Конспекты по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Таначева Нина Анатольевна

Конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Геометрические фигуры» (2 мл. гр.)

Программное содержание:

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения; пользоваться словами: меньше, больше; закреплять умение различать части суток: день, ночь; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Демонстрационный материал: карточки с изображением скворцов, зернышки для птиц.

Раздаточный материал: геометрические фигуры ( круги и квадраты)

 Ход занятия:

I.

В. – Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Психогимнастика

- А теперь все внимание на меня.

- Какое сейчас время года?

Д. – Весна.

В. – Послушайте мою загадку:

На месте – дворец

Во дворе – певец

Кто это?

Д. – Птичка.

В. – Правильно. Давайте послушаем голоса птиц.

В. – Пришла весна. Из теплых стран прилетели птицы.

В. – Сколько птиц прилетело?

Д. – Одна.

В. – Давайте покормим птичку,

В. – Сколько положила я зерен?

Д. – Одно.

В. – Смотрите, еще птички прилетели.

– А теперь, сколько птиц?

Д. – Много.

В. – А зернышек сколько?

Д. – Одно.

В. – Чего больше зерен или птиц?

Д. – Птиц.

В. – Чего меньше птиц или зернышек?

Д. – Зернышек.

В. – Как сделать, чтобы птиц и зернышек стало поровну.

Д. – Надо покормить всех птичек.

В. – Возьмите зернышки.

– Сколько у тебя Лиза?

– У тебя Дима?

– Покормите птичек.

В. – Сколько теперь зернышек?

Д. – Много.

В. – Всем птичек хватило?

Д. – Да.

В. – Значит и птичек, и зернышек поровну.

– Дима повтори.

Д. – Птичек и зернышек поровну.

В. – Ребята, а значит, какие птицы к нам прилетели?

Д. – Скворцы.

В. – Повтор Надя,

– Лиза повтори.

 II. Физ. Минутка.

В небе скворушка запел

Колокольчик зазвенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год.

В. – Дети, вы знаете, что люди должны помогать птицам весной?

Д. – Да.

В. – А как можно помочь птицам?

Д. – Покормить, домик сделать.

В. – А как называется домик для птиц?

Д. – Скворечник.

В. – Давайте мы сделаем для птиц скворечники.

В. – Подходите к столам и усаживайтесь поудобнее.

– Посмотрите я своей птичке сделала скворечник.

В. – Сейчас я вам объясню, как его делать и вы сможете сделать своим птичкам, скворечники.

В. – Какие фигуры нужны, чтобы собрать скворечник?

Д. – Круг и квадрат.

В. – Я наклеиваю круг на квадрат.

В. – Посмотрите у вас в розеточках какие фигуры лежат.

Д. – Круг и квадрат.

В. – У тебя Лиза?

– А у тебя Сережа?

В. – Если вы расположите фигуры у себя также как и я, у вас тоже получится скворечник.

В. – Но сначала давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

В. – Глеб напомни, как мы будем делать скворечник?

Д. – Круг накладываем на квадрат.

В. – А теперь приступайте к работе.

В. – Молодцы! Теперь каждый пусть подарит своей птичке скворечник.

– Посмотрите, я свою птичку посадила в скворечник, а теперь вы подарите для птиц скворечники.

 III.

В. – Пусть птички обживают свои домики, а мы поиграем. Игра называется «День – ночь».

В. – Что делают птички днем?

Д. – Летают, едят.

В. – Что ночью делают птицы?

Д. – Спят.

Игра.

 IV. Итог

В. – Вот как весело мы поиграли.

– Давайте вспомним, кому сегодня мы помогали?

Д. – Птичкам.

В. – Как мы помогали птицам?

Д. – Делали скворечники.

В. – Какие фигуры использовала для скворечника?

Д. – Круг и квадрат.

