Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал (средняя группа)

Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Кокусева Елена Александровна

                                                              Воспитатель ГБДОУ детский сад №132,

                                                              Выборгского района, г. Санкт-Петербурга

Особенности построения развивающей предметно-простанственной среды в дошкольной образовательной организации.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние. Нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребёнок будет жить – развиваться
Высказывание Е .И.Тихеевой стало для нас отправной точкой для реализации ФГОС ДО в части требований, касающихся создания развивающей предметно-пространственной среды. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. И как известно развивающая предметно-пространственная среда является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – один из основных и кардинальных вопросов, определяющих развитие ребенка в дошкольном учреждении. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Развивающая среда – это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Наряду со взрослым, который путем организации взаимодействия с ребенком стратегически помогает ему войти в прямом смысле слова в новую социальную ситуацию развития, предметная среда, которая тоже создается взрослым, делает это опосредованно, т.е. не на прямую, а средствами предметов, способами их тщательного подбора и определения места в пространстве. 

На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями и педагогами дошкольной организации стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому необходимо постоянно обновлять развивающую предметно-пространственную среду в группах. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Среда: образовательная и предметно-пространственная, вторая является составной частью первой. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Предметно-пространственна среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.

Исходя из этого, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с коридоров детского сада. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления коридора, холлов и лестничных проемов. Все вариативно, сменяемо в соответствии с нашими задачами, проектами, тематикой. На первом этаже мы организуем творческие выставки прямо на подоконниках, вывешиваем стенгазеты прямо на стенах коридора. Педагоги, проходя с детьми по коридорам детского сад, вспоминают правила поведения на лестнице, обращают внимание детей на стеновые панно по временам года, с видами Санкт-Петербурга, так же проводят беседы с детьми в холлах в соответствии с тематикой: «Русская изба», «Мой город», «Безопасный город», «Времена года» и другие. Таким образом все пространство детского сада , а не только групповые, задействованы для решения образовательных и воспитательных задач.

Мы стремимся к тому, чтобы среда была не только развивающая, но и развивающаяся: предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов пространство приобретает определенные свойства:

- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;

- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

- интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;

- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

- установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Вся развивающая среда в учреждении строится с учетом следующих принципов построения развивающей среды:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Для этого принципы в группах присутствует разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Расстановка мебели в группе осуществляется так, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

Принцип активности. Дети становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Этому способствуют крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства, ширмы, игровые поля. Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье детской посуды, стирка кукольной одежды), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, игры с водой, опыты).

Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде группы заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Для реализации данного принципы дети и педагоги используют легкие перегородки, которые могут свободно передвигать, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Каждому ребенку в группе обеспечено его личное пространство – это не только кроватка со стульчиком и ковриком, но и ящичек в комоде для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи в альбоме, его любимые игрушки.

Создавая среду в групповых помещениях, мы учитывали создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Для данного принципа разместили разновеликие зеркала, подвижные зеркала разной кривизны. Педагоги создают эмоциональный комфорт за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Развивающую предметно-пространственную среду в группе педагоги организует так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: центр игры; центр двигательной деятельности; центр конструирования; центр музыкально театрализованной деятельности; центр познавательной и исследовательской деятельности; центр продуктивной и творческой деятельности; центр правильной речи и моторики.
Спокойный сектор: центр книги; центр отдыха; центр природы.
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 

На практике мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

Список литературы:

  1. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015, №10.
  2. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.