Главные вкладки

    Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"
    материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mir_otkrytiy.docx20.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №73 компенсирующего вида" г.Орла

    Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"

    Воспитатель

    Верижникова Т. В.

    Орёл, 2016

    Начиная с сентября 2013 года наше МБДОУ детский сад №73 участвует во всероссийской эксперименте по апробации примерной основной общеобразовательной программы "Мир открытий". Вот уже 3 года - вторая младшая, средняя, старшая группа, мы осуществляем практическую деятельность в рамках программы.

    В программе "Мир открытий" разработаны все образовательные области в соответствии с ФГОС. Но сейчас я хочу более подробно рассказать о части образовательной области познания, а именно системе математического развития дошкольников - "Игралочка". Авторы курса Петерсон Л.Г. и Кочемасова Е.Е. разработали его как начальную, дошкольную ступень, позволяющую детям накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательным методическим линиям школьного курса математики, что обеспечивает преемственность с программой "учусь учится" для начальной школы и 5-7 классов средней школы авторов Петерсон Л.Г., Дорофеева Г.В., Абрарова Д.Л., Чутковой Е.В. и др.

    Авторами данной программы было разработан комплект пособий на каждую возрастную группу:

    1. Методическое пособие для воспитателя.

    2. Демонстрационный материал.

    3. Раздаточный материал (на каждого ребёнка).

    4. Индивидуальные рабочие тетради (для работы дома).

    Основными задачами математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» авторы представили:

    • формирование мотивации учении, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
    • развитие мыслительных операций;
    • анализ и синтез свойств исследуемых объектов или явлений;
    • сравнение свойств предметов;
    • обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
    • распределение предметов в группы по выбранному свойству;
    • классификация;
    • сериация;
    • конкретизация;
    • аналогия;
    • формирование предпосылок логического мышления;
    • формирование сенсорных процессов и способностей;
    • увеличение объёма внимания, памяти;
    • расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
    • развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
    • формирование предпосылок универсальных учебных действий;
    • формирование системы элементарных математических представлений.

    В основу структуры организации образовательной программы "Мир открытий" положены технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, то есть метода рефлексивной самоорганизации, позволяющего поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы саморазвития, самоизменения и самовоспитания (на дошкольной ступени - технологии "Ситация").

    Целостная структура технологии "Ситуация" включает в себя шесть шагов (этапов):

    1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Возникает так называемая детская цель.
    2. Актуализация. Этап, подготавливающий к следующим этапам, в ходе которого дети открывают для себя новые знания.
    3. Затруднение в ситуации. Ключевой этап, где в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, когда дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.
    4. Открытие детьми нового знания (способа действия). Дети вовлекаются в процесс самостоятельным решением вопроса, в поисках открытий новых знаний. В младшем возрасте способы: "Спрошу у того, кто знает", "Придумаю сам". В старшем возрасте: "Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу."
    5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка. Предлагается ситуация, в которой новое знание используется совместно ранее освоенными способами.
    6. Осмысление (итог). Фиксирование достижения цели, определение условий, которые позволили добиться этой цели.

    В курсе математического развития дошкольников "Игралочка" выделяются три типа образовательных ситуаций:

    • образовательная ситуации "открытия" нового знания;
    • образовательная ситуации тренировочного типа;
    • образовательная ситуации обобщающего типа (итоговые).

    Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области.

    В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению.

    Цель образовательных ситуаций обобщающего типа можно определить следующим образом: систематизировать накопленный опыт математической деятельности и проверить уровень его сформированности.

    Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности, отсюда и название данной системы математического развития - "Игралочка".

    В ходе трёхлетней практической деятельности по курсу "Игралочка" мы определили для себя отличительные особенности этой системы:

    1. Раньше давались готовые знания, а сейчас создается проблемная ситуация, которая решается вместе с детьми.

    2. Большое внимание в программе уделяется развитию вариантов мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

    3. Дидактической основой организации работы с детьми в данном курсе является следующая система дидактических принципов:

    • создается развивающая среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса - принцип психологической комфортности;
    • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми - принцип деятельности;
    • в ходе познания обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом - принцип минимакса;
    • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира - принцип целостного представления о мире;
    • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора - принцип вариативности;
    • процесс приобретения знаний сориентирован на накоплении детьми собственного опыта творческой деятельности - принцип творчества;
    • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения - принцип непрерывности;

    4. Содержание курса по формированию элементарных математических представлений в программе «Мир открытий» обеспечивает преемственность и позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.

    5. Особенно актуальным является то что работа по формированию элементарно- математическом представлении проходит в тесном взаимодействии между родителями и педагогами детского сада. Взаимодействие с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой – то части Программы, а в том, чтобы помочь родителям стать активными, грамотными и заинтересованными участниками развития и воспитания собственного ребенка.

    Итак, технология "Ситуация", реализующаяся в математическом содержании программы "Мир открытий", позволяет повысить качество не только результатов образования, традиционных для курса математического развития, но и формирования познавательной мотивации, универсальных предпосылок учебной деятельности и других интегративных качеств, определённых ФГОСами. Такой важный этап, как дошкольное детство, полностью реализует свои возможности и становится ступенькой для следующего.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

    Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

    План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

    Отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

    Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важно...

    Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».

    Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....

    Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

    Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...