Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Игровая грамматика"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Егорова Евгения Борисовна
Игровая грамматика. 
 
[b]Программное содержание:[/b]
-закреплять представление детей о слове;
-закреплять умения интонационно выделять звук в слове, определять первый звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
[b]Демонстрационный материал:[/b]
Мяч, фланелеграф, картинки с изображениями лимона, вишни, пирамидки, волка, лампы, парохода;стаканчик.
[b]Раздаточный материал:[/b] разноцветные фишки.
[i]Ход занятия:[/i] 
Приглашаю ребят за стол, на столе у детей 5-6 фишек. Предлагаю "собрать" в коробку разные слова. Для этого нужно вспомнить какое-нибудь слово, например "игрушка" и положить в стаканчик фишку. Дети называют свои слова и "кладут" их в стаканчик с которым хожу между рядами. Похвалив ребят за то, что лни назвали мнго разных слов, выбираю наиболее яркие по звучанию ("звонкие" - звонок, зеркало, "тихие" - мышка, кошка, "громкие" - гром, помидор) и предлагаю вслушаться в их звучание.
После предлагаю игру "Скажи как я". Зову ребят встать в круг, сама встаю в середину с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, лложка, карртина и т.д.) Ребенок должен повторить слово, так как произнесла его воспитатель, перебрасывая мяч назад. В игре принимают участие все дети.
Далее приглашаю ребят за столы и выставляю картинки на фланелеграфе с изображениями описанных выше. Указываю на первую картинку (лимон) и и сказать это слово так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук - ллимон. "Какой первый звук в слове ллимон?" - "л*". - "Звук "л" - маленький братец,  а какой у него большой братец?" - "л". - "Какое слово начинатеся со звука "л"? - "Ллампа".
После снимаю с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой. 
Продолжаю работу со следующими картинками.
Предлагаю игру "Назови слово". Дети по моему заданию называют слова со звуком "п": параход, посуда, шапка, полка, и т.д. Когда дети назовут 10-15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким братцем - звуком "п*": пион, капитан, пение, пила. За каждое правильно подобранное слово дети получают фишку или мелкую игрушку.В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Коррекционно-образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласн...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» воспитатель Аксарина Елена Александровна МБДОУ "№5 "Теремок"

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...