Игры и приемы на формирование представлений о пространственных отношении
учебно-методическое пособие по математике на тему

Устимова Алена Сергеевна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_2.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка игр и приемов на формирование представлений о пространственных отношениях для детей старшего дошкольного возраста.

Умение ориентироваться в схеме собственного тела, показывать направление движения от себя (вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево) на основе знаний частей своего тела.

  1. Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые окружают вас справа.

-Поднимите левую  руку и назовите предметы, которые окружают вас  слева.

  1. Воспитатель предлагает детям встать, опустить руки вниз. Правой рукой дотронуться до правого уха, левой рукой-до левого уха; правой рукой дотронуться до левого колена и.т.д.
  2. Воспитатель предлагает детям встать, опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой - вниз; двумя руками вперед, повернуться и показать правой рукой назад, затем левой рукой назад, правой рукой - направо, левой - налево.

 4.Задание: В правую руку возьмите красный карандаш, а в левую руку  зеленый карандаш. Предложить ребенку объяснить, что он сделал.

5.«Какая рука?»

На картине нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т.д.

6. «Покажи правильно»

Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.)

7. «Незаконченные изображения».

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа. У кошки - левое ухо и т.д.) Предлагают дорисовать и назвать.

8. «Обезьянки».

На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

9. «Путаница»

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

 

10.  Игра «Кто, где?»

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

Вопросы могут быть такими:

Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что над головой? И.т.д.

11.  Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?»

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него. На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.) ребенок рассказывает примерно так: «Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки».

12.  Воспитатель вызывает 5 детей. Предлагает им встать друг за другом и угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит. Ребенок, например, отвечает: «Справа - Лена, а слева - Сережа». Затем вызывает вторую подгруппу.

13.  «Встань там, где я скажу!»

Цель. Учить детей находить местоположение: впереди (перед объектом), сзади (за объектом).

Вос-ль вызывает 5 детей. Предлагает им встать друг за другом и угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит. Затем вызывает вторую подгруппу.

Задание: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа - доска».

14.  Сидя на ковре, определить: место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой (Петя сидит слева от меня); Свое место по отношению к соседу, соотнося это с соответствующей его рукой (Я сижу справа от Пети).

15.  «Угадай, что где находится!»

В-ль размещает игрушки на 4 стульях, стоящих впереди, сзади, слева и справа от предполагаемого местонахождения ребенка. Вызванный ребенок становится между стульями и называет, что где находится («Впереди меня кукла, а сзади - мишка»). Педагог предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать, что и где теперь находится.

16.  « Кто ушел и где стоял?».

В-ль ставит одного ребенка в центре, а еще 4-впереди, сзади, слева и справа от него. Ребенок, стоящий в центре, говорит, кто, где находится, а после закрывает глаза. По сигналу в-ля один из детей отходит в сторону. Водящий говорит, кто ушел и где он стоял.

  17. «Угадай, кого загадали».

Предложите ребенку сесть на стул. Посадите перед ребенком, за ним и сбоку от него игрушки. Скажите ребенку, что загадали одну из игрушек, а ему надо угадать, какую.

Например, она сидит сбоку от тебя или перед тобой, за тобой. Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

18. Воспитатель вызывает (по очереди) детей и предлагает им встать в определенной части комнаты, сказать, что находится впереди, сзади, слева и справа от них. Всего вызывают 3-4 детей.

19. Игра «Прятки».

В-ль (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки. Где спрятались дети и.т.д. Можно провести упражнения - инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметы, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

20. Игра «Что, где находится».

Детям по очереди предъявляют картинки, на которых нарисованы от 3 до 5 игрушек, расположенных в ряд, например зайчик, лисичка, медвежонок и белочка. Задают вопросы: «Кто стоит между зайцем и медвежонком? Между лисичкой и белочкой? Какая игрушка стоит слева от лисички.

.Перед детьми выставляется картина. Воспитатель предлагает рассмотреть ее, после чего дает образцы вопросов, которые дети будут задавать друг другу по картине:

   Сколько детей на картине?

   Где клюют зерна птицы?

   Где расположено солнце? И.т.д.

   А теперь задайте друг другу вопросы, используя слова: «слева», «справа», «наверху», «внизу» и.т.д.

21. Поднимите свою «главную»  руку, назовите ее. Поднимите другую руку и назовите ее. Соотнесите части тела с правой рукой и назовите их. (Правая щека, правое колено и.т.д.) Соотнесите с левой рукой части тела и назовите их.

22.  «Откуда и чей голос?»

  Ребенку предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т.д.

23.Словесная игра «Дополни предложение»

   В-ль начинает предложение: «Сережа подбросил мяч…(вверх), Оля поставила цилиндр…(справа), а Ира поставила куб…(слева), наша группа находится…(наверху), а кухня…(внизу)» и.т.д.

24.Задачи на смекалку

«Отгадайте, в каком порядке сидит Наташа, Оля и Сережа, если Наташа слева от Оли, а Оля справа от Сережи; Оля слева от Наташи, а Сережа справа от Оли; Оля справа от Наташи и между Наташей и Сережей».

   «Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?»

Ориентировка на листе бумаги.

1.Воспитатель вывешивает на доску лист бумаги.

 Просит по очереди детей показать середину, правый верхний угол, левый нижний угол и.т.д.

2.Работа с раздаточным материалом.

У детей по листу бумаги. Задание: расставить 4 игрушки на листе бумаги, кто как хочет. Рассказать.

3.Игровое упражнение: «Запомни и назови».

Воспитатель вывешивает на доске таблицу с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривают и определяют, какая, где находится фигура. Запоминают. Воспитатель поворачивает картину другой стороной и предлагает детям рассказать. Затем проверяет ответ.

4. Магазин ковров.

Ребенок рассматривает несколько ковров, ему предлагают купить один из них. Но он должен правильно описать, где находятся г/фигуры. (В середине, сверху, снизу, слева, справа.)

5. Коврик для куклы.

Предложить детям сделать коврик для куклы, украшенный г/орнаментом.

Например.  В середине большой круг, сверху3 квадрата, снизу 3 треугольника, слева 2 овала, справа 2 прямоугольника. Сравнить с образцом

6.   Игра «Что изменилось в картине?»

На фланелеграфе расположены разные геометрические фигуры: одна посередине, вторая в правом верхнем углу, третья в левом нижнем углу и.т.д. Дети фигуры рассматривают, рассказывают об их местонахождении. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами фигуры. Дети должны угадать, что изменилось.

7. Разложи г/ фигуры на листе бумаги так, чтобы в центре - в  середине был круг, справа от круга треугольник, слева квадрат и.т.д.

8. Игра: «Найди парную картину».

На доске у воспитателя 4-6 карточек, у детей - парные карточки, воспитатель предлагает по очереди рассказать, как расположены у него фигуры на карточке.

Задание: Найти на доске воспитателя такую-же.

9. Рисование по инструкции педагога. Посередине листа нарисуй домик, слева от домика растет ель и т.д.

10. Игра «Что, где находится».

У воспитателя на листе бумаги расположены геометрические фигуры. Воспитатель называет ребенка и спрашивает: где находится квадрат? Круг? И.т.д.

11. Работа с раздаточным материалом. У каждого из детей лист бумаги и пенал с набором г/ фигур. Детям предлагают показать верхнюю, нижнюю, левую и правую части листа, затем провести рукой вдоль листа слева направо и справа налево, поперек листа - сверху вниз и снизу вверх.  

Дают задание: положить слева, в ряд в направлении сверху вниз 6 кружков; справа в ряд снизу вверх положить 7 фигур овальной формы; вверху в ряд слева направо положить 9 квадратов; внизу в ряд справа налево положить 5 прямоугольников.

После выполнения каждого задания 2-3 детям предлагают ответить, сколько, каких фигур и где они положили.

12.  Задание: «Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол и.т.д.» Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

13. Зрительный диктант.

Дети раскладывают г/фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении.

Задание постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его.

    14. «Фигуры высшего пилотажа».

Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолет). Воспитатель предлагает детям быть летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле - голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет? (внизу).

-Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет? И.т.д.

 15.«Найди такую же карточку».

Цель. Учить  детей определять взаимное расположение картинок на карточке: посередине, слева, справа.

В-ль раздает детям по 1 карточке, а парные к ним  карточки оставляет у себя. Показывая одну из карточек, Он говорит: «На моей карточке мишка посередине, паровоз слева, пирамидка справа. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого парная карточка, говорит, как на ней расположены рисунки.

У детей набор картинок Задание:

Покажите картинку, на которой мячик слева от девочки. И.т.д.

16. Работа с раздаточным материалом.

  -Положите перед собой яблоко.

-Где лежит яблоко? Справа от яблока положите сливу.

