"Лунный гость"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Патрушева Ольга Леонидовна

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

Задачи:

·         Создать условия для освоения детьми первоначальных измерительных   умений, используемых  в повседневной жизни. Учить измерять   длину (отрезок прямой линии) с помощью условной мерки;

·         Создать условия для формирования  умений классифицировать группу предметов    по двум, трем признакам, умений определять признаки геометрических фигур с помощью знаков;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lunnyy_gost.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дельфин»

Тема: «Лунный гость»

старший дошкольный возраст

(старшая группа)

Автор: Патрушева Ольга Леонидовна, воспитатель

Абакан, 2016

Тема «Лунный гость»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

Задачи:

  • Создать условия для освоения детьми первоначальных измерительных   умений, используемых  в повседневной жизни. Учить измерять   длину (отрезок прямой линии) с помощью условной мерки;
  • Создать условия для формирования  умений классифицировать группу предметов            по двум, трем признакам, умений определять признаки геометрических фигур с помощью знаков;
  •  Создать условия для побуждения детей комментировать свои действия, формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • Создать условия для  развития основ логического мышления, внимания;
  • Создать условия для   развития навыков  сотрудничества;
  • Создать условия для формирования  навыка самоконтроля и самооценки;

Оборудование:

  • игрушка  Лунтик,
  • «Портрет бабочки» из геометрических фигур;
  • набор геометрических фигур;
  • 4-5 наборов  цифр 1 -5;
  • набор  «Блоки Дьенеша»;
  • набор  «Колумбово яйцо»;
  • 2 образца (дедушки Шера);
  • полоски в клетку (условная мерка);
  • макет 2 дорог4
  • лазерная указка

Предварительная работа:

  • просмотр мультфильма «Приключение Лунтика»
  • дидактические игры: «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»

Словарная работа: условная мерка

Техническое оснащение:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • диск с м/ф «Лунтик»;
  • музыкальный центр

Организация детских видов деятельности:

  • Общение ребёнка со взрослым;
  • Общение ребёнка со сверстниками;
  • Исследовательская деятельность (исследовательская практика)

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно- иллюстративный.

Ход деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

I.Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

В группе мультемидийный проектор с включенным экраном. На экране – заставка (смайлик)

В группе играет музыкальное сопровождение

Игрушка Лунтик

Взрослый не обращает внимание на звуковой сигнал о сообщении

Дети  обращаются ко взрослому с вопросами

Условия для проявления поисковой активности

- Как вы, думаете, от кого  это сообщение? Почему?

- Как можно узнать, правильны ли ваши предположения?

Предположение и ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Слайд1   - загадка:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Его любят малыши.

- Ребята, вы знаете, что  Лунтик так же как и вы очень любит математику и в свободное время часто решает различные задачи. Сегодня он приготовил несколько заданий для вас и своих друзей, и предлагает вам попробовать их выполнить.

Лунтик

II. Основная часть

После того как дети  высказали свои предположения они  подходят к Лунтику и берут из его лап задания (схемы дорожек- приложение №1)

Подходят к столам

На столах расположены: счётные палочки, спички, листы бумаги в клеточку, 4 карточки с дорожками

-Кто хочет попробовать решить  задание Лунтика?

- А для кого кроме нас эти задания приготовил Лунтик?

- Каких вы друзей Лунтика знаете?

- Кто знает где живут его друзья?

- А что это у Лунтика в лапах?

-Думаете, что теперь нам нужно делать?

Ответы детей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Игра  «Измерение дорожек»

-Как вы, думаете, по какой дорожке Лунтик быстрее придёт к своим друзьям?

-Как вам кажется, какая дорожка короткая, а какая длинная?

- На сколько больше?

- А как проверить наши предположения?

-Чем можно измерить  дорожки?

- Можно измерить способом «наложением» (совмещением). А есть ещё один способ измерения. Хотите узнать какой?

- Можно измерить предмет «условной меркой», за мерку можно взять любой предмет (палочку, нитку, лист бумаги в клетку)

Сейчас я расскажу вам  правила измерения.

  • первое, что мы сделаем, выберем мерку.
  • прикладываем мерку к краю полоски, которую мы измеряем
  • обязательно отмечаем  конец мерки, сделать это можно карандашом , поставив  отметку. Теперь, если мы уберем мерку, нам все равно видно, где она закончилась.
  • Мерка уложилась один раз. Чтобы не забыть, давайте поставим фишку: она будет нам служить напоминанием.

- Мы закончили измерять?

- Что надо делать дальше?

  • опять прикладываем мерку, к той отметке, которую мы  нарисовали,  отмечаем  конец мерки карандашом.

- Еще что важно не забыть сделать? Что нам будет напоминать, что мерка уложилась еще один раз полностью?

- Что обозначают 2 фишки?

  • Прикладывает в третий раз мерку к полоске, обращает внимание на то, чтобы конец измеряемой полоски и конец мерки совпали. Даже отметку негде нарисовать. Значит, можно сказать, что мерка уложилась полностью. Ставит еще одну фишку. Измерение закончено.

- Каков же результат?

- Сколько раз мерка уложилась в полоске, которую мы измеряли?

- Помните: каждый раз, когда мерка укладывалась полностью, мы ставили фишку. Измерили – поставили фишку. Опять измерили – опять поставили. Как узнать, сколько раз мерка уложилась?

- Обсуждаем как можно определить результат измерения

Взрослый подключается поочередно к работе каждой паре, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить?

Предположения и рассуждения  детей.

Дети предлагают соизмерить полоски друг с другом.

