Кружок «Занимательная математика» Старшая группа
рабочая программа по математике

Третьякова Юлия Андреевна

Развитие математических способностей старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kruzhok.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»

Кружок «Занимательная математика» Развитие математических способностей старших дошкольников

Руководитель: Третьякова Ю.А.

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления.

Основные задачи кружка:

- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

- развитие математических способностей и склонностей;

- качественная подготовка ребенка к школе.

Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания  детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей,  поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:

- количество и счет;

- ознакомление с геометрическими фигурами;

- определение величины;

- ориентировка во времени, пространстве;

- решение  логических задач.

В соответствии с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

  1. Количество и счет.

Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

2. Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»

«Что общего и чем различаются фигуры»

«Найди предмет такой же формы»

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»

«Найди лишнюю фигуру»

«Конструктор»

«Почини одеяло»

«Танграм»

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Короче — длиннее»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность.

4. Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев  и времен года, совершенствуют представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Планирование на ноябрь:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка

Закрепить знания о числах от 1 до 10; умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение

1 неделя

Математические задачи, ориентировка на листе

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку

2 неделя

Счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов

Закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов

3 неделя

Соотнесение количества предметов с цифрой

Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей

4 неделя

Планирование на декабрь:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших

Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел

1 неделя

Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий»

Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?, знакомить с составом числа 6

2 неделя

Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки <, >, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник

Закрепить умение писать цифры 3, 4, 5, 6, учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, познакомить со знаками <,>

3 неделя

Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов

4 неделя

Планирование на январь:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, геометрические фигуры

Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком «-»; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания месяцев

1 неделя

Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, понятия «слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках

Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе

2 неделя

Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части

Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части

3 неделя

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели

Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели

4 неделя

Планирование на февраль:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Числа и цифры 1 – 8, знаки +, -, логическая задача на установление закономерностей

Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -

1 неделя

Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части

Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части

2 неделя

Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей

Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку

3 неделя

Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет

Закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы сколько? Который?, на каком по счету месте?

4 неделя

Планирование на март:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели

Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. т.д.); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше»

1 неделя

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат

Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба

2 неделя

Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков

Познакомить с числом 10; учить писать число 10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках

3 неделя

Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат

Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике

4 неделя

Планирование на апрель:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -

Продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +, -, учить рисовать в тетради в клетку кораблик

1 неделя

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками

Упражнять в количественном и порядковом счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка)

2 неделя

Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник

Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины

3 неделя

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <, >, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция

Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством; учить пользоваться знаками <, >; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей

4 неделя

Планирование на май:

содержание работы

задачи

сроки проведения

Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача

Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; учить решать логическую задачу на сходство и различие

1 неделя

Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький»

Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь), учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький»

2 неделя

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года

Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление

3 неделя

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача, круг, овал, треугольник

Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник

4 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения КВН по занимательной математике старшей группы

Приобщить детей к активной умственной деятельности, способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и за...

Развлечение по ФЭМП "Путешествие в занимательную математику" старшая группа

Цель: Уточнить знания детей о геометрических фигурах – круг, квадрат, прямоугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполн...

Кружок «Занимательная математика» Средняя группа

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача педагогов-психологов, воспитателей и родителей. Однако в практической работе данному вопросу уделяется незначительное количество време...

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.Организация кружка «Зани...

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....

Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)

Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)...

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (средняя группа 4-5 лет)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение...