Конспект "Сколько времени сейчас"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Инна Петровна Вундер

Конспект по  формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._skolko_vremeni_seychas_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Сколько времени сейчас»

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Познание»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Задачи:

  1. Закрепить знания детей  о временных понятиях год, месяц, неделя, сутки.
  2. Познакомить с новой единицей измерения времени -  час,  минута.
  3. Учить детей определять время по часам.
  4. Дать детям возможность   почувствовать длительность 1-минутного временного интервала.
  5. Учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения задания.
  6. Формировать чувство удовлетворенности от умения выполнять задание на время.

Материал и оборудование:

  1. Часы:
  • механические,
  • будильник,
  • для определения времени: мне – демонстрационные, детям – индивидуальные со стрелками,
  •  секундомер,
  • песочные,
  • сувениры).
  1. Круги по размеру чуть меньше циферблата.
  2. Ножницы.
  3. Бумага.
  4. Весы.
  5. Линейки.
  6. Мерные стаканы.

Назначение встречи.      

Ход ООД.

Восп:  Здравствуйте,  ребята.

           Вот и  наступило время нашей встречи.

           А кто помнит,  во  сколько  мы  договорились    встретиться?.

Дети:

Восп: Посмотрите, пожалуйста, на  часы и постарайтесь

          запомнить,  где  сейчас находятся стрелки.  

         (м.б. выставить время на модели) ???

           Если занятие в 9.00 обратить время детей на часы в группе.

           Если занятие в другое время.  Засечь его.

           (Восп. Подводит детей к столу, на котором находятся  

           измерительные приборы  (линейка, мерные стаканы, весы)

Восп: Скажите,  пожалуйста,  для чего нужны эти предметы?

           Можно ли ими  измерить время?

           Почему?

           Какие приборы  для измерения времени вы знаете?

Дети: Часы, секундомер, календарь,  песочные часы,

          будильник,  настенные часы и т.д.

Восп: Для чего человеку нужно измерять время?

Дети: Чтобы не опаздывать.

          Чтобы знать,  во сколько вставать на работу, в детский сад.

           Во сколько уезжает поезд.

           Во сколько начинается любимый фильм.

Восп: Какими мерками измеряется время?

Дети: Секунда – минута – час – сутки – неделя – месяц- год – век.

Восп: время можно измерить, а можно ли  время  увидеть?

Дети:

          (мы можем увидеть, только,  как двигается секундная

          стрелка, пересыпается песок в песочных часах).

Восп: А услышать время можно?

Дети:

           (часы «говорят»:  «Тик-так»).

Восп:  А почувствовать? (холодно, горячо, больно).

Дети:

Восп: А можно время взять и поиграть с ним, как с игрушкой.

Дети:

         (Со временем нельзя совершать какие-либо действия.  

        Его нельзя взять и положить.  Его можно только сберечь.)

Восп: У меня есть одна мечта:  вернуть время назад и стать  

           таким же ребенком как вы.  Получится?  

Дети:

Восп: Почему нет?  (не вернуть, не ускорить.)

Дети:

          (Время – необратимо:  нельзя вернуть то, что уже  

           прошло.  Прошедшее, настоящее и будущее не

           могут поменяться местами.

           Идет время своим чередом, в одном темпе, ни быстрее,

           ни медленнее.)

           И мы видим только, как движется  секундная стрелка на часах.

Восп: Сегодня  она у нас в гостях.  Знакомьтесь -  Секундочка.

           Где же Секундочка живет?

           Оглянитесь вокруг и найдите ее дом.

           Как он называется?

Дети называют «дом».

 Восп: А как Секундочка разговаривает?

Дети: Тик-так, тик-так.

Восп: Секундочка - самая маленькая мерочка времени,

          очень короткая скажешь «раз» – и секунда прошла.

          Я сейчас буду считать, а когда закончу,

          Скажите, сколько секунд прошло за это время.

(Воспитатель отсчитывает секунды).

Загадка:

Иду на работу и праздник любой

Всегда и повсюду ношу их с собой

И даже, когда я иду налегке.

Они все равно у меня на руке.

Я знаю они  постоянно в пути

Я встану, – они продолжают идти

Я сплю, – а они все идут и идут

И свой никогда не изменят маршрут.

По какому маршруту  

По кругу.

Восп:  Прошагаем в темпе секунды до часов.