-Где лежит слива? Между яблоком и сливой положите грушу.

-Где лежит груша? Между яблоком и грушей положите апельсин.

-Где лежит апельсин?

17. «Расскажи про свой узор»

  У каждого ребенка набор разноцветных геометрических фигур. Предложить детям на листе бумаги выложить узор. Дети рассказывают, где расположены их г/фигуры.

Понятие « близко - далеко».

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1. Игровое упражнение « Что изменилось?»

На столе у вос-ля слева домик, а справа 2 игрушки: зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях  от домика. Выясняют. Кто ближе, кто дальше от домика. Дети закрывают глаза, а педагог переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше и кто ближе от домика. Упражнение повторяют 2-3 раза.

2. «Составь такой же узор».

Цель. Учить детей определять пространственное расположение фигур и воспроизводить такое же расположение.

У в-ля образцы узоров (3шт.), составленные из г/фигур. На одном образце фигуры разной формы и разного цвета, на остальных разной формы, но одного цвета.

В-ль рассматривает с детьми образец, предлагая сначала назвать фигуру, расположенную в центре, затем вверху и внизу, слева и справа от нее. Затем дети воспроизводят образец. В-ль вызывает 2-3 ребят и просит рассказать, как они разместили фигуры и сколько их всего.

3.«Что ближе?» Предложить детям разделится на две команды. Одной команде дайте задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой – вблизи.

4. «Что дальше, что ближе к нам в комнате?» Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок ( или метра) правильность ответа.

5.«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки.

6. Задание: положите кисточку дальше от себя, а карандаш ближе и.т.д.

Передвижение в указанном направлении.

  1. Игра «Разведчики»

По инструкции педагога дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

Пример инструкции:

  Встаньте у классной доски, повернитесь к ней спиной. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево. Повернитесь налево. Внимательно осмотрите все. Что находится впереди на уровне ваших глаз. Что видите необычного? Ищите!

  1. Игровое действие-поиск  спрятанной игрушки. Например, дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла комнаты и там найдешь спрятанную игрушку.

3. Игра «Куда пойдешь, что найдешь?».

   В-ль в отсутствии детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а слева на полочке помещается матрешка и.т.д.

   Вызвав, ребенка воспитатель говорит: «Вперед пойдешь - мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?»

4.«Следопыт»

По рисунку - схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты:

- дети по очереди сами прячут игрушки и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;

-по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около садика.

5. Игра «Найди клад»

Цель игры - научить ребенка ориентироваться в пространстве, поворачиваться направо или налево.

6.Игра «Я робот! »

Игра учит ребенка внимательно слушать команды взрослого.

7. Игра «Накорми лошадку».

   Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и.т.д. Количество заданий вначале ограничивают 2-3, а позднее их число можно увеличить до 4.

8. «Найди спрятанную игрушку».

   Ребенок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай три шага и там ищи». и.т.д.

9. «Найди игрушку»

  «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель, - к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т.д.»

Пространственные представления

(впереди - сзади, на, над, под) в действиях с конкретными предметами и на плоскости.

1 «Где что лежит?»

Педагог располагать различные предметы на столе, под столом, около стола и т.д. предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой  предмет находится.

2.«Назови правильно» 

(Ежик сидит на пеньке, около, за пеньком - дети должны угадать, куда делся ежик).

3.Работа по картинкам.

У каждого ребенка предметные картинки, Дети рассказывают, что находится на картинках. ( впереди-сзади, на-над-под и т д).

4. Игра «Путешествие жука»

Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

5. «Художники»

Воспитатель предлагает детям нарисовать картину. Все вместе придумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т.д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины. Поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома -трубу. Из трубы идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: Вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о пространственных отношениях у детей дошкольного возраста с использованием дидактических, развивающих игр и игровых упражнений»

Задачи ведущего направления:Закреплять умение отличать и называть правую и левую рукуРаскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направоУчить детей ориентироваться «на себе», от «себя»Учить дете...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Творческий отчёт по теме «Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Игровые приемы для формирования представлений у детей о роде.

Содержит рекомендации для родителей , как в игровой форме развивать у ребенка родовые понятия с постепенным усложнением....

Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.

На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речево...

Подборка игр и приёмов на формирование представлений о пространственных отношениях для детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и приёмов на формирование представлений о пространственных отношениях для детей старшего дошкольного возраста.  Умение ориентироваться в схеме собственного тела, показывать напр...