исследовательская работа: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ
учебно-методический материал ( группа) на тему

Крыгина Ксения Геннадьевна

тема " Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Изучение научно-методической литературы показало, без развития ощущений и восприятия, невозможно развитие более сложных мыслительных прочессов у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о форме предметов, их свойствах позволяет ребенку разносторонне воспринемать окружающий мир. И вопрос о выявлении наиболее эффективных методах развития представлений у дошкольников о форме геометрических фигур и создание оптимальных педагогических условий их усвоения является актуальным в условиях современного ДОУ.

Цель исследования – изучить особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур. Поставленная цель раскрывается через решению следующих задач:

•              Изучить теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей дошкольного возраста;

•              Раскрыть особенности восприятия и методы формирования о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;

•              Анализировать педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста;

•              Изучение средств по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего возраста;

•              Разработать самостоятельно, варианты занятий и игровых упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного

При подготовке выполнения исследовательской работы были использованы следующие методы: изучение теоретической литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, педагогическое планирование, изучение педагогического опыта.

Объект исследования – развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.

Исследование направлено на младшие группы, МБ ДОУ №9 г.Мончегорска, Мурманской области, проводилось в период с 11.11.2014 по 1.04. 2015 год.

Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Исследовательская работа выполнялась в 3 этапа:

1 этап: Был проведен теоретический анализ научной литературы, таких авторов, как Усова А.П., Тихеева Е.И., Васильева  Т.Г., Мухина В.С. и д.р. В своих трудах педагоги-психологи, рассматривали вопрос развития представлений у дошкольников о геометрических фигурах и формах. Педагогами были предложены различные методы и приемы, направленные на формирование, уточнение и закрепление геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных метод является дидактический материал.

2 этап: Были выявлены наиболее эффективные методы и приемы, средства, проанализированы оптимальные педагогические условия усвоения и развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у дошкольников младшей группы.

3 этап: На основаниии полученых знаний, были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ, конспекты занятий и дидактические игры, которые помогут сделать процесс формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов более эффективный.

Таким образом, можно сделать выводы:

•              Каждый ребенок, даже без целенаправленого воспитания, так или иначе познает окружающий мир, во всех его проявлениях. Но, без грамотного педагогического руководство оно оказывается поверхностным и неполноценным.

•              Основные особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста, происходит в процессе сенсорного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.

•              В каждой возрастной группе, необходимо использовать наиболее подходящие методы и приемы, а определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры.

•              Наиболее эффективный процесс формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов будет при следующих педагогических условиях: использование игры в качестве основного средства обучения, выстраивание игр в определенной логике, применение разнообразных видов наглядности.

Цель и задачи исследовательской работы достигнуты. Поскольку работа носит теоретический характер, дальнейшее ее использование возможно при разработки практического материала, для работы воспитателя и молодых специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc894.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста....................................................................................................................6

1.1. Краткий анализ, трудов педагогов - психологов, по формированию представлений о геометрических фигурах и формах у детей дошкольного возраста....................................................................................................................6

1.2. Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного...................................................................................8

1.3. Методика формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста................................................................................12

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.................................................................................................................15

2.1. Особенности представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.......................................................................15

2.2. Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов с помощью специально разработанных игровых упражнений и занятий....................................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................25

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................28


Введение

В своих трудах, педагоги - психологи такие как, Сеченов И.М, Запорожец А.В, Усова А.П, Васильева Т.Г, и др., рассматривали вопрос развития представлений у дошкольников о геометрических фигурах и формах, и были раскрыты некоторые пути формирования представлений о форме предметов. Однако вопрос эффективных методов развития представлений об эталонах формы у детей дошкольного возраста, остается актуальным.[1]

Развитие восприятия - это сложный процесс, который включает в себя усвоение детьми системы сенсорных эталонов, выработанных обществом, развитие умения пользоваться ими при анализе любого предмета окружающей среды и овладение способами обследования предметов.

