Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста в различных формах математической деятельности
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Абросимова Наталья Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_intelektualnoe_razvitie.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста  в различных формах математической деятельности»

Выполнила:

Абросимова Н.В. –

воспитатель МДОУ д/с № 402 «Золотая рыбка»

г. Нижний Новгород

2011 г.


Содержание

Стр.

  1. Актуальность проблемы.

3

  1. Анализ психолого-педагогических исследований.

3

  1. Интеллект, интеллектуальное развитие.

3

  1. Анализ образовательных программ.

4

  1. Система работы, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста в различных формах математической деятельности.

5

  1. Цель. Задачи.

5

  1. Мониторинг.

5

  1. Предметно-развивающая среда.

6

  1. Формы организации деятельности детей.

6

  1. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

8

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников.

8

  1. Результаты работы.

9

  1. Выводы.

9


  1. Актуальность проблемы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. 23 ноября 2009 года вышли утвержденные Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определил , какой должна быть программа дошкольного образования, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Основными критериями и показателями освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указанных в ФГТ является овладение детьми интегративными качествами. Одним из критериев развития будущего первоклассника выделяют:

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.  В математике заложены возможности для развития мышления детей, развитие познавательных знаний  с самого раннего возраста.

Таким образом, проблема развития интеллектуальных способностей детей в различных формах математической деятельности является актуальной.

2.  Анализ психолого-педагогических исследований.

2.1. Интеллект, интеллектуальное развитие.

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»

Вопросы формирования интеллектуальных умений поднимали Л.С. Выготскийй, П.Я. Гальперин, Е.Н.Кабанова- Меллер, Н.А.Менчинская, В.Ф. Паламрчук, С.Л.Рубинштейн, Т.И. Шамова. И.С. Якиманская.

    По мнению  П.Я Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Бардина , Н.Г. Белоус, Л.С. Божович, Н.И Непомнящая – интеллектуальное развитие дошкольников- это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающее поколение с целью развития ума.

В исследованиях  А.М.Леушиной,Р.Л. Березиной, З.А. Грачевой, Т.Д. Рихтерман, Е.А.Тархановой, В.В Даниловой, Л.И Ермолаевой отмечалось, что в процессе обучения дошкольников математике происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация). Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей, что приводит к активному развитию математических способностей ребенка.

2.2.Анализ образовательных программ.

Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуальных вопросов развития дошкольного образования.

Несмотря на определенные различия как в психолого-педагогических подходах к воспитанию и развитию ребенка, все программы содержат раздел, посвященный предматематическому образованию ребенка, а некоторые из них - и соответствующие методические разработки означенных в программах тем в виде рекомендаций к проведению занятий в соответствующей группе ДОУ ( разнообразие программ представлено на экране)

 Наше дошкольное учреждение работает по Программе «Детство» разработанной авторским коллективом: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др. (РГИУ им. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт-Петербург) [23].Цель - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Содержание раздела «Первые шаги в математику» направлено на:

  1. Освоение группировки и классификации фигур предметов по размеру, весу с одновременным выделением двух свойств (формы и размера, веса и размера).
  2. Практическое выявление и называние отношений при сравнении, упорядочении, сериации: что тяжелое, легче, еще легче; в чем сходство и в чем различие предметов по свойствам.
  3. Раскладывание предметов по заданной последовательности.
  4. Переход от сравнения предметов по размеру – выделения величинных отношений – к выявлению качественных на основе определения качества числом (при условии различий в расположении предметов).
  5. Самостоятельное использование способов действий – сравнения, обследования, преобразования, счета, группировки (классификации), упорядочения (сериации) – с целью познания, выявления простых связей и зависимостей в специально организованной обстановке.

Таким образом, можно заметить, что программа « Детство» достаточно содержательна в плане формирования математических знаний. Программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей,  что закладывает основы интеллектуального развития дошкольника

3. Система работы направленной на развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста  в различных формах математической деятельности.

3.1.  Цель. Задачи.

Цель: содействовать развитию интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста  в различных формах математической деятельности.

Задачи:

  • Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в познавательную математическую деятельность.
  • Способствовать интеллектуальному  развитию  ребенка  в деятельности сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки и т.д.
  • Обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания в  вопросах развития интеллектуальных способностей дошкольника.  

3.2. Мониторинг

 В первом этапе своей работы  своей работы мы провели диагностику   раздела «Первые шаги в математику» по программе «Детство».  На основании работ Колесниковой детям в игровой форме были предложены диагностические задания по математике.

