«Технология математического развития посредством дидактических игр»
учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему

Вертянкина Людмила Александровна

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.  И детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология математического развития посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.  И детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

 Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения развивают математические способности.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством  дидактических игр».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

-приобретение знаний о величине, форме

моделировании,

 овладение математической терминологией;

  развитие познавательных интересов и способностей,

 логического мышления, общее развитие ребенка                                                                                                                  Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  я выстраиваю  с учётом следующихпринципов:

1) Доступность -

2) Непрерывность

3) Целостность

4) Системность 

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные  методы и приемы:

·          сравнение;

·        метод моделирования и конструирования

·         воссоздание и преобразование

·         информационно коммуникативные технологии

·         здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу вразличных формах:

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

 самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -игра.  Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра, с геометрическими фигурами на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей

Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам  включаться   в игру. Вначале следует  привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым  вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним. 

 В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

 1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

 2. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Также  условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, «Кубики и цвет» , «Коврограф», «Математическая полянка», «

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

Семья играет в воспитании  ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы  с родителями:

 -общие и групповые родительские собрания

-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

-проекты  с участием родителей

- изготовление дидактических игр совместно    с родителями

-мастер-класс для родителей

Дни открытых дверей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

 -совместное создание предметно-развивающей среды

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

 Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском  саду - родители и  дети закрепляли дома.

   В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.