Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.
консультация по логопедии

Елена Александровна Панкратова

На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое и познавательное развитие дошкольников с ОНР.

   Уровень несформированности пространственных представлений различен. Он проявляется в трудностях ориентировки в собственном теле и пространстве, в неумении различать правую/левую стороны, в расстройстве конструктивного праксиса, рисования и конструктивной деятельности, в нарушении определения последовательности элементов действия. В более тяжелых случаях - в нарушении понимания и употребления грамматических средств, которые выражают пространственные отношения и выражаются с помощью сложных логико­грамматических конструкций языка.

   Психолого-педагогические исследования и практика работы показали, что формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно­-развивающего обучения. Воздействие должно быть многоаспектным, направлено на коррекцию речи и активизацию познавательной деятельности дошкольников с ОНР.

   Известно, что артпедагогика - синтез двух областей научного знания, (искусства и педагогики) обеспечивающий разработку теории и практики педагогического процесса. Одной из функций артпедагогики определяется коррекционная, то есть, содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. У детей с ОНР отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы:    неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, негативизм, трудности общения в сферах "ребенок - ребенок", "ребенок - взрослый". Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность снижение мотивации к деятельности - эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, инновационных методов, каким и является артерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»

Тема консультации:

Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.

Учитель-логопед: Е.А. Панкратова

городской округ город Выкса, Нижегородская область, 2020г.

Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР

   На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое и познавательное развитие дошкольников с ОНР.

   Уровень несформированности пространственных представлений различен. Он проявляется в трудностях ориентировки в собственном теле и пространстве, в неумении различать правую/левую стороны, в расстройстве конструктивного праксиса, рисования и конструктивной деятельности, в нарушении определения последовательности элементов действия. В более тяжелых случаях - в нарушении понимания и употребления грамматических средств, которые выражают пространственные отношения и выражаются с помощью сложных логикограмматических конструкций языка.

   Психолого-педагогические исследования и практика работы показали, что формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения. Воздействие должно быть многоаспектным, направлено на коррекцию речи и активизацию познавательной деятельности дошкольников с ОНР.

   Известно, что артпедагогика - синтез двух областей научного знания, (искусства и педагогики) обеспечивающий разработку теории и практики педагогического процесса. Одной из функций артпедагогики определяется коррекционная, то есть, содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. У детей с ОНР отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы:        неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, негативизм, трудности общения в сферах "ребенок - ребенок", "ребенок - взрослый". Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность снижение мотивации к деятельности - эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, инновационных методов, каким и является артерапия.

     По освоению ребенком ориентировки в пространстве на первом этапе упражнения направлены на изучение ребенком пространства собственного тела, расширения спектра ощущений и развития тонкой моторики. Предлагаются серия заданий.

1. Ответь, к какой части тела прикоснется рука (перо, мягкая игрушка, мокрая ватка, колючий ежик, льдинка и т.п.)?

2. Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т.п.)?

3. Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?

4. Изготавливаются разнообразные маркеры левой стороны тела (значки в виде укрепленного на скрепке или основании старого значка рисунка с изображением любимого животного, цветка и т.п.).

5. Рисуются прямые и волнистые линии, точки, кружки, лепятся основные элементы (шар, колбаски, пластины) правой и левой рукой поочередно с открытыми и закрытыми глазами.

6. дети строят самую высокую башню правой и левой рукой по очереди.

    На втором этапе, когда дети знакомятся с пространством от себя, можно предложить следующие задания:

    1. Рисование с пластилином с открытыми и закрытыми глазами по следам речевой конструкции с пространственным значением. "Дорожка по сказочной стране" - на карточке изображены дома героев сказочной страны. По инструкции педагога ребенок "размазывает" пластилиновые дорожки в заданном направлении, а потом рассказывает детям, как безопасно пройти по "стране" минуя дома отрицательных персонажей.

    2. Выкладывание цветными нитями на шероховатой поверхности направлений ("дорожек") по следам речевой инструкции с пространственным значением. "Поиск сокровищ" — ребенок на бархате цветными нитями выкладывает маршрут поиска сокровищ, затем дает речевой отсчет, используя в качестве плана графические символы предлогов.

    3. "Сервировка праздничного стола" — ребенок на столе расставляет любимые блюда по карточке-плану или по речевой инструкции с пространственным значением.

   4. Рисование на песке направлений ("дорожек") по следам речевой инструкции с пространственным значением.

    "Караван верблюдов" - по инструкции педагога или личному замыслу, ребенок определяет путь движения каравана и прокладывает его, рисуя пальцами рук (правой/левой, одновременно двумя), как непрерывные линии, так и точечно, имитируя шаги верблюдов.

    Аналогичные задания с мокрым песком - "Следы на песке".

    На третьем этапе — освоения ориентировки пространства между объектами используем задания типа:

  1. Поиск скрытых под покрывалом частей тела детей по инструкции педагога. "Найди спинки (головы правые/левые руки...)".
  2. Серия упражнений с использованием пособия "Незаконченная картина". Пособие представляет собой стенд с мягкой (пробковой) поверхностью с изображением пространства земли и неба, позволяющим присоединять к нему различные изображения с помощью кнопок/иголок.

Задания. Педагог показывает и рассказывает, устанавливая пространственные отношения, где и какой предмет он хочет разместить, чтобы дорисовать картину. Затем ребенок составляет картину по инструкции педагога или личному замыслу.

  1. Аналогично используем репродукции известных картин, насыщенные пространственным сюжетом (натюрморт, пейзаж).

"Дополни картину" - ребенок прикрепляет дополнительные изображения, по инструкции педагога, другого ребенка.

     На протяжении всех этапов пространственные отношения на лексическом уровне передаются посредством употребления предлогов и наречий с пространственным значением.

   "Рифмовочки" также создают ритмический рисунок. Он легко запоминается детьми с ОНР. Элементы юмора способствуют снятию телесного напряжения, создают благоприятный эмоциональный фон. Он также, несомненно, обеспечивает непроизвольность запоминания. "Рифмовочки” сопровождаются характерными движениями, графическими схемами предлогов, сюжетными картинками.

  Примеры таких произведений:

Заяц спрятался за пень

И сидит трусливо.

Уши из-за пня торчат

И дрожат пугливо.

Под шкафом сидел мышонок,

Грыз арбуза корку.

Испугался он котенка

Из-под шкафа шмыгнул в норку.

На столе стояла лампа,

Вова мячиком играл,

Со стола упала лампа,

Мимо мячик пролетал.

На коньках скользит сестра,

Зимним утром ранним,

А под корочкою льда,

Рыбки плавают всегда.

    Поиск путей более широкой интеграции арттерапевтических воздействий в содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, позволяет создать благоприятные педагогические условия для развития познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, и обеспечить целостное личностное развитие ребенка.

Список литературы:

1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.

3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий, СПБ: Речь 2003г.

4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис 2006г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...

Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.

Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...

"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...

Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...

План взаимодействия с родителями в соответствии с темой: «Использование методов проектов в формировании представления экосистемы «Лес» у детей старшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребитель...