"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР."
статья по математике (старшая группа) по теме

В статье раскрыто  роль развивающих игр в развитии геометрических представлений  старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Аннотация: в статье раскрыто  роль развивающих игр в развитии геометрических представлений  старших дошкольников.

Ключевые слова: геометрическое представление, развивающие игры.

В настоящее время происходит переосмысление места, роли и целей математического образования. Образование рассматривается как процесс, направленный не столько на трансляцию знаний и умений, сколько на становление человека, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. В математическом образовании всегда выделялись два начала, два главных объекта изучения – числовые и пространственные понятия. На сегодняшний день школа, как отмечают специалисты, уделяет первейшее внимание числовым понятиям, оставляя без должного внимания вопрос формирования геометрических представлений. Это определённым образом сказывается и на подготовке ребёнка к школе. Требования ФГОС ДО рекомендуют осуществлять педагогическую поддержку математического развития  ребёнка на принципах развивающего обучения. Это одна из важнейших проблем организации современного процесса развития ребёнка – дошкольника, которая начинает апробироваться в ДОУ. В развитии детей широко используются развивающие игры, но их роль в индивидуальном воздействии на становление геометрических представлений до конца не изучена.

Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является  научить ребенка  узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Этой области знаний посвятили свои труды такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина. В то же время проблема педагогической поддержки развития геометрических представлений старших дошкольников  средствами развивающих игр  остается актуальной, так как  для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо развитие геометрических представлений. Низкие требования к отбору содержания материала, позднее знакомство с отдельными задачами развития геометрических  представлений, а также отсутствие системы педагогической поддержки подчёркивают значимость данной проблемы.

Работая в детском саду, мы ставим перед собой педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом, но в нашем случае мы уделяем, большее внимание на развитие геометрических представлений. Используя развивающие  игры в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Цель нашей работы:

-    развить геометрические представление средствами развивающих игр.

- разработка и апробация условий организации и проведения развивающих игр, направленных на развитие геометрических представлений.

Задачи нашей экспериментальной работы:

- раскрыть особенности развития геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте.

-выявить первоначальный уровень развития геометрических представлений детей 6 года жизни.

-разработать и реализовать условия проведение развивающих игр для  развития геометрических представлений  детей 6 года жизни.

-определить эффективность  условий педагогической  поддержки в развитие геометрических представлений средствами развивающих игр.

Объект исследования: процесс развития геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: развивающие  игры как средство  развития геометрических  представлений детей  6 года жизни.

 Гипотеза: мы предполагаем, что педагогическая поддержка развития геометрических представлений детей 6 года жизни  средствами развивающих игр будет эффективнее при следующих условиях:

- подбора  комплекса  развивающих игр направленного на развитие  геометрических представлений, с учетом уровней сложности игры;

- опоре на принцип педагогической поддержки: постановка ребёнка в   позицию субъекта познавательной деятельности;

- разработка и апробация условий организации и проведения развивающих игр, направленных на развитие геометрических представлений.

Выясняя проблему развития  геометрических  представлений детей, ещё не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А.М. Пышкало и  А.А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В изучении геометрии (в частности, геометрических фигур) различают несколько уровней мышления [2].

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, они еще не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимают обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление [2].

Наблюдая за детьми был выявлен уровень геометрических представлений и отталкиваясь от этого был  подобран  комплекс  развивающих игр, направленных на развитие  геометрических представлений, с учетом уровней сложности игры. Для  развитие геометрических представлений  мы будем закреплять приобретённые знания в других видах деятельности и режимных моментах (познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, игровая, прогулка, дежурство, КГН).

В процессе исследования мы учитывали индивидуальные особенности детей (уровень развитие, темперамент). Проводились разные формы работы (индивидуальные работы, подгрупповые работы).  

Комплекс игр:

  1. «Рамки и вкладыши Монтессори»

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» развивает детей в нескольких направлениях:
   1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
   2) готовит детей к овладению письмом и рисованием — вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость руки», умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
   3) знакомит с геометрической терминологией — названиями фигур.[3]

  1. «Внимание»

Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать и возможно точнее. Надо “схватить” и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, “сфотографировать”, сберечь в памяти, а потом уже перенести на  бумагу.[3]

3.  «Сложи  узор»

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.[3]

 4. «Игра с одним обручем»

Игра направлена на формирование умение квалифицировать   предметы по одному и нескольким свойствам.

В процессе развития геометрических представлений игра идет на усложнение («Игра с двумя обручами» и «Игра с тремя обручами»)[1]

Мы считаем, что проводимая работа  способствовала развитию геометрических представлений детей. В работе использовалась педагогическая поддержка (похвала, мотивация, поощрение). Детям было интересно составлять свои фигуры, узоры,  очень удивила игра с обручем, тем, что было найдено новое применение обручу и они с интересом составляли свои задания друг другу. И теперь они  без труда в окружающей их среде опознают геометрические фигуры .мы довольны своей работой.

Список литературы

  1. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии Авторы: Лариса Баданина c.167
  2. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 376 с.233
  3. http://nikitiny.ru/ramki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.

Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....

Педагогическая поддержка развития мелкой моторики младших дошкольников.

Определение педагогической поддержки. Предмет, цели и задачи. Профессиональные нормы. Тактики педагогической поддержкиПедагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развити...

Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические ...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...

«Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агроэкологии»

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника. Одной из централ...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...