При этом развитие ощущений и восприятия является необходимым фундаментом для формирования более сложных мыслительных процессов.

Формированию представления о форме предметов способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.

Задачей педагога при этом является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке и другом), кроме того в дальнейшем это поможет более успешному обучению детей в школе, более легкому усвоению таких предметов, как геометрия, черчение.

В связи с этим, возникла цель исследования - изучить особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах.

Объект исследования - развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей дошкольного возраста;
  • Раскрыть особенности восприятия и методы формирования о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
  • Анализировать педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста;
  • Изучение средств по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего возраста;
  • Разработать самостоятельно, варианты занятий и игровых упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.

При проведении исследования использованы следующие теоретические методы:

  • изучение теоретической литературы,
  • анализ,
  • синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • педагогическое планирование
  • изучение педагогического опыта.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении современных представлений об ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, изучена специфика ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Практическая значимость работы состоит в том, что были подобраны дидактические игры и разработаны конспекты НОД по данной теме. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.


ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста

1.1. Краткий анализ, трудов педагогов - психологов по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др[2].

Происхождение ориентировочно - исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте, сложные взаимоотношения руки и глаза в познании формы предметов изучали Б.Г.Ананьев, З.М.Богуславская, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Г.Рузская, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченов[3].

Богуславской, было показано, что дети 3-7 лет испытывают значительные трудности при анализе формы объектов: в большинстве случаев они ограничивались лишь беглым его осмотром, что в результате приводит к построение весьма неполного образа.

Развивая их взгляды, Л.А. Венгер проследил этапы формирования перцептивных действий и раскрыл проблему использования детьми образца при выборе предметов.

З.М.Богуславская, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин отмечали, что познание формы предметов осуществляется не изолированно, а в различных видах деятельности.[4]

Ф.Н.Блехер, Л.А.Венгером, Е.И.Тихеевой и другими была доказана необходимость в управлении процессом познания, Т.Н.Игнатова определила педагогические условия и особенности формирования системы знаний о геометрических фигурах.[5]

Педагогами были предложены различные методы и приемы, направленные на формирование, уточнение и закрепление геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов является дидактический материал. Были определены значение, виды материала, требования к его использованию в работе с детьми.

Т.Г.Васильевой, Л.И.Сысуевой была разработана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей обследовательских действий, являющихся основой формирования четких представлений о предметах окружающего мира.[6]

З.М.Богуславская, Б.П.Никитин, А.А.Столяр, З.А.Михайлова предлагали использовать игры и игровые упражнения, способствующие развитию у детей познавательных процессов, мыслительных операций, элементов логического мышления в процессе формирования геометрических представлений.[7]

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

О.М.Дьяченко, Л.М.Кларина, В.С.Мухина, А.А.Столяр, интересным и занимательным видом деятельности в формировании геометрических представлений у детей посчитали - изобразительную и отмечали при этом, что рисунок и геометрическая фигура являются разновидностями социальных знаков, с которыми ребенок знакомится в процессе усвоения культурно-исторического опыта, то есть имеют общую знаково-символическую природу.[8]

В ходе психолого-педагогических исследований была доказана особая значимость ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов.

1.2. Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. Созданные Ф. Фребелем "Дары" и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - мышление, память - строятся на основе образов восприятия. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой). Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: "Это похоже на кубик". Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, постройках. Эти основные формы выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом "сенсорных эталонов" и овладение способами обследования предметов. Термин "сенсорные эталоны" был предложен А. В. Запорожцем.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры. Представление о форме предмета как границе между предметов и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Исследования показывают, что грудной ребенок по форме бутылочки опознает ту, из которой он пьет молоко. Уже в раннем детстве знакомые детям предметы они опознают независимо от их пространственного положения. Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов.

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре. Педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы дети обследовали эти геометрические фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Для сравнения фигур можно использовать приемы наложения и приложения, но необходимо обязательно давать детям геометрические фигуры в паре.

 Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами[9]:

- педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

- предлагает детям показать такую же, назвать ее;

- предлагает детям найти ее среди других;

 - предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

- предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;

 - предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;

 - предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.

Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?

Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы. Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол - часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки. Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют упражнения в зарисовке геометрических фигур. Перед зарисовкой круга и фигур овальной формы можно предложить ребенку наложить круг на квадрат, фигуру овальной формы на прямоугольник, затем вырезать круг из квадрата, а фигуру овальной формы из прямоугольника - это поможет детям понять принцип зарисовки данной фигуры. В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.

Таким, образом основные особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста, происходит в процессе сенсорного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.

1.3. Методика формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

Последовательность в формировании представлений о геометрических фигурах[10] 

1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

2.Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

3.Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных и по цвету и величине.

4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.

5.Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрический фигур как эталона.

6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т.д. ).

7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Обучая счету, педагог попутно закрепляет представление детей о фигурах. Он предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» и т. п.). С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» 

Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Данная методика позволяет облегчить работу воспитателя при формировании представления о форме предметов у детей дошкольного возраста. Нужно не забывать, что в каждой возрастной группе, необходимо использовать наиболее подходящее методы и приемы, а определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры.


ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.

2.1. Особенности представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т.е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет). У детей очень низкий уровень обследования форм, т.к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т.к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар). хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.

Для детей 2 - 3-х лет основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами "кружок", "кубик", "шарик". Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями "Это — как кубик", "Это — как платочек". Как правило, они "опредмечивают" геометрические фигуры, называя их "крышей", "платочком", "огурцом" и т. д.

Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

Дети 3 - 4-х лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: "Треугольник — как крыша", "Платочек — как квадратик".

Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру. При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны[11]. При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера, выделяя их форму. Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым, его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости. В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.

Под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится - не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура - неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик; круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

2.2. Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов с помощью специально разработанных игровых упражнений и занятий

Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении "картинок" на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д. В играх с влажным песком дети успешно овладевают формообразующими действиями.

Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: "Вот — круг, а это — круглое блюдце, круглое кольцо, обруч".

Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Например, можно на стене (на уровне детских глаз) поместить в меру красочное, но динамичное панно с изображением уголка леса и его обитателей. Педагог акцентирует внимание детей на расположении, формах, размерах объектов. Называет свои действия, свойства предметов, побуждает к тому же и детей. Например: "Я составила башню из квадратов, а ты можешь составить из кубиков". В данном случае педагог акцентирует поиск ребенком простых адекватных действий. Но одно из них выполняется в двухмерном, а другое — в трехмерном пространстве.

Самой доступной детскому восприятию формой является круг (шар). Глаз как бы "скользит" по его контуру (поверхности), не встречая преград. Игры с шаром и кругом разнообразны. Например, воспитатель вместе с детьми готовит машину к выезду из гаража: они обследуют колеса и содержимое кузова. Находят неисправности и предметы-заместители.

Использование логических блоков Дьенеша и разнообразных игровых упражнений с ними, разноцветных модулей помогает маленькому ребенку ориентироваться в многообразии свойств предметов. Имея необходимый опыт, дети на основе соотнесения предметов по форме, форме и цвету, размеру и форме создают несложные конструкции практического назначения. Все игровые и результативные действия сопровождаются словами: "такой же, не такой, как.., другой, первый, последний и т. д.". Это помогает детям определить идентичность предметов либо различия в их свойствах.

К трем годам дети овладевают простыми предметно-познавательными действиями: соотнесение, выбор, сравнение, воссоздание, простейшие преобразования и изменения. Они раскладывают фигуры в заданной последовательности: шар, куб, шар; нанизывают бусы (из крупных предметов); составляют башенки из кубов, плоские картинки из кругов или квадратов разного размера, елки — из треугольников.[12]

Дети привлекаются к участию в опытно-экспериментальной деятельности: катают шары и цилиндры; изменяют формы, вылепленные из влажного песка; прогнозируют действие "упадет — не упадет" (в конструктивных играх); чередуют формы; по имеющимся сгибам складывают кубики из разверток; подбрасывают игральные кубики.

