Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет.
учебно-методический материал по математике ( группа) на тему

Ерофеева Наталья Федоровна

Среди объектов для исследования в действии большее место занимают объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_razvivayushchey_predmetno.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование развивающей предметно-пространственной

среды в образовательной области «Познание» для детей 4-5 лет.

Использование

пространства

Влияние пространства на интеллектуальное

развитие ребенка

Многофункциональное использование  всех помещений ДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей

Удаление «познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах

Создание игрового пространства, мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ.

Расширяются возможности для освоения образовательного пространства.

«Изрезанность» пространства. «Лабиринтное расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении)

Развивается ориентировка в пространстве

Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ

У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки

Все пространство «разбирается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование

У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость

Использование

Времени

Влияние пространства наинтеллектуальное

развитие ребенка

Временная последовательность разных видов жизнедеятельности

Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время

Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых, нерегламентированной деятельности при организации взрослым и свободной деятельности (соответственно 20:40:40)  

Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня

Время для общения по схемам:

«я - я»

«я - педагог»

«я - друг, друзья»

«я -  все»

Разнообразие общения - разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире

Использование предметного

окружения

Влияние пространства на интеллектуальное

развитие ребенка

Использование многофункциональных, вариативных модулей

Развитие конструктивного мышления

Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)

Ориентировка в окружающей действительности

Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте

Интеллектуальное развитие

Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, загадочных знаков и т.п.

Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность

Примерный набор материалов, необходимых

для организации познавательной деятельности.

4-5 лет

Среди объектов для исследования в действии большее место занимают объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т.п.). Усиливается значение объектов-"головоломок" в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь), стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей. Объекты-"головоломки" представляют собой совершенно искусственные объекты (сборные кубы, шары, проблемные ящики и т.п.), но отчасти они создают общее поле материалов с игровой и продуктивной деятельностью, пересекаясь с ними (игрушки-трансформеры, сборно-разборные игрушки, конструктивные модули и пр.).

Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных "комплексных" оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т.п. При этом карточки как обычные (допускающими многовариантные решения), так и с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).

Для введения в жизнь детей наглядно-графических моделей как важного культурного средства познавательной деятельности размещаются материалы типа "лото" с сопоставлением реалистических и схематических изображений разнообразных предметов, а также разного рода "графические головоломки" (разнообразные графические лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.). Такие материалы представлены в виде отдельных бланков, буклетов, а также в виде настольно-печатных "развивающих" игр (для индивидуального и группового использования). Естественным образом наглядно-графические модели в виде условного плана-маршрута входят в жизнь детей через игру с правилами "гусек", которая осваивается на пятом году жизни. В этом материал для познавательно-исследовательской деятельности пересекается с игровым материалом.

В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях»

В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации тако...