Главные вкладки

    "Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
    консультация по математике (младшая группа) на тему

    При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.

    Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые использую в непосредственной образовательной деятельности по ф.э.м.п. с детьми младшего дошкольного возраста.

    Начало нод должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эту дея тельность от другой.

    Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в совместной деятельности.

    Техника «ритуал начала занятия» позволяет значительно сократить время « вхождения»

    детей в нод,настроить их на работу и дать позиционную установку на конструктивное общение.

      Колокольчик озорной,

      Ты ребят в кружок построй.

      Собрались ребята в круг

      Слева –друг и справа – друг.

      Вместе за руки возьмёмся

      И друг другу улыбнёмся.

        1. Основная часть На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

        Стук в дверь. Кто там? Ой, посмотрите, это зайчик. Здравствуй зайчик. С чем ты к нам пожаловал?

        Зайчик: А я приглашаю вас в путешествие. Вы любите путешествовать? (да)

        - А на чём же мы отправимся в дорогу. (Дети предлагают свои варианты, воспитатель не отвергая вариантов детей предлагает отправиться на поезде)

        - И зайка едет с нами.

        - Я буду машинистом, а вы – вагончики.Дети встают за воспитателем.Друг за другом.

        • Все на местах? Можно ехать. (включается музыка «голубой вагон»)

        • Плывут за окошком поля и леса

        • Мы едем туда где нас ждут чудеса

        • И солнышко светит и речка блестит

        • И наш паровозик так быстро летит.

        • Чух -чух -ту -ту

        • Белые барашки

        • Выдувает на ходу паровоз букашка.

        1. Основная часть.

        2. Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.
          Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.
          НОД может быть комплексной . Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток.
          Самостоятельную деятельность.

          2. Игра - путешествие

          Дидактическая игра «Помоги бабочкам» (на ковре)

        Ребята !А вот наша первая остановка.

        Мы с вами оказались на цветочной полянке!

        Распустились здесь цветы

        Небывалой красоты.

        - Посмотрите, зайка говорит, что ветерок занёс бабочек в сети злого паука, нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (Одну или много?).

        - Давайте их освободим!

        Дети освобождают бабочек из плена.

        Постановка проблемы( создание мотивации деятельности)

        Как же мы можем помочь бабочкам. (Дети предлагают свои варианты.)

        Это еще один прием — проблемная игровая технология.

          - Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.

          Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:

          - Какого цвета бабочки?

          - На какой цветок сядет бабочка?

          Считаем бабочек, цветы; дети делают вывод, что их по 5.

          - Поровну ли бабочек и цветов? (да)

          Зайчик: спасибо вам, ребятки, помогли бабочкам спастись от пауков.

          Таким образом мы помогаем детям проявить сочувствие .Оказать помощь бабочкам тем самым подчеркнуть значимость каждого из детей.Повысить самооценку.

          Физкультминутка. А теперь зайка предлагает вам немного отдохнуть и поиграть с ним.

          Звериная зарядка.

          Раз — присядка, два — прыжок.

          Это заячья зарядка.

          А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

          Любят долго потянуться (потянуться)

          Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

          Ну и хвостиком вильнуть

          (движение бедрами в стороны)

          А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

          И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

          Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

          Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

          То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

          Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

          А кому зарядки мало — начинает все сначала.

          Физминутка является обязательной составной частью нод .Она поможет повысить двигательную активность детей и создает положительно окрашенную атмосферу .

          Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно!

          - Мы немного поиграли, а теперь пора снова отправляться в путь. Наш поезд едет дальше. (включается музыка)

          Дидактическая игра «Помоги зайчику собрать урожай»

          Ребята ,а вот еще остановка ,а называется она «Огородная». А попали мы с вами на огород нашего зайчика , что же у него выросло на огороде.

          Дети -Морковки.

          Скажите морковки одинаковые по размеру или разные .Разные .

          А какие ?Большие и маленькие.

          Ребятки поможем нашему зайчику собрать урожай ?Да.

          Тогда слушайте задание.Девочки будут собирать маленькие морковки в маленькую корзину А мальчики будут собирать большие морковки в большую корзину.

          Дети выполняют задание.Вот какие молодцы помогли зайчику а то один он бы не справился.

          Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. В данном варианте дети разделены по гендерному признакому.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Групповой метод позволяет воспитателю обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

          Рефлексия.

          1. Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).
            - Подведение итогов занятия.
            - Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
            - Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.
            - Ритуал прощания.

             

          Дети собираются вокруг воспитателя.

          - Кому мы сегодня помогали? Чьи задания выполняли?

          - Что особенно вам понравилось, запомнилось?

          - А как вы считаете, кто лучше всех сегодня занимался? Кто ответил на все вопросы правильно? А кому еще нужно постараться?

          • Молодцы, ребята. Выполнили все задания зайчика. Наш зайка очень доволен. Попрощаемся с ним. Всем спасибо.


          • Подведение итогов помогает детям оценить самого себя ,оценить и проанализировать работу других детей.Вместе порадоваться результатам.

            Ритуал конца занятия

            . Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

          • Возвращаемся из путешествия также на поезде. Колокольчик звонит Он ребятам говорит: Поскорее собирайтесь в путь дорогу отправляйтесь.

            Дети встают друг за другом .Они вагончики. Загудел паровоз, И вагончики повез, Чох -чох, чу -чу, Я домой вас укачу.

          Паровозик увозит детей.


           

          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

          I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

          Роль пальчиковых игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

             Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни...

          опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

          «Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников» ...

          Конспект НОД по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Осенняя сказка"

          Конспект НОД по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Осенняя сказка"...

          Формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

          Формирования  математических представлений у детей младшего дошкольного возраста....