Наиболее распространенные и полезные упражнения и игры:[13]

  • "Дай Мишке такой же большой и круглый мяч, как у куклы, и научи его играть!";
  • "Возьми такие же кубики и построй из них площадку";
  • "Найди пару" (подбери второй предмет, такой же как этот);
  • "Игры с рамками-вкладышами" М. Монтессори;
  • "Составь картинку" (снеговика, домик, лодку);
  • "Выбери фигуры" (по указанному свойству);
  • "Собери квадрат", "Сложи узор",  "Уголки" и др.

В 3 - 4 года дети активно используют геометрические формы в самостоятельных играх, зрительно сравнивают и сопоставляют их. Накладывая одну фигуру на другую (круг — на квадрат, куб — на квадрат, круг — на треугольник и т. д.), ребенок познает их отличия либо сходство. Сложность речевого высказывания при этом заменяется показом ребенком того, что "лишнее" в одной из сравниваемых фигур.

Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В специальных упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала — стороны, затем — углы.

С целью развития умений воспринимать фигуры уместны упражнения на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в выемки (абрис).

Количество познаваемых ребенком фигур зависит от его индивидуальных возможностей. Как правило, дети называют и используют в практической игровой деятельности круги, квадраты, треугольники, шары, цилиндры, кубы, а также призмы, прямоугольники и др. С целью оптимизации процесса освоения и применения в разных видах деятельности знаний об эталонах используется такой прием, как обведение карандашом моделей фигур, колец, обручей. Дети образуют окружности и круги; из замкнутых ломаных линий — квадраты, треугольники. С этой же целью используются и трафареты. Дети лепят геометрические фигуры из глины и пластилина, чертят пальцем на песке, складывают из палочек, шнурков, камешков и т. д.

Сравнивая модели фигур, дети накладывают (прикладывают) их по сторонам, граням, пытаясь выявить сходства или различия. При этом используются разнообразные фигуры, разных размеров и цветов. Также дети составляют целое (картинки, силуэты) из частей, определяют количество этих частей, их размеры и формы; рассказывают, что получилось, и называют картинки.

Группируя геометрические фигуры, дети выделяют все круглые и не круглые; те, что могут и не могут катиться, с уголками и без; те, из которых можно собрать башенку (построить дорожку), и те, из которых нельзя и т. д. С этой целью детям предлагаются наборы геометрических фигур разного размера, цвета, формы. Они учатся ориентироваться на одно из свойств, 2 или 3 свойства одновременно.

Так дети осваивают простые зависимости между фигурами по структуре, назначению, использованию в играх. Дети начинают понимать логические задачи на продолжение ряда, нахождение пропущенной фигуры в ряду и др. Каждую задачу следует представить детям на предметной основе или в изображении и не торопить их с ответом. Необходимо учитывать, что детям четвертого года жизни требуется довольно длительное время (ориентировочная основа) для самостоятельного осмысления и принятия задачи.

Дети в результате игр и упражнений, простейших исследований к концу года овладевают предметно-познавательными действиями сравнения, составления пар, соотношения, группировки, видоизменения, воссоздания.

Дети охотно участвуют в исследованиях, направленных на изучение свойств геометрических фигур.[14]

  • Узнавание геометрических форм по тени: "Что это? Какой предмет отбрасывает эту тень?" Самостоятельное расположение предметов с целью получения других теней.
  • Симметричное раскладывание кругов, треугольников и других форм, прослеживание изменений.
  • Упражнения на осевую симметрию. Например, на игровом поле "Мозаики" проводится линия (горизонтальная, вертикальная). С левой стороны кладется половина круга. Детей спрашивают: "Что получится, если такую же фигуру положить и справа?".
  • Игры с нерасцвеченными витражами.
  • "Каждую фигуру — на свое место", "Закрой окошко", "Чудесный мешочек";
  • "Рамки-вкладыши";
  • «Собери квадрат», «Составь фигуру»;
  • "Кубики для всех";
  • "Уголки";
  • "Игры с логическими блоками Дьенеша"

Анализ педагогических условий позволил понять, ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.