Самостоятельная практическая деятельность в парах

(посчитать палочки)

Условия для развития познавательных интересов и поисковой активности у  детей в процессе исследовательской деятельности

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Лазерная указка

Ребята, посмотрите, кто это хочет свами поиграть?

«Гимнастика для глаз» (с лазерной указкой) Приложение№2

«Волшебный лучик»

Дети глазами рисуют фигуры, которые показывает лучик

Условия для психомоторного раскрепощения, смены видов деятельности

На экране проектора домик

- Посмотрите, куда привела нас тропинка?

Слайд№2

-Интересно, кто может жить в этом  домике?

Слайд№3

тропинка привела нас к маленькому домику

Ответы детей

-домик дяди Корнея

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

2 мешочка с геометрическими фигурами

- Чем занимается дядя Корней?

- Под землей много драгоценных камней. Драгоценные камни все одинаковой формы? На какой предмет из «мира математики» похожи камни?

- А вы, какие формы  геометрических фигур знаете?

- Какие знакомые фигуры вы можете назвать?

- Посмотрите что же это?(драгоценности)

- Кто хочет помочь разобрать драгоценные камни?

- Сколько мешочков? (2)

Что сделать,  чтобынам  было удобно работать?

Предположения и рассуждения  детей

-дети рассматривают мешочки

-Дети делятся на 2 команды

Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности

Условия развития коммуникативных навыков

2 мешочка, 2 набора «Блоки Дьенеша» и  круги Эйлера

Приложение №3

Д/и «с блоками Дьенеша» и кругами Эйлера

1 задание.

-в красный круг положить все красные, а в синий круг все предметы без углов;

-в красный круг все треугольные, а в синий – все фигуры маленькие

2 задание - игры на отрицание-

- в красном круге: не большие, не круглые, а в синем: все фигуры,не синего цвета и не красного цвета.

Дети – выполняют задание в командах

Условия для развития основ логического мышления, внимания

и поисковой активности у  детей

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Музыкальное сопровождение

-Ребята, посмотрите, кажется Лунтик устал…

 - Как вернуть ему заряд бодрости и весёлое настроение?

Музыкальная пауза «Весёлая зарядка»

Дети- выполняют движение по тексту

Условия для психомоторного раскрепощения, смены видов деятельности

Карточки с нарисованной бабочкой из геометрических фигур

Наборы цифр (1,2,3,4,5)

-Какое у вас настроение?

Вы готовы к дальнейшему приключению?

-Ребята, как вы думаете, чтоещё любит делатьЛунтик?

-Оночень любит  рисовать,

-А вы любите?

- Лунтик пробовал нарисовать портрет своей подруги. А кто подруга Лунтика?  (бабочка)

Слайд №4 (Приложение№4)

- Посмотрите, что у него получилось, (выставляется портрет бабочки из геометрических фигур)

-Лунтик хочет, чтобы мы помогли ему ответить на его вопросы.

- Готовы?

- У Лунтика очень много друзей, а у вас есть друзья? Выберите себе пару с кем будите работать

- Из чего  состоит бабочка?   Какие фигуры здесь есть? (круг, квадрат, овал, треугольник)

- Сколько квадратов в портрете? Выложите цифру которая соответствует числу три.(3)

- Сколько кругов? Выложите соответствующую цифру. (2)

-Сколько треугольников? (4)

- Ребята, бабочка не сразу становится такой красивой, из кого она превращается

-Какое геометрическое тело напоминает тело гусеницы, (овал)

Предположения и рассуждения  детей

Самостоятельная практическая деятельность,

дети пробуют совместно и согласованно подбирать цифру соответствующую числу

Условия  для развития коммуникативной деятельности

Условия для развития самостоятельности инициативы в игровой и познавательной деятельности

Наборы «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка

- Дети, кто из вас хочет нарисовать портрет?

- Но не карандашом, а с помощью геометрических фигур?

-Как вы думаете, портрет какого друга мы будем выкладывать?

Вы узнаете из загадки:

В прошлом был он генерал,

И красавец и удал.

Он спасал когда-то мир.

Помнит то его мундир.

Слайд№5 ,6

- Правильно –это дедуля  Шер

Предположения и рассуждения  детей.

(Деда Шер)

Условия для выражения детьми своих мыслей

Дидактическая игра «Колумбово яйцо»

Приложение №5

- внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь выложить похожий портрет

Самостоятельная деятельность детей

Условия для развития самостоятельности и инициативы в продуктивнойдеятельности

III Заключительная часть

Картинка –портрет Кузи

Лунтик говорит, что все его задания выполнены.

Дети, вам понравилось помогать Лунтику?

-А что понравилось больше? Почему?

- Чему мы сегодня новому научились? Важно ли то, что мы сегодня узнали?Думаете это нам пригодится в жизни?

-Что вам сегодня удалось сделать вместе в командах?

- Лунтик говорит вам большое спасибо! Он побежал рассказывать о вас и о своих приключениях, своим друзьям. А кто его лучший друг?  (Кузя)

- Тогда Лунтика оставляем с друзьями, а мы возвращаемся к своим друзья и расскажем им о своих приключениях. А кто хочетможет выложить портрет Кузи, чтоб ему не было обидно

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для формирования навыков самоконтроля и самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к презентации "Школа для лунного гостя"

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л....

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ».

                          СПОРТИВНОЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ  «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ»        ...

Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)

Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...

Лунный гость или космическое путешествие.

Кружится хоровод планет.У каждой свой размер и цвет.Для каждой путь определён,Но только на земле мир жизнью заселен....

Конспект открытого занятия "Лунный гость"

Конспект открытого занятия "Лунный гость"...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления; памяти, вообр...