"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
консультация по математике (младшая группа) на тему

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.

Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые использую в непосредственной образовательной деятельности по ф.э.м.п. с детьми младшего дошкольного возраста.

Начало нод должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эту дея тельность от другой.

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в совместной деятельности.

Техника «ритуал начала занятия» позволяет значительно сократить время « вхождения»

детей в нод,настроить их на работу и дать позиционную установку на конструктивное общение.

    Колокольчик озорной,

    Ты ребят в кружок построй.

    Собрались ребята в круг

    Слева –друг и справа – друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

      1. Основная часть На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.

      Стук в дверь. Кто там? Ой, посмотрите, это зайчик. Здравствуй зайчик. С чем ты к нам пожаловал?

      Зайчик: А я приглашаю вас в путешествие. Вы любите путешествовать? (да)

      - А на чём же мы отправимся в дорогу. (Дети предлагают свои варианты, воспитатель не отвергая вариантов детей предлагает отправиться на поезде)

      - И зайка едет с нами.

      - Я буду машинистом, а вы – вагончики.Дети встают за воспитателем.Друг за другом.

      • Все на местах? Можно ехать. (включается музыка «голубой вагон»)

      • Плывут за окошком поля и леса

      • Мы едем туда где нас ждут чудеса

      • И солнышко светит и речка блестит

      • И наш паровозик так быстро летит.

      • Чух -чух -ту -ту

      • Белые барашки

      • Выдувает на ходу паровоз букашка.

      1. Основная часть.

      2. Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.
        Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.
        НОД может быть комплексной . Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток.
        Самостоятельную деятельность.

        2. Игра - путешествие

        Дидактическая игра «Помоги бабочкам» (на ковре)

      Ребята !А вот наша первая остановка.

      Мы с вами оказались на цветочной полянке!

      Распустились здесь цветы

      Небывалой красоты.

      - Посмотрите, зайка говорит, что ветерок занёс бабочек в сети злого паука, нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (Одну или много?).

      - Давайте их освободим!

      Дети освобождают бабочек из плена.

      Постановка проблемы( создание мотивации деятельности)

      Как же мы можем помочь бабочкам. (Дети предлагают свои варианты.)

      Это еще один прием — проблемная игровая технология.

        - Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.

        Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:

        - Какого цвета бабочки?

        - На какой цветок сядет бабочка?

        Считаем бабочек, цветы; дети делают вывод, что их по 5.

        - Поровну ли бабочек и цветов? (да)

        Зайчик: спасибо вам, ребятки, помогли бабочкам спастись от пауков.

        Таким образом мы помогаем детям проявить сочувствие .Оказать помощь бабочкам тем самым подчеркнуть значимость каждого из детей.Повысить самооценку.

        Физкультминутка. А теперь зайка предлагает вам немного отдохнуть и поиграть с ним.

        Звериная зарядка.

        Раз — присядка, два — прыжок.

        Это заячья зарядка.

        А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

        Любят долго потянуться (потянуться)

        Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

        Ну и хвостиком вильнуть

        (движение бедрами в стороны)

        А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

        И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

        Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

        Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

        То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

        Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

        А кому зарядки мало — начинает все сначала.

        Физминутка является обязательной составной частью нод .Она поможет повысить двигательную активность детей и создает положительно окрашенную атмосферу .

        Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно!

        - Мы немного поиграли, а теперь пора снова отправляться в путь. Наш поезд едет дальше. (включается музыка)

        Дидактическая игра «Помоги зайчику собрать урожай»

        Ребята ,а вот еще остановка ,а называется она «Огородная». А попали мы с вами на огород нашего зайчика , что же у него выросло на огороде.

        Дети -Морковки.

        Скажите морковки одинаковые по размеру или разные .Разные .

        А какие ?Большие и маленькие.

        Ребятки поможем нашему зайчику собрать урожай ?Да.

        Тогда слушайте задание.Девочки будут собирать маленькие морковки в маленькую корзину А мальчики будут собирать большие морковки в большую корзину.

        Дети выполняют задание.Вот какие молодцы помогли зайчику а то один он бы не справился.

        Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. В данном варианте дети разделены по гендерному признакому.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Групповой метод позволяет воспитателю обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

        Рефлексия.

        1. Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).
          - Подведение итогов занятия.
          - Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
          - Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.
          - Ритуал прощания.

           

        Дети собираются вокруг воспитателя.

        - Кому мы сегодня помогали? Чьи задания выполняли?

        - Что особенно вам понравилось, запомнилось?

        - А как вы считаете, кто лучше всех сегодня занимался? Кто ответил на все вопросы правильно? А кому еще нужно постараться?

        • Молодцы, ребята. Выполнили все задания зайчика. Наш зайка очень доволен. Попрощаемся с ним. Всем спасибо.


        • Подведение итогов помогает детям оценить самого себя ,оценить и проанализировать работу других детей.Вместе порадоваться результатам.

          Ритуал конца занятия

          . Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

        • Возвращаемся из путешествия также на поезде. Колокольчик звонит Он ребятам говорит: Поскорее собирайтесь в путь дорогу отправляйтесь.

          Дети встают друг за другом .Они вагончики. Загудел паровоз, И вагончики повез, Чох -чох, чу -чу, Я домой вас укачу.

        Паровозик увозит детей.


         

        По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

        I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

        Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

        Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...

        Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

        Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...