           (Воспитатель отсчитывает)

           Сколько секунд   мы были в пути?

           Присаживайтесь на коврик, послушайте.

Восп: Жил – был  на часах круглолицый  циферблат.

          В строгом порядке разместились на нем цифры от 1 до 12

          и черточки-минутки.

          А  еще у него есть   стрелки, необычные, похожие на усы.  

          Одна длинная, тонкая – это минутная стрелка.

          Шустрая, за 1 час весь циферблат оббежит.

          Другая  -  короткая - это часовая стрелка.

          Ходит она медленно, важно.  

         За один час  только от  цифры к цифре  переходит.

Стих:

    Минутная стрелка шустрей часовой

    Торопит сестрицу свою за собой.

    Весь циферблат за час обойдет

    И на 12 опять попадет.

Восп: Сегодня мы будем  учиться определять время по часам.  

          Секундочка приглашает за столы.

        (Беру круг).

Восп: Что это?

Дети:  Круг.

Восп: Форму, каких предметов напоминает целый круг?

Дети:

Восп: Согнем круг пополам.  Был целый круг, а стало… полкруга.

           Если яблоко?  блинчик?

Дети:

Восп:   Целый круг минутная стрелка проходит за час,

             за сколько пройдет  полкруга?

Дети: За полчаса.

Восп: Проверим:  соедините на цифре 12 обе стрелки.

           Согните бумажный круг пополам и разрежьте его по линии

           сгиба.

          Что у вас получилось?  

Дети: Две половины круга.

Восп: Значит  сколько половин в целом круге?

Дети:  Две.

Восп: Одну половину круга приложите к левой части циферблата;

          минутной стрелкой    проведите по открытой части к 6.

          Какую часть круга прошла минутная стрелка?

Дети:  Половину.

Восп:  А часа?

Дети:  Тоже половину. (полчаса)

Восп:  Ч.с. тоже прошла 0,5 часа и остановилась между 12 и 1.

            Сколько времени показывают  ваши часы?

 (индивидуальные вопросы)

Дети: Часы  показывают  половину первого.

Восп: А теперь возьмите обе половины круга, соедините их,  

           сложите пополам  и разрежьте  по линии сгиба.

           Сколько частей у  вас получилось?

Дети:  Четыре.

Восп:  Как же называется одна  часть?    (Четверть).

Восп: Так  сколько же четвертей в целом  круге?

Дети:  В круге четыре четверти.

Восп:  А в яблоке? блине? А в целом  часе?

Дети:  По четыре четверти.

Восп:  Давайте докажем.

           Уложите  четверти  на циферблате.

           Стрелки совместите  на 12.

         Откройте верхнюю правую четверть.        

         Проведите  минутной стрелкой по  открытой части.

           Какую часть круга она прошагала?

Дети:  Одну четвертую.

Восп: А какую часть от целого часа?

Дети:  одну четвертую.

Восп:  12 часов было. Который  идет час?

Дети:  Первый.

Восп:  Наши часы показывают четверть первого.

Восп:  Откройте вторую четверть.

           Продвиньте минутную стрелку до 6.

           Сколько  всего 1\4  она прошла?  

Дети:  Две.

Восп:  Сколько 1\4  в половине часа?  

Дети:  Две.

Восп:  Ч.с. тоже прошла 0,5 часа и встала между 12  и 1.

            12 уже было, который час идет?

Дети:   Первый.

Восп.  Часы показывают половину следующего часа.

            Сколько это времени?

Дети:   Половина первого.  

Восп:  Откройте 3-ю четверть часа,  

            продвиньте минутную стрелку до 9.

            Сколько четвертей прошла минутная стрелка?

Дети:   3 четверти.

Восп:  Сколько  времени  на  часах.

Дети:   3 четверти первого.

Восп:  А какую часть останется пройти минутной стрелке

            до следующего часа?

Дети:  Одну четвертую.

Восп: Как можно еще ответить на вопрос Сколько времени  на часах

          (показывают часы)?

Дети:  Часы показывают без четверти час.

Восп: Откройте 4-ю четверть, продвиньте м.с. до 12.

           Вот и прошла минутная стрелка целый круг за один час,

           а ч.с. за один час – от 12 до 1.

Восп: Сколько времени показывают ваши часы?

Дети: Часы показывают ровно  1 час.