  • Развитие временных представлений.Части суток (утро, ночь)

в. у. – 15 ч.;  н. у. – 5 ч.; с. у. – 3 ч.

  • Времена года

в. у. – 16 ч.;  н. у. – 3 ч.; с. у. – 4 ч.

  • Восприятие формы Геометрические фигуры

в. у. – 8 ч.;  н. у. – 13 ч.; с. у. – 2 ч.

  • Восприятие величины. Сравнение по высоте

в. у. – 145 ч.;  н. у. – 5 ч.; с. у. –4 ч.

  • Пространственные представления

в. у. – 11 ч.;  н. у. – 3 ч.; с. у. – 9 ч.

  • Сравнение по длине

в. у. – 9 ч.;  н. у. – 7 ч.; с. у. –7 ч.

  • Операция с множествами: понятие «сколько же»

в. у. – 6 ч.;  н. у. – 10 ч.; с. у. – 7 ч.

  • Соотнесения количества с цифрой

в. у. – 10 ч.;  н. у. – 6 ч.; с. у. – 7 ч.

  • Порядковые числительные

в. у. – 7 ч.;  н. у. – 11 ч.; с. у. – 5 ч.

высокий уровень(42%) оперируют свойствами объектов, обнаруживают зависимости и изменения в группах объектов процессе группировки, сравнения, сериации.

средний уровень(31%) – различают, называют, обобщают предметы по выделенным свойствам ( все большие, все некруглые),  выполняют действия по группировке, воссозданию фигур. Самостоятельно осуществляют действия, ведущие к изменению количества, числа, величины.

низкий уровень(27%)- сравнивает, выделяет некоторые отношения, в основном только по подсказке взрослого

С целью изучения  интереса родителей к вопросу развитие интеллектуальных способностей детей в различных формах математической деятельности было проведено анкетирование  на тему «Условия для развития интеллекта детей». Данные диагностики выявили потребность в организации планомерной работы по развитию интеллектуальных способностей детей в различных формах математической деятельности.

3.3. Предметно-развивающая среда.

Свою работу мы начали с обогащения предметно-развивающей среды. В предметную среду группы были внесены следующие изменения:

1. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, которые дают возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина), а так же способствуют познанию размерных и числовых отношений.

2. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные и интеллектуальные способности. Это такие игры как: игры Б. Никитина – «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб», игры Воскобовича – «Чудо крестики», «Чудо соты», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», Логоформочки».

3. Игры с «Математическими корзинками», «Чудо – цветиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа.

4. Использование моделей – план комнаты для кукол, спиралевидные модели на познание временных отношений – является основой организации практической детской деятельности, направленной на самостоятельное обнаружение связей, зависимостей, отношений

3.4. Формы организации  деятельности  детей.

Непосредственно образовательная деятельность  по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям.

Введение игровых  персонажей  (Красная шапочка, Незнайка) побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости.

Использование природного раздаточным материала , дает возможность разного обследования предмета.

Организуя образовательную деятельность  мы создаем  следующие  условия:

            1. учитываем индивидуальные, возрастные психологических особенностей детей  5-го года жизни (на занятии используем большое количество разной  наглядности, материала для практических работ);     

            2. создаем  благоприятную психологическую  атмосферу и эмоциональный  настрой (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

            3. широко используем игровую мотивацию ( помощь игровым персонажам Буратино,  Незнайка);

            4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную ( лепка цифр, рисование геометрических фигур, подвижные игры ..

            5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

           6.развивающий характер заданий;

                Внедряем методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности, применяем:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.   

При организации совместной организованной и самостоятельной деятельности детей огромную роль в развитии интеллектуальных способностей  отводится развивающим играм. Так использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур дало возможность детям выполнить простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина).

А для развития воображения, осознанного познания элементарных свойств геометрических фигур мы берем такие игры как «Квадрат Воскобовича», цветные счетные палочки, «Геоконт с цветными резинками».

Мы помогаем ребенку не только воспринимать отношения объектов окружающего мира, но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию размерных и числовых отношений; игры с «Математическими корзинками», «Чудо цветиком» помогают детям освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности.

Мы занимаемся практической деятельностью совместно с детьми по уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, что способствует успешному освоению математических отношений.

Мы используем повседневный материал, как часть развивающей среды (коврограф «забавные фигуры», игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр»).