В. – Молодцы вы сделали доброе дело, подарили скворцам – скворечники. Я Хочу вам предложить дома со своими родителями смастерить домики для птиц.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по (ФЭМП) «Путешествие с солнышком» (для детей 4 лет)

Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Интеграция областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Задачи:

- Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;

- Формировать интерес к художественной литературе, передавать эмоциональное состояние мимикой;

- Формировать стремление петь знакомые песни;

- Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную;

- Развивать диалоговую форму речи;

- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт;

- Обеспечить взаимосвязь рисования нетрадиционным приемом «рисунок тычком» с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей;

- Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, поролоновой губкой;

- Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

- Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- Беседа;

- Использование дидактических пособий и наглядного материала;

- Рисование небольшими группами;

- Практическая деятельность;

- Использования песен, литературного произведения;

- Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

- Магнитная доска;

- Аудиозапись;

- Домик с эмблемой солнца;

- Символы - явлений природы разных времен года;

- Напольные поставки;

- Гуашь зеленого цвета;

- Палочки с поролоном на конце;

- Модуль «части суток»;

- Компьютер.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

Звучит спокойная мелодия. Воспитатель обращает внимание детей на домик (с эмблемой солнца).

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь стоит чей-то дом. Как вы думаете, кто в нем может жить?

Дети: Это домик Солнца.

Воспитатель: А как ласково мы можем назвать солнце?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Солнышко еще спит. Как называется время суток, когда солнышко спит? (1 слайд)

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ночь прошла. Солнышко надо разбудить, чтобы оно обогрело Землю. В какое время суток просыпается солнышко?

Дети: Утром.

2. Психогимнастика.

Воспитатель: Все живое радуется появлению солнца. Ребята, а вы готовы помочь разбудить Солнышко и порадовать все живое появлению солнца?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого давайте ляжем на коврик и представим, что вы «Солнышко».

Под спокойную мелодию проводится психогимнастика «Солнышко встает».

- Услышало солнышко стук, открыло глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждет! Надо будить землю. Солнышко потянулось, встало с кровати и стало умываться:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели...»

- Умылось наше солнышко. Взяло расческу и привело свои золотистые волосы - лучики в порядок, и они ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем. (2 слайд)

Дети имитируют движения согласна текста.

3. Беседа с элементами практической деятельности «Весна».

Воспитатель: Молодцы! Разбудили Солнышко! Солнышко проснулось, стало светить ярко, пригревать землю. От этого тепла снег начал таять. А в какое время суток: утром или днем снег тает?

Дети: Днем. (3 слайд)

Воспитатель: Днем тает снежок... В какое время года это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Весной стало пригревать солнышко - потеплело. (4 слайд)

Воспитатель: А что еще происходит в природе весной? Помогите мне, пожалуйста, составить весеннюю дорожку. Выберите те рисунки, на которых изображены весенние явления природы.

Дети под руководством воспитателя при помощи символов - рисунков, закрепленных на напольных подставках, составляют мнемодорожку «Весна».

Воспитатель: Давайте, ребята, прогуляемся еще раз по весенней дорожке, которую мы с вами составили?

Дети вместе с воспитателем проходят по тропинке (между напольными подставками), называют простейшие связи в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

    

    

4. Беседа с элементами изобразительной деятельности «Весеннее дерево».

Воспитатель: Посмотрите, к чему привела нас дорожка? (5 слайд)

Дети: К дереву.

Воспитатель: Сколько деревьев?

Дети: Одно.

Воспитатель: А сколько веток на дереве?

Дети: Много.

Воспитатель: Сколько почек на ветках?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Грустно стало солнышку, печально от того, что на ветках нет еще почек.

Проводится мимическое упражнение «Грустно». (6 слайд)

- Покажите, какое у вас настроение, когда вам грустно, печально. Сдвинуты брови, уголки губ опущены. Молодцы!

Воспитатель: Давайте нарисуем почки на деревьях.

Воспитатель предлагает детям нарисовать нетрадиционным приемом - губкой почки на ветках дерева.

Воспитатель: Обрадовалось солнышко, что от его тепла набухло столько почек.

Проводится мимическое упражнение «Радость». (7 слайд)

- Покажите, какое у вас настроение, когда вам радостно, весело, приятно. Молодцы!

Воспитатель: А сколько почек набухло?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета почки? Одинаковые ли по величине?

5. Чтение художественной литературы.

Воспитатель читает стихотворение «Весна» А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется весною.

Рефлексия.

Воспитатель: Целый день солнышко с нами гуляло. Придет вечер и солнышко ляжет спать. Когда, ребята, солнышко ляжет спать?

Дети: Вечером. (8 слайд)

Воспитатель: Какую бы вы колыбельную песенку спели для солнышка?

Проводится песенное творчество «Спой колыбельную». Дети вместе с воспитателем исполняют колыбельную песенку («Бай-бай», «Лю-лю, бай»).

Воспитатель: Когда солнышко спит? (9 слайд)

Дети: Ночью

Воспитатель: Когда солнышко гуляет?

Дети: Днем.

Воспитатель: Когда солнышко встает?

Дети: Утром.

Воспитатель: Когда ложится спать?

Дети: Вечером.

Модуль: части суток.



Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Дни и сутки»

Цель:

Знакомить детей с последовательностью частей суток.

Познакомить детей с понятием сутки.

Учить детей устанавливать временную последовательность.

Закрепить дни недели.

Ход занятия

Ребята очень интересно путешествовать в разное время суток, узнать, что происходит утром, днём, вечером и ночью. Вот мы и отправляемся в такое путешествие. Я прочту стихотворение:

Загадка

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идёт по делам.

Какое время наступило, догадайтесь сами?

- А почему вы думаете, что наступило утро? (светло, начинает светить солнце) УТРО - важное время суток. За ночь все отдохнут, а утром начинают работать. Народ так говорит: Утро всему начало. Утро день красит.

- Прошло утро - наступил день. ДЕНЬ - время, когда люди работают. Люди стараются работать хорошо, беречь время и делать красивые вещи, быстро строить, растить хлеб, овощи и фрукты.

- После дня, наступает вечернее время. ВЕЧЕР - это время после работы, учёбы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Говорят о своих делах, близких, говорят тепло и радостно.

- После каждого времени суток наступает НОЧЬ. Что делают люди ночью? Спят...

Доброй ночи молвит тишина,

Каждому она сейчас слышна.

Говорит бесшумными словами,

Спите, я всю ночь останусь с вами.

- Посмотрите на эти картинки и скажите, какое время суток здесь нарисовано? (картинки - утро, день, вечер, ночь)

- Как вы думаете, где ночует солнышко, когда вы спите.

Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. Где ночует солнышко? Куда оно прячется на ночь? Да никуда! Дело в том, что угасает день, наступает ночь. Планета всё время поворачивается, движется, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Движется по небу солнце, восходит днём на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт. Ребята, давайте проделаем такой опыт: яблоко - наша Земля; флажки (синие и белые) - наши дома; горящая свеча - Солнце.

Итак, половина яблока освещена - половина тёмная. В синем доме сейчас день, в белом темно, там ложатся спать. Повернём яблоко так, чтобы синий дом скрылся в тени и в белом наступило утро. Ещё повернём яблоко и снова сгущаются сумерки. Наша игрушечная Земля сделала один полный оборот. Это время называется - СУТКАМИ. Они сменяют друг друга. На картинке обратите внимание - утро, день, вечер, ночь - это одни сутки. У вас на столах есть 4 времени суток - они окрашены в цвет неба. Поднимите карточку утро, день, вечер, ночь. А вот девочка «Лежебока»- она была ленива, и всё время хотела спать.

Послушайте стихотворение «Лежебока»:

В понедельник я проснулась,

А во вторник потянулась,

В среду сладко потянулась,

А в четверг опять заснула,

Спала я и в пятницу,

А в субботу не ходила на работу,

Но зато уж в воскресенье,

Спала весь день без пробуждения!

А вы хотите быть лежебоками? Неинтересно быть лежебоками - пока спишь ничего интересного не увидишь, ни о чём не узнаешь, а время пройдёт и не вернётся. Сели за столы. Дети сосчитайте, сколько листиков у вас на столах?

Посмотрите, какие дни недели.

- Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по одному кружку и по синей полоске.

- Как называется второй день недели?

- Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по жёлтой полоске и по двум кружочкам.

- Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?

- Как называется четвёртый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает четверг?

- Как называется пятый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает пятницу? Эти пять дней рабочие, назовите их, а Лера выйди и найди на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть ещё два дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Эти дни считаются выходными.

- А сейчас, поиграем: выйдут 5 дней рабочих и 2 выходных это будет неделя. В неделе семь дней