Из опыта работы. «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ — РТВ (развитие творческого воображения)»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Гибадуллина Наталья Александровна

Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_matematika.docx84.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»

Для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ

 по теме:

«Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ —                    РТВ (развитие творческого воображения)»

                                        Подготовила:

воспитатель группы «Мак»

                                                               МБДОУ «Детский сад №2

                                                            «Рябинка»Ефимова Н.А.

                                 Сентябрь, 2016 г.

Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ — РТВ

(развитие творческого воображения)

На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности дошкольного возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на некоторые математические вопросы. Для овладения детьми определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе  наиболее эффективным процессом обучения будет, если  активно подключить воображение ребенка.          

 Технология ТРИЗ отличается именно тем, что через нее  идет развитие творческого воображения и имеющегося потенциала, что благотворно  влияет на формирование элементарных математических представлений.

Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей не только математический знаний и навыков, но и логического мышления и творческого воображения. Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:

1. Мозговой штурм.

Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.

Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

2. Морфологический анализ.

Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Также формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности.

3. “Синектика”.

Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.

Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта. 
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор.

   Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

 Игры  с использованием элементов ТРИЗ и компьютерных технологий:

  • математические игры на классификацию, решение элементарных примеров и задач;
  • игры и тренинги на выявление ресурсов (формы, цвета, размера)

Например, такие игры:

1. Арифметический ребус.

Одинаковые цифры обозначаются одинаковыми предметами (фигурами, буквами). Разные цифры – разными.

Какую цифру фокусник превратил в змею?

Рассмотрим первый пример.
За змейкой и черепахой могут быть спрятаны пары цифр 0 и 4 или 1 и 3 (2 и 2 не подходит, так как цифры должны быть разными):
0 + 4 = 4
1 + 3 = 4

Рассмотрим второй пример.
Подходит только вариант 1 и 3:
3 – 2 = 1

Ответ: фокусник превратил в змею цифру 1.

2. Задача с карандашами.

Выбери подходящий карандаш с соблюдением следующих условий:
не синий и не жёлтый, не самый длинный и не самый короткий.

Ответ: Зелёный карандаш.

3. «Спрятанные кубики» на развитие пространственного мышления.

Юра построил на столе башню из кубиков (смотри справа). Иришка спрятала несколько кубиков.

Сколько кубиков забрала Иришка?

Ответ: 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Презентация к проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"

Данная презентация несет дополнительную информацию по проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"...

Занятие в средней группе "Капельки" (Формирование элементарных математических представлений) с использованием элементов системного оператора.

В этом занятии вводится вариант дидактической игры " Волшебный лифт" на основе системного оператора( девятиэкранки)С средней группе проблематично введение девятиэкранки полностью из-за несформированно...

Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.

21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...