Не следует забывать об эффективной роли различного речевого материала, для этого в своей работе мы используем потешки, стихи, считалки, задачи-шутки, чтобы дети осваивали числа и действия с ними.

В разных видах логико-математической деятельности мы предлагаем для достижения результата использовать «правило» – стихо-математическое изображение основных моментов деятельности.

С целью развития активности ребенка мы организовываем разнообразные виды деятельности: совместные с ребенком индивидуальные коррекционные игры и упражнения, свободные игры (самодеятельность), развивающие линии – ситуации, досуговые мероприятия. При этом соблюдается главное требование: способствовать становлению субъективной позиции ребенка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических игр, решения творческих, проблемных задач, экспериментирования, что дает возможность избегать в обучении и развитии детей пассивных методов и приемов, таких как показы, длительные объяснения, частые подсказки и т.д.

Используемые нами приемы, обеспечивающие успех в деятельности ребенка, зависят от его личного опыта, общей активности, интересов, настроения. Активность может быть вызвана предложением подумать вместе, доброжелательным диалогом с ребенком, наведение его на аналогии, ассоциации, использованием отрывков из юмористических произведений, одобрением направления поиска, умения замечать собственные ошибки и исправлять их, подсказкой алгоритма рассуждения.

Каждый ребенок выбирает себе игру, игровые пособия из имеющихся в предметно-игровой среде. Играет, ставя цель, включаясь в активный поиск решения игровой задачи, оценивая свои результаты. Мини-ситуации развивающей направленности планируются нами, но могут возникать стихийно. Мы включаемся в их разрешение, обогащая деятельность детей.

3.5.Взаимодействие со специалистами ДОУ.

 Свою работу мы организуем во взаимодействии со специалистами детского сада:

Педагог - психолог способствует развитию познавательных  процессов психологическими методами и средствами.

Музыкальный руководитель использует в своей деятельности проблемные задания развивающего характера.

Инструктор по физической культуре – содействует интеллектуальному развитию детей, включая в организованную деятельность  с детьми подвижные игры математического содержания, считалки.

  1. Взаимодействие с семьями  воспитанников.

  Семья  играет решающую роль в развитии интеллекта   детей.

 На групповых собраниях  мы поднимали вопросы о развитии интеллектуальных способностей у детей 4 – 5 лет.

Вопросы, поднятые на собрании стали предметом обсуждения на консультациях.

Индивидуальные беседы с родителями позволили установить тесный контакт с семьей и дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его особенности.

Нами были проведены консультации и беседы на темы:

1. «Математика – это интересно»

2. «Знакомство с играми Б. Никитина»

3. «Играем играми Воскобовича»

В родительском уголке выставлялись рекомендации для родителей «Давайте поиграем» («Лабиринты», «Игры со счетными палочками», «Учим считалочки»)

Педагогическое просвещение родителей велось и через получение наглядной информации.

Нами были показаны и рекомендованы различные дидактические игры для дома – такие как «Сложи узор», «Чудо – крестики», «Логоформочки», «Чудо – цветик».

Родители активно включались в процесс воспитания и обучения ребенка, помогали в создании предметно – развивающей среды (приобретены игры Б. Никитина «Сложи узор» на каждого ребенка), помогали в изготовлении пособий («Разноцветные шнуры», «Лабиринты»).

  1. Результаты работы показали:
  • Дети стали охотно откликаться на предложения участвовать в общем деле, называют форму предметов, геометрических фигур, группируют по признакам,  выделяют некоторые отношения, допуская ошибки исправляет (29%)
  • Возросло количество детей, которые инициативны, самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства, путем практического сравнения, активно пользуются числами (56%)
  • Лишь 15% детей сравнивает, выделяет некоторые отношения только по подсказке взрослого, затрудняются пояснять свои действия; осуществляя заданную последовательность игровых и практических действий допускают ошибки.

Очень значимым результатом, на наш взгляд, явилось то, что возросла  активность и участие родителей в жизни группы.

  1. Выводы

Таким образом, Организованная  нами работа содействовала повышению уровня интеллектуального  развития детей, способствовала становлению субъективной позиции ребенка, проявлению им исследовательского поведения в процессе математических и логических

 Перспективы своей работы мы видим в дальнейшем развитии  интеллектуальных способностей ребенка в различных формах математической деятельности, приносящей каждому ребенку личное удовлетворение, позволяющей проявлять коммуникативные умения, активность и инициативу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

Отчет по самообразованию. Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Работая над этой темой, мы старались  искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Можно отметить, что у ...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознател...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позв...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...