Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)
материал

Новикова Наталья Леонидовна

Кружок "Занимательная математика" (Старший возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Занимательная математика»

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает

настойчивость и упорство в достижении цели»

 (А.Маркушевич) 

Актуальность.

        Математические представления должны осваиваться дошкольниками последовательно, равномерно и систематически.

Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности.

1

 Задачи:

Обучающие задачи:

        

  1. Создать условия для усвоения детьми старшей группы, умения группировать объекты по нескольким признакам, совершенствовать умения выделять совокупности предметов, блоков, фигур, обладающих общими свойствами, обобщать и классифицировать их по разным признакам.

  1. Научить правильно называть плоские и объемные формы, блоки.

  1. Познакомить последовательно с образованием каждого числа в пределах 10, учить сравнивать числа, получать равенство из неравенства.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию мыслительных операций: наглядно образного мышления, задатки логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  2. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

Воспитательные:

  1.  Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  2. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Планируемые результаты:

        

В результате реализации кружка «Занимательная математика», дети старшего дошкольного возраста научатся: группировать объекты по нескольким признакам, по цвету, форме, размеру, назначениям; разбивать множества на части и воссоединять их, будут выделять совокупности предметов, блоков, фигур, обладающих общими свойствами, обобщать и классифицировать их по разным признакам и правильно называть плоские и объемные формы, блоки. Научатся сравнивать числа до 10, получать равенство из неравенства, понимать отношения рядом стоящих чисел: больше, меньше, поровну.

        Дети научатся играть в игры развивающие мыслительные операции, требующие интеллектуального усилия. Самостоятельно без помощи взрослого находить ответ в заданиях и выполнять их.

        

Целевые ориентиры

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства

  1. Дети научатся выделять разнообразные свойства в предметах.

  1. Научаться сравнивать предметы и устанавливать сходства и различия.

  1. Научаться ориентироваться в пространстве.

  1. Научатся строить по схеме различные объекты.

  1. Научаться считать до 10 в прямом и обратном порядке.

  1. Смогут сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

  1. Познакомятся с цифрами от 0 до 9

  1. Познакомятся с порядковым счетом в пределах 10

  1. Будут определять количество предметов в группах, обобщать числовым значением.

  1.  Научаться решать задачи в пределах 10.

Возрастная группа: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Периодичность работы кружка «Занимательная математика»:

Работа кружка  рассчитана на один год, частота проведения – 2 раз в месяц. Период работы клуба с октября по май.

Перспективный план занятий

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Программное

содержание

Оборудование

Занятие №1

Тема: «Учимся быстро считать»

1. Просмотр мультфильма «Цифры»

2. Игра: «Найди цифру»

3.Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее».

Учить устному счету до 10.

Развивать зрительное внимание.

Воспитывать усидчивость, выполнение задания до конца.

1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8.

2. Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов.

3.Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.

4.Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений.

 5. Приучать выслушивать задание.

6.Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике. 2. Формировать коммуникативные навыки.

Мультфильм «Арифметика малышка»

Рисунки с цифрами.

Блоки Дьенеша.

Занятие №2

Тема: «Изучаем цифру и число 0»

          2.Закрепление цифр 1-2

 3. Пальчиковая игра  «Кораблик»

4.Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее?»

Познакомить с цифрами и счетом 0-2.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать зрительное внимание, память, сообразительность.

Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Мультфильм о числах и цифрах 0.

Таблицы с цифрами.

Блоки Дьенеша.

Занятие №3

          Тема:  «Изучаем цифру и число 3»

 1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2.

     2.Математические задачи.

      3.Пальчиковая гимнастика «Кораблик», Пальчиковая игра «жил-       был зайчик»

 4.Игры с кубиками Никитина «Сложи цифры 1, 2, 3

Познакомить с цифрой и числом 3.

Учить различать цифры и находить их на рисунке.

Развивать сообразительность, слуховое восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать усидчивость и интерес к настольным играм.

Мультфильм о числах и цифрах 3.

Таблицы с цифрами.Рисунки с цифрами.

Наглядный материал.

Кубики Никитина.

Занятие №4

Тема:  «Изучаем цифру и число 4»

1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2, 3, 4.

   

    2.Математические задачи.

3. Собери цифру 4 из кубиков Никитина.