Восп: А дальше  ч.с. пойдет ко второму часу, а м.с.  

          пройдет четверть второго,  половину второго,

          без четверти 2, ровно 2.  (Групповой ответ)

     И так час за часом, день за днем идут часы по кругу

     и командуют, когда спать, когда гулять, а когда играть.

         Вот и Секундочка зовет вас поиграть, а заодно и  проверить,

         как вы научились определять время по часам.

         Я предлагаю отправиться в  гости к любимым мультяшным

         героям…

         Узнаете  кто это?

Дети:

Восп: Интересно, а почему это они такие грустные? Что произошло?

          В.П., Пятачок, Иа , перепутали  часы.

       Они у всех одинаковые,  только показывают  разное время.

       Эти карточки помогут вам определить,  

       какие из четырех часов  принадлежат каждому из героев.

       Часы В. П. Показывали четверть десятого.

       Пятачка  -  половину десятого

       Иа – без четверти  10.

       Поможем  любимым мультяшным героям?

       Помогите друг другу, мы только учимся.

      Возвращаем часы гостям.

      (пока дети  разбираются с часами гостей,  сбросить на пол

       части суток и времена года)

Восп: Ребята В.П. такой неловкий, когда уходил  сбросил со стола  

          вот эти карточки.  

          Поможете мне, разложить их по местам.  

          Я дам вам подсказку - эти модели.

          Посмотрите на них внимательно. Сможете их назвать.

Дети: Сутки, год.          

Восп:  Ваша задача: из этих частей составить сутки, год

            в строгой последовательности

           рядом с соответствующей моделью.

           Тяните.

           У нас образовалось две команды.  

           Приступайте к работе.

           Сходите в гости друг к другу, заодно посмотрите, –

                не  нарушен ли закон природы?

Восп:  Как быстро вы справились с этой задачей,

           прошла всего одна минута.  

           Что  можно успеть сделать за одну минуту?        

          Попробуем за одну минуту нарезать бумажных ленточек!

          А какой прибор возьмем для измерения времени  

          длительностью в 1 минуту

Дети:  

         (песочные часы)

Восп: Эти  песочные часы 1-минутные.

          Песок из одной части пересыпается в другую за одну минуту.

          Ваша задача: нарезать  полоски, по намеченной линии.        

          Одновременно следите за  песочными часами.  

          Когда весь песок пересыплется, минута  кончится,

          работу прекратите, ножницы положите на стол.

Дети работают.

Восп:  Посчитайте, кто сколько нарезал полосок за 1 минуту.

Дети считают.

Восп: Сколько у каждого? (Индивидуальные вопросы)

Дети отвечают.

Восп: Почему  разное количество?

    Потому что каждый работает в своем темпе, кто-то быстрее,

     кто-то медленнее. Но все резали полоски в течение  одной  

    минуты.

Вот и подошла  наша встреча  к концу.

Давайте подойдем к часам.

(Подходим к настенным часам.)

Восп: И  внимательно посмотрим, (какие изменения произошли?)

          Сколько  длилась наша с вами встреча?

Дети отвечают.

Восп: Вы знаете, ребята мы так здорово с вами поработали

          и мне  очень жаль расставаться.

    На память о нашей сегодняшней встрече я  для каждого из вас    

    приготовила  небольшие часы - сувенир.  

    Если откроете их,  то прочтете  загадку, пословицу о часах и  

    времени.

У Секундочки есть совет для вас.  

Часы ведут секундам счет

Ведут минутам счет

Часы того не подведут

Кто время бережет.

За часом час, за годом год

Часы всегда идут вперед

Все  надо делать по часам

Тогда доволен, будешь сам.

Восп:  Я вами очень довольна. А вы довольны собой?

Дети отвечают.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Могли бы жить динозавры сейчас?"

В проекте представлена исследовательская деятельность детей на данную тему....

"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Задачи проекта:- формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов,- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать...

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окруж...

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Экологический проект"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"помогаетсформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы....

"Мамы, вам сейчас покажем, как мы в садике живем, занимаемся, играем, и танцуем, и поем!" (сценарий)

Сценарий утренника во 2-младшей группе (посвященный открытию новой группы)...

Наша армия с древних времен и сейчас.

Формировать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста....


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Ирина Петровна спасибо за ваш материал по ознакомлению с часами. Подобрали интересные вопросы, задания, слова