Заключение

В ходе изучения теоретических основ, мы познакомились с трудами педагогов - психологов, в области познания форм предметов: А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, З.М. Богуславская, И.М. Сеченов, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Г. Васильева и т.д. Педагогами были предложены различные методы, приемы и средства, направленные на формирование, уточнение и закрепление геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

Раскрыв особенности восприятия и методы формирования о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста, хочется отметить:

  • Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире.
  • Основные формы, для ребенка, выступают, как эталоны.
  • Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы.
  • Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре.
  • Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей.

Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения:

  • наглядные методы ("Посмотри и найди такую же фигуру");
  • практические методы ("Найди, принеси, покажи....");
  • словесные методы ("Как называется, чем похожи...").

В ходе анализа, стало понятно, что педагогические условия включают в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержания, методы, формы, средства.

На основании этого воспитателям ДОУ рекомендуется:

  • Необходимо создать для детей предметно - пространственную развивающую среду;
  • Планировать и проводить работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Внедрять дидактические игры в процесс обучения детей математике.
  • Привлекать детей к разработке и проведению дидактических игр.

Средствами по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста, являются:

  • дидактические упражнения и игры (на сравнение, группировку, совмещение фигур с контуром, логические задачи на продолжение ряда и т.д.)
  • Исследования, направленные на изучение свойств предметов.
  • Дети привлекаются к участию в опытно - экспериментальной деятельности;

Разработанные конспекты НОД (Приложение 1) и дидактические игры (Приложение 2,3), по ознакомлению детей с формами предметов и геометрическими фигурами, будут использоваться для работы с детьми в дальнейшем исследование по изучению данной темы в выпускной квалификационной работе.

Итак, наиболее эффективным процесс формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов будет при следующих педагогических условиях:

• использовании игры в качестве основного средства обучения;

• выстраивании игр в определенной логике;

применении разнообразных видов наглядности.


Список используемой литературы

  1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.//Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение,1972. – 405c.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Детство-Пресс, 2001 – 160с.
  3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2010.- 400с.
  4. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т.С. Будько. - Брест, 2006. - 46с.
  5. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009.-213с.
  6. Годинай, Г.Н., Пилюгиной, Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1998. – 215c.
  7. Кларина, Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. – М.: Новая школа, 2013. – 108с.
  8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416с.
  9.  Михайлова, З.А., Носова, Е.Д., Столяр, А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСВО - ПРЕСС", 2008. - 184с.
  10. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада./ З.А. Михайлова – 2 изд. – М.: Просвещение. 2011. – 160с.
  11. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. – М.: Юнити, 2012. – 142с.
  12. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. - Казань, 2013. - 203с.
  13. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2002 (2-е изд.). – 176с.
  14. Попова, Д.А. Лучшие игры для развития ребенка. От 3 до 6 лет. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
  15. Помораева, И.А., Позина, В.А. Занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 60с.
  16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  ФГОС, 3-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 368с.
  17. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / автор - составитель Т.П. Высокова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 104c.
  18. Сербина, Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 2000. -293c.
  19. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2012. – 283 с.
  20.  Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 138c.
  21. Столяр, А.А. Давайте поиграем. – М.: Принт, 2013. – 123 с.
  22. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
  23. Усова, А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1965. – 184c.
  24. Фантазируй и рисуй: фигуры и формы, М.: Феникс-Премьер, 2015. - 31с.
  25. Чеплашкина, И. Н. Математика - это интересно / И. Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 206c.
  26.  Щербакова, Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: НПО "МОДЭК", 2005. - 395с.
  27. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 272с.
  28. Янушко, Е. Геометрическая аппликация. От 1-3 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 12с.

Интернет ресурсы:

29. https://books.google.ru/books Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Н.Е. Веракса

30. http://psychlib.ru/ Электронная библиотека. Эльконин Д.Б. Детская психология.

31. http://ds138.centerstart.ru/node/Из опыта работы воспитателя Кабалиной Т.М. "Использование дидактических игр и занимательных упражнений с детьми 3-5 лет о геометрических фигурах и форме предметов."

32. http://bibliofond.ru/ Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста


приложение 1.

"Мы с тобой одной формы" - варианты занятий и игровых упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего возраста.

Конспекты НОД по формированию представлений о геометрических фигурах и форме детей младшего возраста

1. ФЭМП во второй младшей группе "Круг и квадрат"

Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами квадрат и круг, и их свойствах.

Задачи: Учить различать и правильно называть круг и квадрат. Создать условия для нахождения детьми много предметов и одного предмета. Развивать воображение, память, мышление. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Демонстрационный и раздаточный материал: круги красного цвета на каждого ребенка, квадраты белого цвета на каждого ребенка; игрушка Зайчик; коробка с сюрпризом (мяч); квадраты и круги для паровоза.

Ход занятия:

В: "сегодня ребята мы с вами познакомимся с геометрическими фигурами." (Воспитатель показывает круг и спрашивает "что это?"). Перед каждым ребенком лежит круг и квадрат.

В: "найди такую же фигуру у себя и покажите". (Затем показывает квадрат.) "Посмотрите это листочек, а на нем аленький кружочек"

В: "На что похоже листочек?" (квадрат). А на листочке белом – аленький кружочек. Скажите сколько углов у листочка? (много). А сколько аленьких кружочков? (один)".

В: "А теперь посмотрите, как я обведу пальцем квадрат. Сначала ведем палец прямо. Вот это уголок. Поворачиваем палец – еще уголок, опять поворачиваем палец – еще уголок, поворачиваем палец – еще уголок. А теперь вы сами обведите пальцем свой квадрат. Посмотрите, какие острые уголки у квадрата."

В: "Юля, что ты обвела? (квадрат) . А теперь обведите пальцем круг, у него есть острые углы? (нет). Юля, что ты обвел? (круг)".

Дети возьмите свои конверты, откройте их, найдите такой же листочек как у меня и украсьте его красным кругом.

Молодцы, все справились.

В: "Костя покажи квадрат? Таня, что показал Костя? Лена покажи круг? Виталий, что показала Лена?"

Воспитатель показывает игрушку Зайчика.

Зайчик: "Ребята, помогите мне я опаздываю в гости к Мишутке, а мой поезд почему - то ни едет, вы не знаете почему?" (да, у него нет колес)

В: "Ребята посмотрите, сколько поездов?" (один)

В: "А вагончиков сколько?" (много)

В: "Ребята, посмотрите, на какую фигуру похожи вагончики?" (на квадрат)

В: "А колеса какие нужно сделать? квадратные или круглые?" (круглые)

В: "правильно, прикрепите свои кружочки к поезду".

Зайчик: "Спасибо ребята, теперь я точно не опоздаю в гости. Давайте я вас прокачу на своем поезде".

Загудел паровоз

И вагончики повез

Чох-чох, чу-чу-чу

Далеко я укачу.

Вот поезд наш едет

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят: ту-ту-ту

Зайчик: "Спасибо, ребята! до свидания!"

Воспитатель: "Дети Зайчик так торопился, что оставил свою коробочку нам, давайте посмотрим, что же в ней. (в коробочке красный мяч)"

В-ребята посмотрите, это же мячи, на какую фигуру они похожи? (на круги)

В: "А коробочка нас что?" (квадрат) .

Покатайте мячи, катятся? (да) А кубик катиться? (нет). Не катиться, потому что мешают углы. У круга нет углов - поэтому он катиться.

В- А давайте покатаем мяч и поиграем с ним! Ребята какие вы молодцы!

