Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.
консультация по логопедии
На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое и познавательное развитие дошкольников с ОНР.
Уровень несформированности пространственных представлений различен. Он проявляется в трудностях ориентировки в собственном теле и пространстве, в неумении различать правую/левую стороны, в расстройстве конструктивного праксиса, рисования и конструктивной деятельности, в нарушении определения последовательности элементов действия. В более тяжелых случаях - в нарушении понимания и употребления грамматических средств, которые выражают пространственные отношения и выражаются с помощью сложных логикограмматических конструкций языка.
Психолого-педагогические исследования и практика работы показали, что формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения. Воздействие должно быть многоаспектным, направлено на коррекцию речи и активизацию познавательной деятельности дошкольников с ОНР.
Известно, что артпедагогика - синтез двух областей научного знания, (искусства и педагогики) обеспечивающий разработку теории и практики педагогического процесса. Одной из функций артпедагогики определяется коррекционная, то есть, содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. У детей с ОНР отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, негативизм, трудности общения в сферах "ребенок - ребенок", "ребенок - взрослый". Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность снижение мотивации к деятельности - эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, инновационных методов, каким и является артерапия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»
Тема консультации:
Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.
Учитель-логопед: Е.А. Панкратова
городской округ город Выкса, Нижегородская область, 2020г.
Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР
На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речевое и познавательное развитие дошкольников с ОНР.
Уровень несформированности пространственных представлений различен. Он проявляется в трудностях ориентировки в собственном теле и пространстве, в неумении различать правую/левую стороны, в расстройстве конструктивного праксиса, рисования и конструктивной деятельности, в нарушении определения последовательности элементов действия. В более тяжелых случаях - в нарушении понимания и употребления грамматических средств, которые выражают пространственные отношения и выражаются с помощью сложных логикограмматических конструкций языка.
Психолого-педагогические исследования и практика работы показали, что формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения. Воздействие должно быть многоаспектным, направлено на коррекцию речи и активизацию познавательной деятельности дошкольников с ОНР.
Известно, что артпедагогика - синтез двух областей научного знания, (искусства и педагогики) обеспечивающий разработку теории и практики педагогического процесса. Одной из функций артпедагогики определяется коррекционная, то есть, содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии. У детей с ОНР отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, негативизм, трудности общения в сферах "ребенок - ребенок", "ребенок - взрослый". Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность снижение мотивации к деятельности - эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, инновационных методов, каким и является артерапия.
По освоению ребенком ориентировки в пространстве на первом этапе упражнения направлены на изучение ребенком пространства собственного тела, расширения спектра ощущений и развития тонкой моторики. Предлагаются серия заданий.
1. Ответь, к какой части тела прикоснется рука (перо, мягкая игрушка, мокрая ватка, колючий ежик, льдинка и т.п.)?
2. Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т.п.)?
3. Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?
4. Изготавливаются разнообразные маркеры левой стороны тела (значки в виде укрепленного на скрепке или основании старого значка рисунка с изображением любимого животного, цветка и т.п.).
5. Рисуются прямые и волнистые линии, точки, кружки, лепятся основные элементы (шар, колбаски, пластины) правой и левой рукой поочередно с открытыми и закрытыми глазами.
6. дети строят самую высокую башню правой и левой рукой по очереди.
На втором этапе, когда дети знакомятся с пространством от себя, можно предложить следующие задания:
1. Рисование с пластилином с открытыми и закрытыми глазами по следам речевой конструкции с пространственным значением. "Дорожка по сказочной стране" - на карточке изображены дома героев сказочной страны. По инструкции педагога ребенок "размазывает" пластилиновые дорожки в заданном направлении, а потом рассказывает детям, как безопасно пройти по "стране" минуя дома отрицательных персонажей.
2. Выкладывание цветными нитями на шероховатой поверхности направлений ("дорожек") по следам речевой инструкции с пространственным значением. "Поиск сокровищ" — ребенок на бархате цветными нитями выкладывает маршрут поиска сокровищ, затем дает речевой отсчет, используя в качестве плана графические символы предлогов.
3. "Сервировка праздничного стола" — ребенок на столе расставляет любимые блюда по карточке-плану или по речевой инструкции с пространственным значением.
4. Рисование на песке направлений ("дорожек") по следам речевой инструкции с пространственным значением.
"Караван верблюдов" - по инструкции педагога или личному замыслу, ребенок определяет путь движения каравана и прокладывает его, рисуя пальцами рук (правой/левой, одновременно двумя), как непрерывные линии, так и точечно, имитируя шаги верблюдов.
Аналогичные задания с мокрым песком - "Следы на песке".
На третьем этапе — освоения ориентировки пространства между объектами используем задания типа:
- Поиск скрытых под покрывалом частей тела детей по инструкции педагога. "Найди спинки (головы правые/левые руки...)".
- Серия упражнений с использованием пособия "Незаконченная картина". Пособие представляет собой стенд с мягкой (пробковой) поверхностью с изображением пространства земли и неба, позволяющим присоединять к нему различные изображения с помощью кнопок/иголок.
Задания. Педагог показывает и рассказывает, устанавливая пространственные отношения, где и какой предмет он хочет разместить, чтобы дорисовать картину. Затем ребенок составляет картину по инструкции педагога или личному замыслу.
- Аналогично используем репродукции известных картин, насыщенные пространственным сюжетом (натюрморт, пейзаж).
"Дополни картину" - ребенок прикрепляет дополнительные изображения, по инструкции педагога, другого ребенка.
На протяжении всех этапов пространственные отношения на лексическом уровне передаются посредством употребления предлогов и наречий с пространственным значением.
"Рифмовочки" также создают ритмический рисунок. Он легко запоминается детьми с ОНР. Элементы юмора способствуют снятию телесного напряжения, создают благоприятный эмоциональный фон. Он также, несомненно, обеспечивает непроизвольность запоминания. "Рифмовочки” сопровождаются характерными движениями, графическими схемами предлогов, сюжетными картинками.
Примеры таких произведений:
Заяц спрятался за пень
И сидит трусливо.
Уши из-за пня торчат
И дрожат пугливо.
Под шкафом сидел мышонок,
Грыз арбуза корку.
Испугался он котенка
Из-под шкафа шмыгнул в норку.
На столе стояла лампа,
Вова мячиком играл,
Со стола упала лампа,
Мимо мячик пролетал.
На коньках скользит сестра,
Зимним утром ранним,
А под корочкою льда,
Рыбки плавают всегда.
Поиск путей более широкой интеграции арттерапевтических воздействий в содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, позволяет создать благоприятные педагогические условия для развития познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, и обеспечить целостное личностное развитие ребенка.
Список литературы:
1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий, СПБ: Речь 2003г.
4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...
Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...
"Возможности использования игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего возраста"
презентация...
"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...
Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...
План-конспект мастер-класса "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР»
План -конспект проведения мастер -класса с педагогами дошкольниками....
План взаимодействия с родителями в соответствии с темой: «Использование методов проектов в формировании представления экосистемы «Лес» у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребитель...
- Мне нравится (1)