«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях»
консультация

Шевченко Надежда Владимировна

В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребёнка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка. В контексте сказанного главным является влияние предметно - пространственной среды на развитие воспитанников дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья и повышения эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.). Отсюда возникает необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребёнка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым станет одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. При этом развивающий эффект предметно-пространственной среды детского сада в значительной степени зависит от способности педагогов раскрыть социальный потенциал предметного мира, использовать его в качестве воспитательного средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rpps.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной организации на сегодняшний день является актуальной. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в котором подразумевается создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При организации образовательного процесса в ДО основой выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие личностных качеств обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе и вступление во взрослую жизнь.

Развитие ребёнка осуществляется в игре, в связи с этим ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДО) необходимо обеспечить реализацию:

·        образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья, учёта индивидуальных особенностей и коррекции их развития;

·        двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

·        различных        образовательных        программ        с        учётом        применения

инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.3., п.п. 3.6.3., (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).        Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определёнными принципами разделения пространства Организации.    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

1. Основополагающие принципы построения развивающей среды (по В.А.Петровскому):

- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

- стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

- комплексирования        и        гибкого        зонирования,        реализующий        возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

- открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);

- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

2. Предметно-пространственная среда – моделирует содержание духовного и физического развития в соответствии с требованиями ООП ДО.

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

·        реализация        различных        образовательных        программ        с        учетом        применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

·        организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

·        реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п. 3 пп. 3.3.).

Таким образом, опираясь на нормативно-правовые документы, развивающая среда в ДОО должна отражать полный процесс образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Функциональные особенности развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Роль среды в развитии детей прослеживается в трёх основных функциях.

Организующая функция позволяет ребенку выбирать всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и

вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того        вида

самостоятельной деятельности,       который       будет       отвечать        его предпочтениям,     потребностям     или        формировать интересы.

Воспитательная        функция        предполагает наполнение и построение развивающей среды ориентированной на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая        функция        предполагает        содержание        среды        каждой деятельности соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Дошкольные организации сами могут осуществлять свою образовательную деятельность и изменять развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, действующими нормативно-правовыми документами, а так же экономическими и социокультурными условиями.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды ДОО. В свете современных тенденций российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды, учитывающие возрастную и гендерную специфику для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

·        охрану и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей, а также проявления уважения к их человеческому достоинству и чувствам,        потребностям,        формировать        и        поддерживать        их        положительную самооценку, при взаимодействии друг с другом и в коллективе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

·        максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, дошкольной        организации,        прилегающей        территории,        а        также        материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, учётом охраны и укрепления здоровья, особенностей и коррекции недостатков их развития;

·        построение        вариативного        развивающего        образования        ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми;

·        создание        условий        для        трудовой        деятельности        и        мотивации

непрерывного самосовершенствования;

·        открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную        деятельность,        осуществление        их        поддержки        по вопросам образования детей, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

·        построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и

искусственного замедления развития детей);

· создание        равных        условий,        максимально способствующих        реализации

различных       образовательных программ              в              дошкольных образованиях

для        детей, принадлежащих            к            разным национально-культурным, религиозным            общностям            и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В каждой дошкольной организации развивающая предметно- пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую воспитывающую, стимулирующую функции.

4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Главные требования к организации предметно-развивающей среды:

·        адекватность        реализуемой        образовательной        программе, особенностям     педагогического        процесса        и     творческому характеру деятельности ребенка;

·        обеспечение        активной        самостоятельности        ребенка        в деятельности;

·        создание        условий        для        творческого,        познавательного, эстетического развития;

 

·        обеспечение полноценного развития для формирования личности ребенка;

·        учет возрастных особенностей и потребностей детей. Адекватность        развивающей

среды        предполагает        гибкость игрового пространства; занятость и активность ребёнка в  интересных видах деятельности, возможность использования игрового материала в соответствии с образовательной ситуацией и уединения.

Важно, чтобы среда стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности в деятельности, создавала условия для творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации среды ребенок чувствует уверенность в себе, у него стимулируется проявления самостоятельности и творчества.

Для того, чтобы среда стала условием для творческого саморазвития личности ребёнка необходимо:

- гибкое и вариативное использование пространства (среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка);

- в дизайне детского сада ориентироваться на безопасность и возраст детей;

- учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально сферы;

- пространство группового помещения должно содержать мягкие модули, переносные ширмы, выкатные столики и т.п.

- элементы декора должны быть легко сменяемыми;

- цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», п.11 Ст. V);

- в групповом помещении создавать условия для игровой активности;

- учитывать акустическое оформление и освещение помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена        равномерно        и        вдоль        светонесущей        стены        (постановление        Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Ст. VII);

- использовать технические средства в помещениях ДОО, адаптируя их под конкретные задачи, специфику образовательной программы. Эти технические средства должны функционировать в групповом помещении или музыкальном зале, а не только в специализированных компьютерных кабинетах. Эффективное и рациональное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, а формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

5. Использование потенциала пространства образовательной организации (в соответствии с ФГОС ДО п.3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде):

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая        предметно-пространственная        среда        должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая        предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;

● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

● учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной Программы дошкольной организации.

Насыщенность среды предполагает наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал, служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

В организации пространства необходимо гибкое и вариативное его использование исходящее из эргономических (разумно, удобно и красиво)        требований        к

жизнедеятельности:        антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Использование цветосветового и звукового дизайна; создание композиции        предметной     и        игровой        среды, предусматривающей обеспечение личного пространства для ребенка, системы подвижных и кривых зеркал.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том        числе,        расходными        игровым,

спортивным,        оздоровительным оборудованием,        инвентарём        (в       соответствии        со

спецификой образовательной Программы).

Организация        образовательного пространства        и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы дети могут передвигать в удобное для них место, и в соответствии со своими интересами.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

● наличие        полифункциональных        (не        обладающих        жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской        игре).     Важно        иметь        большое     количество

«подручных» материалов веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и

оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых        предметов,

стимулирующих        игровую,        двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

● исправность и сохранность материалов и оборудования.

Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным. Создаются три предметных пространства, отвечающих масштабам действий рук ребёнка (масштаб "глаз – рука"), его роста и предметного мира взрослых.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, а углы должны быть закрыты. Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей.

3.3.5. Дошкольная                 образовательная                 организация самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, в соответствии со спецификой Программы.

При        формировании        развивающей        предметно-развивающей        среды необходимо:

·        избавляться        от        загромождения        пространства        мало функциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами;

·        создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

·        исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей.

Необходимые факторы, которые следует учитывать при организации развивающей среды:

•        следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и        вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

•        антропометрические        факторы,        обеспечивающие        соответствие        росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС ДО;

•        предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

6. Содержание и размещение материалов и оборудования

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.

В        группе         мебель         и        оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот,

позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используют различную мебель: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Наличие больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре группы дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

Для того чтобы игры, игрушки, различные материалы вызывали у детей эмоциональный отклик и стимулировали двигательную, познавательную        активность,        развивали

игровую        деятельность необходимо грамотно их размещать.

Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.

Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Напольный строительный материал размещают отдельно на низко расположенных навесных полках рядом с ковром. Мелкий строительный материал насыпают в корзины, ящики или коробки. Конструкторы размещаются в открытых коробках и деревянных ящиках.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками и со взрослым (педагогом) деятельности.

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Игрушки, оборудование и другие материалы, относящиеся к общей группе РППС не должны:

·        провоцировать ребенка на агрессивные действия;

·        вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);

·        провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

·        вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

·        провоцировать ребёнка на пренебрежительное

или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Все элементы РППС должны иметь необходимые сертификационные документы: сертификат соответствия        и        Гигиенический        сертификат.        Эти документы подтверждают безопасность физического здоровья детей.

Так же всё оборудование и материалы в РППС должны находить своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Изменение и гибкое зонирование групповых помещений Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Этими элементами могут быть некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо обеспечивать возможность полноценной двигательной активности для детей.

В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для        возникающих        образовательных        задач:        организация        детской

импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Для достижения реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченной возможности замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Для того чтобы дошкольники могли одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу возможно организовать своеобразное зонирование, при этом каждая зона должна быть хорошо освещена и плавно переходить из одной в другую. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться.

Желательно, чтобы зоны плавно переходили от одной деятельности к другой. Например, игры со строительным материалом соседствуют с зоной сюжетных игр или театральным уголком.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от образовательных задач и индивидуальных особенностей детей. Так же учитывают доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п. 2, пп. 2.5).

Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная        деятельность,        ряженье, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

–        для        познавательной        активности (экспериментирование        с              различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что

все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

7. Организация пространства ДОО

В        ДОО        должна        быть        специально выделенная        и      огороженная      территория участков для прогулок с детьми, игр и занятий на воздухе. Цветниками, огородом, теплицей, если позволяет территория, для труда и наблюдения за выращивания овощных культур. Развитие        дошкольника        происходит        в деятельности самого ребёнка, поэтому необходимо организовывать       пространство       территории       таким образом, чтобы он мог найти себе деятельность интересную и познавательную в определённый момент своего развития. В связи с этим одним из важных условий        является     обеспечение     свободы        действий

ребёнка, поддержки его полноценного и разностороннего развития в различных условиях на улице во время игровой и двигательной деятельности, и в труде.

В помещении ДОО размещают стенды для родителей с разной информацией:

-        особенностями        образовательной        деятельности, адресом        сайта,      именем,        отчеством,        фамилией сотрудников,        их        должностей,        информацией

о дополнительных услугах, кружках, секциях и т.п.;

-        достижениями        педагогов        и        воспитанников        – фотографии, грамоты, поделки и т.п.

А так же размещают персональные выставки достижений детей и их родителей, детей и педагогов. Выставки        должны        быть        изменяемыми,        дающими возможность каждому продемонстрировать свои успехи и достижения в различных видах деятельности (рисование, лепка из солёного теста, бисероплетение, спортивные достижения и т.п.)

В коридорах и фойе устанавливают скамейки, лавочки, диванчики, а также телевизор для просмотра родителями        праздников,        развлечений        и        других мероприятий     при недостатке        свободных     мест        в музыкальном зале или в период адаптации детей.

Желающие размещаются на диванчике и смотрят мероприятие в режиме он-лайн или в записи. Удобным моментом является и электронные фоторамки транслирующие своеобразный фотоотчёт о важных или просто интересных событиях из жизни детей.

Таким образом, в актированные дни или во время знакомства детей с определённой темой дошкольники не сидят в групповом помещении, а выходят за его пределы. Важно помнить, даже самым маленьким детям должны быть доступны        другие        функциональные пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей, а не только групповые помещения. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Полученные впечатления они могут переносить в свои игры и другие виды деятельности

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка).

На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (ФИО воспитателей и помощника воспитателя, номер телефона ДОО и воспитателя, меню,

распорядок        дня        и пр.).        На        шкафчиках размещают        дидактические     материалы (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы, рекомендуемые  пр.), фотографии детей.

Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и пр.).

Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о

Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.

7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания

и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28, от 28.012021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Методическая литература

1.Дыбина О.В., Л.А. Пенькова, Н.П.Рахманова. Моделирование развивающей предметно- пространственной среды в детском саду: Методическое пособие/Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

2. Лыкова И.А., Казунина И.И., Шипунова В.А. Первые игры и игрушки. Игровая среда для детей от рождения до 3-х лет. - М.: ИД «Цветной мир», 2019г.

3. Лыкова И.А., Е.Д.Файзуллаева. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. - М.: ИД «Цветной мир», 2019г.

4. И.И. Мамайчук  Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2006.

5. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.

Стеркина. – СПб.: Издательство «Просвещение», 2002.

6. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост.  Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2013.

7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы» / Под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 2014.

8. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно методическое пособие для педагогов дошкольного образования; под ред. Л.В.Свирской. – М.: «Национальное образование», 2016.

Интернет-ресурсы

1. http://www.obruch.ru/

Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей.

2. http://www.doshvozrast.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительных мероприятий, сценарии, игры и занятия. Разделы сайта: Методическая работа. Работа с родителями. Конспекты занятий. Оздоровительная работа. Правовое воспитание. Игровая деятельность. Проведение праздников.

3. http://www.detskiysad.ru/

Портал содержит следующие разделы: Книги по педагогике, Книги по медицине, Болезни детей и взрослых, Педиатрия и гигиена, Общее воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание, Трудовое воспитание, Развитие речи, Сенсорное воспитание, Обучение в детском саду, Детское творчество, Развитие в игре, Ознакомление с природой, О детской психологии, Вопросы и проблемы, Старинные игры и забавы, Различная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации

Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса

Введение  и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....