первый день недели – понедельник, второй – вторник и т. д.).

 Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие (например, праздник) будет завтра.

            Используя также задания на воспроизведение последовательности событий, упорядоченных во времени, например, предлагается разложить картинки, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом, раньше (позднее (позже)), и составить по ним небольшой рассказ.

   К концу года ребёнок может

  • Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; уметь устанавливать последовательность частей суток.
  • Называть текущий день недели.

Подготовительная к школе группа.   Ориентировка во времени.

    Программный материал.

           Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели,

месяцев, времён года.

           Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до,

после, раньше, позже, в одно и то же время.

           Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

           Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

 Методические рекомендации к организации обучения по программе.

          С детьми шести лет проводится работа по формированию и закреплению понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно – на основе накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о последовательности дней недели, времён года, месяцев; знакомит с тем, что их последовательность постоянна (весна сменяет зиму, лето – весну и т. д.; на смену январю приходит февраль, затем март  т. д.; за понедельником следует вторник, среда и т. д.

           Детям дают элементарное представление об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год.

           На основе ежедневных наблюдений и организации игровых упражнений воспитатель формирует у детей понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учит пользоваться этими понятиями в жизни.

           Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают дидактические игры: «Что за чем следует?», «Наоборот», «Дни недели», «Продолжай», «Который час?», «Вчера, сегодня, завтра», а также словесные игровые упражнения: «Расскажи о времени», «Расскажи о своём распорядке дня», «Дополни предложение словами о времени», «Придумай вопрос о времени» и др., загадки о времени и часах.

          При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

           В подготовительной к школе группе у ребёнка развивают «чувство времени», учат беречь его, соблюдать режим, что очень важно будущему школьнику. Для этого полезно упражнять ребёнка в дифференцировании длительности различных временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др., давать задания типа «Что ты можешь успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)? и т. п.

          Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарём,

познакомить детей с часами (в том числе песочными) и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа.

    К концу года ребёнок может

  • Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время

по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать название текущего месяца года, последовательность всех

дней недели, времён года.

Александр  Владимирович Запорожец. Детским садам - новая, усовершенствованная программа. «Дошкольное воспитание», 1968, № 11, стр. 24.

          Психолого-педагогические исследования, проведённые в последнее время, показали, что у ребёнка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей».

Татьяна Владимировна Тарунтаева. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.  80с. с ил.

             «Последний, пятый, раздел программы – «Ориентировка во времени» - так же, как и предыдущий, осуществляется в повседневной жизни и лишь уточняется на занятиях. В основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, день, вечер, ночь.» «Ориентируясь во времени, четырёхлетние дети должны

уметь различать части суток (программа предыдущей группы), и, кроме

того, правильно пользоваться словами: сегодня, завтра, вчера.»

          «Усложняется и программа ориентировки во времени: дети старшей группы должны знать последовательность дней недели и уметь определять и называть, какой день сегодня, какой был вчера и какой будет завтра.»

           «Выполнение последнего раздела программы – «Ориентировка во времени» - предполагает прежде всего формирование у детей подготовительной группы умения укладываться в определённые отрезки времени, отведённые на игры, бытовую деятельность, занятия. У детей должно сформироваться чувство времени (что можно сделать, например, за 5, 10 минут), которое будет им необходимо в школьной жизни. Дети должны уметь пользоваться часами, определять время с точностью до получаса. Таким образом, данная задача больше связана с морально – волевой сферой личности дошкольника. Однако программа не ограничивается ею, а включает и образовательные задачи: дети должны знать последовательность дней недели и времён года, уметь назвать текущий месяц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста...

Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в  игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания ...

развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...

Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...

Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...