Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".
презентация по математике по теме
Определение дидактической игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. СУХОМЛИНСКИЙ:
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. ЧТО ТАКОЕ ИГРА?
Особенности игры для дошкольников д оступный и ведущий вид деятельности э ффективное средство формирования всех сторон личности ребенка, его морально-волевых качеств в игре берут начало все психологические новообразования в ажное средство умственного воспитания ребенка
ИГРА учеба труд Способ познания окружающего мира Форма воспитания
ЦЕЛЬ ИГРЫ: возникает противоречие д ля воспитанника: в самой игре д ля взрослого: р азвитие детей у своение детьми определенных знаний ф ормирование умений в ыработка личных качеств с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения. К.Н. Поливанова В наибольшей степени это противоречие проявляется в так называемых дидактических играх.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является: игровым методом обучения детей дошкольного возраста; формой обучения; самостоятельной игровой деятельностью; средством воспитания ребенка.
Рассматривается в двух видах: 1. игры – занятия: - ведущая роль принадлежит педагогу; - педагог передает определенные знания, формирует представления; - педагог учит детей играть. 2. дидактические игры. Дидактическая игра как игровой метод обучения
Содержит два начала: 1. учебное (познавательное); 2. игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как форма обучения детей
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется только в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Педагог предлагает усложнение и вариативность дидактических игр. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
Первая стадия : характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки. Воспитание желания играть со сверстниками – важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь. Роль педагога: заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой стадии характерны определенные проявления детской активности.
Вторая стадия : ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких качеств, как честность, целеустремленность, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога: выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
Третья стадия: ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Роль педагога: оценка детского творчества при решении игровых задач. Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Разнообразные дидактические игры способствуют формированию у ребенка математических представлений. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Занятия, в которых используются дидактические игры, проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Во-первых , многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. В-третьих, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики. Несколько распространенных заблуждений среди педагогов о математических способностях
1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Структура дидактической игры Дидактическая задача Игровые действия Игровые правила Результат
Определяя дидактическую задачу, необходимо учитывать какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Дидактическая задача
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Игровые действия
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Игровые правила
Результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть: подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Результат
Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике. Математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Вывод:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических способностей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры ставят конкретную задачу совершенствования элементарных математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей....
Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...
Презентация "Лэпбук как средство формирования элементарных математических способностей детей дошкольного возраста"
Лучше всего дети получают и запоминают математические знания через игру. Очень увлекательно, если это можно сделать, взяв в руки небольшую книгу с большим содержанием каких-то манипуляций, интересных ...
Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...
«Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Содержание: Пояснительная записка…………………………………………………………… 3 Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников. ……………. 5 ...
Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре
Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре...