"Зайкино новоселье"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

НОД по познавательному развитию (ФЭМП+сенсорика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinitsyna-konspekt_.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к непосредственно образовательной деятельности

 детей ясельного возраста по познавательному развитию.

(ФЭМП + сенсорика)

Тема: «Зайкино новоселье»

Тип занятия: ознакомительное.

Возраст: ясельная группа, 2 – 3 года.

Номер занятия: №3

Цель: Формирование у детей интереса  к познанию.

          Обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.
  • Закреплять умение различать один и много предметов.
  • Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
  • Формировать желание выполнять здоровьесберегающие упражнения в течение игры.  

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
  • Вызвать положительные эмоции, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Развивающие:

  • Развивать у детей внимание, образное мышление, мыслительные операции.
  • Развивать умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность

Используемые методы и приемы: показ иллюстраций, динамические паузы, работа по

образцу.

Актуальность.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

 Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком  свойств

окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных  предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса,        

         обладает стимулом познавательной активности детей, познавательной мотивации      

         воспитанников  

                      Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая  

           способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая

           наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением геометрических фигур, беседы о них, игры со строительным материалом.

Словарная работа: большой, маленький, один, много, ни одного.

Использованное оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация;

Раздаточные материалы:

  •  трафарет дома
  •  ключи для замка  с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник)
  •  кубики красного и синего цвета
  •  корзины красного и синего цвета
  •  конфеты по количеству детей
  •  баранки большие и маленькие по количеству детей
  • Ленточки желтого и зеленого цвета
  • самовар
  • скатерть
  • хлебница
  • чашки
  • блюдца

Ход НОД:

№ слайда

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1 – вводная часть (2 минуты)

Цель этапа: создать мотивацию, сформулировать цель НОД, оценить знания воспитанников.

1

Звучит русская народная музыка.

-Ребята, посмотрите, кого я сегодня встретила по дороге в детский сад?

- Поздоровайтесь с зайчиком?

- А помните, мы с вами, читали сказку о зайчике и его избушке? Как она называется?

- Правильно, это «Заюшкина избушка».

По щелчку компьютерной мыши на экране появляется картина с изображением строительного материала (для строительства дома).

Зайчик:

- Ребята, лиса меня выгнала из домика, я хочу построить новый домик и пригласить вас на новоселье.

 - Ребята, поможем зайчику?

 

Дети, услышав, музыку подходят к воспитателю.

Увидев зайца – здороваются.

- Да.

- «Заюшкина избушка».

- Да.

Этап 2 – Основная часть (10 минут)

Цель этапа: активизировать деятельность детей при помощи различных методов и приёмов

2

3

4

 - Сегодня мы с вами строители

 - Покажем, как мы будем строить дом.

Пальчиковая гимнастика

Тук, тук молотком

Строим, строим новый дом

Вырос дом, огромный дом

Будет жить зайчишка в нем

По  щелчку компьютерной мыши на экране появляется картина с макетом дома.

- Вот мы и построили с вами дом. Теперь отправляемся на новоселье. Предлагаю встать друг за другом и взяться руками за  эту волшебную веревочку, чтобы не потеряться.

Звучит музыка.

- На доме замок. Чтобы войти, нужно открыть замок. Необходимо подобрать нужный ключ. Посмотрите, какая фигура нарисована на замке? Подберите ключ с такой же геометрической фигурой.

- Молодцы, правильно подобрали ключи. Открыли замок. Теперь можно  войти в дом.

По  щелчку компьютерной мыши на экране появляется картина макет комнаты с разбросанными разноцветными кубиками: красного и синего цвета.

- Ребята, смотрите какой беспорядок!

-  Поможем  зайчику навести порядок? Соберите красные кубики в красную корзинку, а синие кубики в синюю корзинку.

- Посмотрим, правильно ли вы собрали кубики?

 По  щелчку компьютерной мыши на экране появляется картина макет комнаты с аккуратно убранными кубиками.

Зайка:

- Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

-Стало чисто в доме.

 Хорошо мы потрудились,

 Постарались малыши –

 И мальчишки и девчонки все сегодня хороши!

Воспитатель:

- Зайка угощает нас  конфетами. Сколько конфет лежит в вазе?

- Возьмите по 1 конфете. Сколько конфет у Вероники?

- Сколько конфет осталось в вазе?

Воспитатель:

- Ребята, Зайка приготовил для нас ещё угощение. Смотрите это баранки. Будем пить чай с баранками. (В хлебнице – баранки разного размера) Сколько баранок?

(Беру в одну руку большую, в другую – маленькую баранку).

- Это какая баранка?

- А это какая баранка?

- На желтую ленточку соберем большие баранки, а на зеленую – маленькие.

- На какой ленточке маленькие баранки?

- На какой ленточке большие баранки?

Зайчик:

- Ребята, какие вы молодцы! У нас сегодня очень весело. Я предлагаю поиграть. Хотите?

Подвижная игра «Зайчики и лисичка»

По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки – побегайки.
(По окончании песни «зайки» убегают от воспитателя, надевшего шапочку лисы)

Динамическая пауза «Заинька»

Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак, эдак попляши.

Дети выполняют действия соответственно тексту

(удары кулак о кулак)

(по очереди поднимают руки)

(встают на носочки, руки вверх)

(руки в стороны)

Дети берутся за веревочку.

Идут под музыку к дому.

(приложение1)

Работа за столами – ключи из разных геометрических фигур - квадрат, треугольник, круг.

(У каждого ребенка - модель замка с отверстием разных геометрических форм).

(приложение 2, 3,4)

(приложение 5)

Дети выполняют задание.

 Дети проверяют правильно ли сложили кубики по цвету.

Дети рассматривают картинку на экране.

Работа у накрытого стола: скатерть, самовар, чашки, блюдца.

Дети подходят к столу.

- Много (приложение 6)

- Одна конфета. (Конфеты лежат по количеству детей)

- Ни одной.

- Много.

- Большая.

- Маленькая.

- На зеленой.

- На желтой.

Дети вместе с воспитателем нанизывают большие баранки на желтую ленточку, а маленькие баранки на зеленую ленточку.

(приложение 7,8)

- Да.

Дети внимательно слушают и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети выполняют движения под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька» по образцу воспитателя, соответственно тексту.

(приложение 9)

 

Этап 3 – заключительный (3 минуты)

Цель этапа: организовать рефлексию и обратную связь с детьми

5

По щелчку компьютерной мыши на экране появляется картина со столом, на котором стоит самовар с чашками, конфетами, баранками.

- Ребята, пока самовар кипит, давайте вспомним, кому мы сегодня помогали?

- Что мы делали?

- Вам понравилось Зайкино новоселье?

- Что понравилось Степе? Соне?

- Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове.

Зайчик:

-А сейчас будем пить чай. В нашем доме новоселье

Начинается веселье! Двери открываем! Гостей поджидаем!

Воспитатель:

- Ну, что же пора и нам напиться чаю из самовара, угостить свои игрушки, а также рассказать им о том, что нового вы сегодня узнали.

Дети слушают и смотрят на экран

- Зайчику.

- Строили дом, наводили порядок, готовились к чаепитью.

-Да.

Ответы детей.

Дети проговаривают: «Я сегодня молодец!» и гладят себя по голове.

Ребята, подходят к своим игрушкам и делятся своими впечатлениями: где они были и что делали и приглашают их к столу.

Используемые источники информации:

1. М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина комплексные занятия с детьми раннего возраста.

2. Колдина Д. Н.Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. (Ранний возраст).

3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений.

4. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

5. Яндекс Картинки взяты с сайтов:

http://espicture.ru – картинка с изображением кубиков для строительства домика

http://feelings-pictures.startpix.ru - макет дома

http://oz.by – кубики красного цвета

http://oz.by – кубики синего цвета

http://groups.germany.ru – самовар с бубликами.

7. Звуковое сопровождение взято из Интернет-ресурса www. muzofon.com»

Русская народная музыка «Полянка, русский народный наигрыш», музыка в

обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька попляши».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зайкин день рождения

Сценка для детей средней группы....

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Фрукты для зайкиной подружки»

Галлямова Наиля Нургаязовна.М.Д.О.У. «Детский сад «Радуга» Аксубаевского  муниципального  районапервая младшая группа Методика обучения детей: художественно- эстетическое воспитание.Тем...

Сказка "Зайкина избушка"

сценарий с песнями и стихами....

Конспект НОД "Зайкины подарки"

Конспект по аппликации и развитию речи для 2 мл. гр....

ЗАЙКИН ОГОРОД

Непосредственно образовательная деятельность предназначена для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет). При разработке НОД «Зайкин огород» я учитывала, что более доступны малышам сюжетные ...

Зайкин фонарик

Сценарий досуга в 1 младшей группе...