2. Художественное творчество рисование краской в первой младшей группе "Баранки и сушки"

Цель: Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Задачи: Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведение их по контуру поочередно, то одной, то другой рукой. Приучать держать кисть свободно, чуть выше железного наконечника, набирать краску на кисть. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Материал: гуашь желтого цвета, альбомный лист А4:2, кисти, вода, салфетки, баранки и сушки.

Ход занятия:

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что я вам принесла? - Да, это баранки и сушки. Что больше? правильно, баранки толстые, большие, а сушки маленькие и тонкие." (Сравнивает прикладывает одну к другой.)

Воспитатель: "А какой они формы, на что похожи? - Правильно, круглые. Давайте проведем рукой по краю баранки, сначала в одну сторону, потом в другую сторону". (Просит детей показать).

Воспитатель рассыпает связки на поднос. "Вот они рассыпались и перемешались, их много - много. Какие они гладкие, круглые, желтые. Посмотрите, как просто их можно нарисовать! на кисть надо взять много краски и нарисовать баранку. вот так! (показывает). Если круг побольше, будет баранка, а круг поменьше и потоньше - сушка. Их много на нашем подносе, и вы тоже нарисуйте много сушек и баранок". (Дети садятся за столы).

пальчиковая гимнастика:

Дождик, дождик, поливай;

Будет хлеба каравай;

Будут булки, будут сушки;

Будут вкусные ватрушки.

Дети с увлечением заполняют весь лист, используя каждое свободное место. Однообразные круговые движения, повторяясь становятся ровнее и увереннее.

В конце занятия воспитатель обращает внимание на рисунки детей, где получились самые ровные баранки и сушки, и угощает детей сушками.


Приложение 2

Дидактические игры

1."Веселая геометрия."

цель:

Водящий по очереди кидает игрокам мяч, называя различные предметы. Игрок должен называть фигуру, подходящую по форме к этому предмету. Если у предмета нет определенной геометрической формы, нужно ответить тем же словом (например, дерево-дерево).

Солнце - круг.

Мышка - мышка.

Окно - квадрат.

Колпак - треугольник.

Мячик - круг.

Зайчик -зайчик.

2."Кто найдет больше предметов?"

цель: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Проводиться соревнование, кто больше найдет в квартире квадратных и круглых предметов.

3. "Подбери фигуру."

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал демонстрационный: круг, квадрат, треугольник. Раздаточный материал: карточки с контурами геометрических лото.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

4. "Геометрическое лото."

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и карточки с изображением предметов разной формы: круглой, квадратный, треугольной Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).


Приложение 3

Методический материал к дидактическим играм

Игра - Подбери фигуру.


игра - Геометрическое лото

треугольные фигуры


круглые фигуры

                                 

             

   


квадратные фигуры

        

       

                     


[1] https://books.google.ru/books Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Н.Е. Веракса

[2] https://books.google.ru/books Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Н.Е. Веракса

[3] https://books.google.ru/books Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Н.Е. Веракса

[4] http://psychlib.ru/ Электронная библиотека. Эльконин Д.Б. Детская психология.

[5]http://ds138.centerstart.ru/node/Из опыта работы воспитателя Кабалиной Т.М. "Использование дидактических игр и занимательных упражнений с детьми 3-5 лет о геометрических фигурах и форме предметов."

[6] http://bibliofond.ru/ Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

[7] Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб., 2008. - С.35

[8]  Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

[9] Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. - С.118

[10] Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. - С.125

[11] Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - Брест.,2006.- С.24

[12] Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб., 2008. - С.112

[13] Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,2012.- С 46

[14] Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,2012.- С.48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

Презентация "Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах" поможет родителям и педагогам поэтапно познакомить детей сформой предметов и геометрическими ...

Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигур

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОРМАМИ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ...

Выступление на ММО на тему: «Особенности развития у обучающихся дошкольного возраста 1,5-3 лет представлений о форме предметов и геометрических фигурах»

   Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. ...

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД Особенности развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрия»

Уточнять представление детей о геометрических фигурах и их основных признаках. Упражнять в составлении предметов из геометрических фигур. ...