Познакомить с цифрами и счетом 0-4.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать зрительное внимание, память, сообразительность.

Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Мультфильм о числах и цифрах 4.

Таблицы с цифрами. Рисунки обведи по цифрам.

Домики с этажами.

Наглядный материал.

Кубики Никитина.

Занятие №5

Тема: «Изучаем цифру и число 5»

1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5.

     2.Математические задачи.

3. Напиши цифру 5 разными способами.

4. Игра : «Найди цифру»

Познакомить с цифрами и счетом 0-2.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать зрительное внимание, память, сообразительность.

Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Мультфильм «Арифметика малышка»

Цифра 5.

Раздаточный материал:

5 матрешек

5 мишек

5 цветочков

Фасоль

Блоки Дьенеша

Куклы ба-би-бо

Занятие №6

Тема: «Изучаем цифру и число 6»

1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6

     2.Математические задачи.

3. Напиши цифру 6 разными способами.

4. Игра : «Найди цифру»

Познакомить с числом и цифрой 6.

Развивать сообразительность, слуховое внимание,

мелкую моторику пальцев рук.

Развитие зрительного восприятия память.

Воспитывать интерес и желание решать сложные задачи. Доводить начатое дело до конца.

Мультфильм «Арифметика малышка»

Цифра 6.        

Карточки с этажами

Канцелярия.

Палочки Кюинзера.

Занятие № 7.

Тема: «Изучаем цифру и число 7»

1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

     2.Математические задачи. (+ и -)

3. Напиши цифру 7 разными способами.

4. Игра: «Путешествие в зоопарк»

Познакомить с числом и цифрой 7.

Развивать сообразительность, слуховое внимание,

мелкую моторику пальцев рук.

Развитие зрительного восприятия память.

Воспитывать интерес и желание решать сложные задачи. Доводить начатое дело до конца.

Мультфильм «Арифметика малышка»

Цифра 7.        

Загадки с цифрами.

Наглядный материал

Шишки

Белки

Фасоль, песок.

Животные,

Блоки Дьенеша.

Занятие №8

Тема: «Путешествие в страну знаний»

Игра «Найди свое место в автобусе»

Игра : «Соседи числа»

Математические загадки.

Станция «Цифровая»

Дидактическая игра «Сравни предметы»

  1. Образовательные:
  2. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
  3. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
  4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  5. Закрепить название геометрических фигур.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение  работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя

Блоки Дьенеша

Цифры

Дом с этажами

Ножницы

Концелярия

Палочки Кюинзера

Занятие №9

Тема:  «Изучаем цифру и число 8»

1.Игра на закрепление цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

     2.Математические задачи. (+ и -)

3. Напиши цифру 8 разными способами.

4. Игра: «Магазин»

 1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8.

2. Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов.

3.Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.

4.Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений.

 5. Приучать выслушивать задание.

6.Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике. 2. Формировать коммуникативные навыки.

Цифры 1-8

Картинки с предметами

Задачи математические

Канцелярия

Природный материал

Игрушки для игры в магазин.

Деньги до 8.

Диагностический инструментарий:

Викторина: «С математикой дружу».

Список используемой литературы:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др

  1. Женя Кац. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет.

  1. Ирина Мальцева. Математика и логика от А до Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД "Страна Математики" старший дошкольный возраст

Методическая разработка НОД "Страна Математики" для старшего дошкольного возраста...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

НОД. Математика. Старший дошкольный возраст.

.  Продолжать учить детей измерять крупу условной  меркой, определять время по часам, декодировать задание. Закреплять умение выделять из группы предметов большой, поменьше, еще меньше, самы...

Дидактическая игра «Город Королевы Математики». Старший дошкольный возраст.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Город Королевы Математики» разработана в соответствии с возрастом детей. Программное содержание дидактической игры решает ...

Консультация: «Занимательная математика. Старший дошкольный возраст.»

В этом возрасте интерес к математическим знаниям у детей становится более осознанным и устойчивым. Ребенок часто сам обращается с просьбой научить его считать дальше, решать задачи и примеры, узнавать...

Визитная карточка команды "1+2" на конкурс "Юный математик"(старший дошкольный возраст)

Визитная карточка команды "1+2" на конкурс "Юный математик"...