ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ
презентация по математике на тему

Сапогова Марина Сергеевна

Презентация "Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах" поможет родителям и педагогам поэтапно познакомить детей сформой предметов и геометрическими фигурами. В ней представлена методика обучения умению различать и называть плоские геометрические фигуры, их признаки; методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами, с обобщающими понятиями: треугольник, четырехугольник, многоугольник.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах Подготовил воспитатель МДОУ №95 Сапогова М.С .

Слайд 2

Содержание понятий Форма – это пространственные свойства окружающих предметов. Геометрические фигуры – это эталоны, используя которые, человек определяет форму предметов и их части. «Геометрическая фигура» - математическое понятие, которое образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы.

Слайд 3

Дошкольники знакомятся: С плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями, квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом

Слайд 4

Обобщающими понятиями: четырехугольник, многоугольник

Слайд 5

Объемными телами: шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, пирамида, призма

Слайд 6

Необходимо: Обучать детей правильным приемам обследования формы Развивать способность выявлять простейшие свойства фигур Учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры Группировать предметы и фигуры по признаку формы Определять форму окружающих предметов Видоизменять фигуры Создавать модели предметов из геометрических фигур

Слайд 7

Значение развития представлений о форме и геометрических фигурах Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности Развиваются умственные операции: Анализ Синтез Абстрагирование

Слайд 8

четырехугольники Обобщение Классификация

Слайд 9

Расширяется и обогащается словарь Р азвивается сенсорика и мелкая моторика, изобразительная, трудовая, игровая, учебная деятельности Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др. Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

Слайд 10

Этапы восприятия формы Узнавание предметов по форме (3-4 года) Знакомство с эталонами (4-5 лет) Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур (5-6 лет)

Слайд 11

Этапы восприятия геометрических фигур Геометрическая фигура – игрушка Сравнение фигуры с предметами Геометрическая фигура - эталон

Слайд 12

Этапы восприятия свойств геометрических фигур Фигура – целое (нет углов, сторон, сходств и различий) Фигура и ее элементы (у квадрата все стороны равны по длине) Свойства и структура фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького)

Слайд 13

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения А.М.Пышкало , А.А.Столяр

Слайд 14

Этапы усложнения наглядного материала Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал Натуральные предметы с ярко выраженной плоской формой пуговица платок косынка конверт зеркало Предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру тарелка окно дорожный знак книга батон Изображение объемных предметов на картинках мяч телевизор гора аквариум шкаф Предметы, которые требуют анализа колесо машины кабина машины колпак Буратино стена дома глаза человека Задания по представлению предметы круглой формы

Слайд 15

Содержание знаний детей о форме и геометрических предметах I младшая группа: шар, куб. II младшая группа: квадрат, круг, треугольник, брусок; закрепление знаний о шаре и кубе. Средняя группа: прямоугольник, цилиндр; закрепление знаний об уже знакомых фигурах. Старшая группа: ромб, пирамида, овал; понятие четырехугольника. Подготовительная группа: конус; упражнение и построение многоугольников.

Слайд 16

Методы и приемы Наглядные: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» Практические: «Найди, принеси, покажи, выложи, начерти, составь узор» и т.д. Словесные: «Как называется», «Чем отличаются», «Чем похожи», «Опиши, расскажи»…

Слайд 17

Спасибо за внимание Подготовила воспитатель МДОУ №95 Сапогова М.С.



Предварительный просмотр:

    Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

     Слайд 2

Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Слайд 3

Дошкольники знакомятся:

с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;

 Слайд 4

  • обобщающими   понятиями:   четырехугольником,   многоугольником;

Слайд 5

  • объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются   предэталонные   названия:   «кирпичик»,    «крыша»
    и др.).

Слайд 6

Необходимо обучать детей:

  • правильным приемам обследования формы;
  • развивать  способность  выявлять  простейшие  свойства фигур;
  • учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;

группировать предметы и фигуры по признаку формы;

  • определять форму окружающих предметов;
  • видоизменять фигуры;
  • создавать модели предметов из геометрических фигур.

Слайд 7

Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах

  • Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
  • Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);

абстрагирование   («Нарисуй   машину  из   геометрических фигур»);

Слайд 8

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники»);

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»);

Слайд 9

  • Расширяется и обогащается словарь.
  • Развивается сенсорика и мелкая моторика.
  • Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
  • Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
  • Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

Слайд 10

Этапы восприятия формы:

I. (3—4 года) Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

II. (4—5 лет) Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).

III. (5—6 лет)  Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.

   Слайд 11

Этапы восприятия геометрических фигур:

I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, треугольник — крышей и т. п.).

II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик и т. п.).

III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).

Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).

Слайд 12

Этапы восприятия свойств геометрических фигур:

I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.

II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).

III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).

Слайд 13

Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.

     Слайд 14

Содержание знаний детей о геометрических фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей. Так, в первой младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить). Во второй младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски.

В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром.

В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура — конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).

Как видим, от возраста к возрасту наблюдается не только увеличение количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности.

Слайд 15

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка — от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами — большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

У Вас на столах лежат распечатки с методикой обучения для всех возрастных групп. Ваша задача – выбрать один из фрагментов и наглядно показать, как происходит ознакомление детей с формой и геометрическими фигурами. Для показа Вы должны выбрать из своей подгруппы детей и воспитателя.

Мы предлагаем Вам заполнить данную таблицу. По каждому этапу предложите конкретные предметы для рассматривания с детьми и определения плоской формы.

Этапы усложнения наглядного материала

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

1. Натуральные предметы с ярко выраженной плоской формой

Пуговица, монета, блин

Платок, салфетка

Косынка

Конверт, шарф

Зеркало, поднос

2.Предметы, приблизительно похожие на  ту или иную геометрическую фигуру

Тарелка

Окно

Дорожный знак, кусок сыра, песочница

Книга, дверь

Селедочница

3. Изображения объемных предметов на картинках.

Мяч, апельсин

Телевизор,

Гора,...

Аквариум, шкаф,...

Яйцо,...

4.  Предметы, которые, требуют анализа

Колесо машины

Кабина машины, стена дома

Колпак Буратино, крыша дома

Кузов машины, стена дома

Глаза человека

5. Задания по представлению

«Назови предметы формы круга (круглые предметы)» и т. п.

Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры

Методика обучения во II младшей группе

Фрагмент 1:

  • Это квадрат. Повторите.
  • Положите перед собой. Что это?
  • Обведите пальчиком.
  • У квадрата есть стороны.
  • Покажите стороны.
  • Что вы показываете?
  • Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)
  • У квадрата есть углы.
  • Покажите углы. Что вы показываете?
  • Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)

Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).

Фрагмент 2:

  • Это круг. Повторите.
  • Положите перед собой. Что это?
  • Обведите пальчиком.
  • У круга есть углы и стороны? (Нет.)

Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.

Фрагмент 3:

  • Это треугольник. Повторите.
  • Положите перед собой. Что это?
  • Обведите пальчиком.
  • У треугольника есть стороны.
  • Покажите стороны.
  • Что вы показываете?
  • Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)
  • У треугольника есть углы.
  • Покажите углы. Что вы показываете?

- Сколько углов у треугольника? (Много или три.)

Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники.

Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».

 

Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур

Методика обучения в средней группе

Фрагмент 1:

  • Что это? (Квадрат.)
  • Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы.)
  • Покажите стороны.
  • Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4  стороны.)
  • Покажите углы.
  •  Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата  4  угла.)
  • Квадрат — это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла.
    Повторите.
  • Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы
    думаете, почему?

Фрагмент 2:

Задача: Показать, что у квадрата все стороны  равны по длине.

Вариант I:

—        Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние стороны.

  • Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.)
  • Перегните квадрат так, чтобы наложились противоположные стороны.
  • Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные стороны квадрата равны по длине.)
  • У квадрата все стороны одинаковой длины.
  • Квадрат — это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.

Вариант II:

  • У квадрата все стороны по длине, как эта полоска (мерка),
    значит, они все равны.
  • Квадрат — это четырехугольник, у которого все стороны
    равны.

Фрагмент 3:

  • Что это? (Треугольник.)
  • Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы.)
  • Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.)
  • Как вы думаете, почему треугольник так называется?
  • Треугольник — это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла.

Фрагмент 4:

  • Что это? (Круг.)
  • Что вы про него знаете? (У круга нет углов, нет сторон, нет  вершин.)

Замечание: можно познакомить детей с окружностью:

—        Обведите круг (используя модель или трафарет).

  • Это граница круга, она называется окружность.
    .— Закрасьте внутреннюю область.
  • Что получилось? (Круг.)

Фрагмент 5:

  • Это прямоугольник. Повторите.
  • Положите перед собой. Что это?
  • Обведите пальчиком.
  • Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.)
  • Покажите стороны.
  • Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
  • Покажите углы.
  • Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.)
  • Прямоугольник — это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла.
  • Прямоугольник — это четырехугольник.

Замечание: если детей познакомить с прямым углом (в процессе моделирования), то можно обсудить, почему прямоугольник так называется, и что квадрат также является прямоугольником.

Фрагмент  6:

- Перегните прямоугольник, сравните его противоположные стороны.

- У прямоугольника противоположные стороны одинаковой длины.

- Сравните стороны с помощью условных мерок.

- У прямоугольника две пары одинаковых сторон.

- Прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.

Замечание: нельзя противопоставлять прямоугольник и квадрат, так как они находятся в отношении рода и вида.

Фрагмент 7:

  • Это овал. Повторите.
  • Положите перед собой. Что это?
  • Обведите пальчиком.
  • У овала есть углы и стороны? (Нет.)
  • На какую геометрическую фигуру похож овал?
  • У овала, так же как у круга, нет углов и сторон, но он вытянут.

Замечание: нельзя говорить, что овал — это вытянутый круг, так как они не находятся в отношении рода и вида.

Фрагмент 8:

  • Что это? (Квадраты.)
  • Чем похожи? (Формой.)
  • Чем отличаются? (Размером, цветом.)
  • Сравните их стороны с помощью условных мерок (или наложением, или приложением).

—У большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького.

Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами

Методика обучения в средней группе

Фрагмент:

  • Что это? (Шарик.)
  • Эта форма называется шар. Повторите.
  • Какой он? (Гладкий.)
  • Что с ним можно делать? (Катать.)
  • Покатайте, поиграйте.
  • Можно ли из шариков построить башенку? Попробуйте.
  • А это что? (Кубик.)
  • Эта форма называется куб. Повторите.
  • Что с ним можно делать? (Строить.)
  • Постройте башню.
  • Можно ли куб покатать? Попробуйте.
  • Почему куб не катится? (Мешают углы.)
  • У куба есть углы. Покажите, посчитайте.
  • У куба есть грани. Покажите, посчитайте.
  • Какой формы грани куба? (Формы квадрата или квадратной.)
  • Эта форма называется цилиндр. Повторите.
  • Попробуйте его покатать.
  • Попробуйте построить башню из цилиндров.
  • Цилиндр может катиться, как шар, и из цилиндров можно строить, как из кубов.
  • Какой формы основание цилиндра? (Формы круга или круглое.)
  • Есть ли у цилиндра углы? Грани?...

Замечание: аналогично знакомим с другими фигурами в процессе действия с ними, выявляя их свойства.

Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках.

Полезно использовать картинки с плоскими и объемными геометрическими фигурами для узнавания своего шкафчика.

Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольником, четырехугольником, многоугольником

Фрагмент 1:

  • Что общего у этих фигур (см. рис.)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.)
  • Как можно их всех назвать одним словом? (Треугольники.)
  • Почему все эти фигуры являются треугольниками!

В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые

свойства, тренировать в узнавании.

Рис.

Фрагмент 2:

  • Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).
  • Что вы про них знаете?
  • Что общего у всех этих фигур?
  • Как их можно назвать одним словом?
  • Почему все эти фигуры являются четырехугольниками!

В  подготовительной  группе  знакомим  детей  с  понятием «многоугольник» в такой последовательности:

  1. Повторить разные виды треугольников.
  2. Повторить разные виды четырехугольников.
  3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать «многоугольники».
  1.   Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить,  

          почему они так называются.

  1. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Задания на моделирование

  • Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.)
  • Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)
  • Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между  собой  и  с  концами  отрезка.  Что  получилось? (Квадрат.)
  • Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.

Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геометрическими понятиями:

Вершина — это точка, в которой соединяются стороны.

Стороны образуют границу фигуры.

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в процессе практической деятельности:

  • Покажи углы, стороны, вершины.
  • Обведи квадрат.
  • Заштрихуй внутреннюю область фигуры

Методика обучения в подготовительной группе

        В подготовительной  группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек        . Формируем умение составлять геометрические фигуры из двух фигур, например в процессе игр типа «Танграм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

тема " Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур.Изучение научно-методической литературы показало, без развития ощущений и восприятия, невозможно разви...

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМАМИ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ...

Выступление на ММО на тему: «Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о форме предметов и геометрических фигурах»

   Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. ...

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрия»

Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур. ...