Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего возраста
проект по математике (старшая группа) на тему

Макарова Людмила В.

Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств,поддержание у детей сообразительности,пытливости,самостоятельности.Развитие любознательности,умения сравнивать,анализировать,обобщать,умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike_2015.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:



Паспорт проекта

        

Автор:Макарова Людмила Викторовна,воспитатель ГБДОУ №51

Московского района Спб

Ф.И.О., должность, №ГДОУ

Тема: «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего дошкольного возраста».

 исследовательско-творческий, долгосрочный

название, тип, вид

Цель проекта: Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств, поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности, Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы. Структура проведения игр-экспериментов: постановка познавательной задачи, поиск путей решения проблемы, проведение наблюдения(обсуждение увиденных результатов, формулировка выводов).

Задачи проекта: . Занятия по формированию элементарных математических представлений в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С Комаровой, М. А Васильевой.
2. Связь с другими видами деятельности:

• Игровая

• Продуктивная

• Познавательно — исследовательская (опыты)

• Социально-коммуникативное (беседы)
• Речевое развитие

• Конструктивно-модельная деятельность

3. Организация кружка «В гостях у дедушки Зная».

Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманнизация образования.

Социализация:

Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,

формировать доброжелательного отношения друг к другу


Участники проекта: Группа детей, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: учебный год

Результат Развитие интереса к познанию («Хочу все знать! »)

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

План-схема 

реализации проекта

«Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего дошкольного возраста».

исследовательско- творческий, долгосрочный

 

название, тип, вид проекта

 Таблица 1.

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

I этап

СЕНТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ

1.Подбор методической и художественной литературы

2.Информация для родителей « Участвуем в проекте «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей»

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4.Приобретение необходимого оборудования.

5.Изготовление карточек,пособий,моделей .

6.Определение тематики бесед.

7.Тематическое планирование.

8.Разработка сценария игры-викторины.

Создаём игровую мотивацию: мы все любим проводить эксперименты .А как  проводить опыты? Хотите попробовать себя в качестве экспериментатора? Знаете, как это сделать? Входим в проблемную ситуацию.

Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта – итоговая игра-викторина,

Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели.

Планируем деятельность и возможные мероприятия.

Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью.

Подбираем средства реализации проекта.

Определяемся, чему научиться для достижения цели.

Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки:

«МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку, наблюдательность.

 

Буклеты «Знай и умей».

Подборка лексических заданий для детей по всем видам деятельности,

С включенными заданиями поФЭМП.

Опрос родителей.

Исспользуя страницу в соц.сети.

Наборы глины(юный скульптор)для каждого ребенка,стеки,камни(калька)

Знакомство с цифрами 1-2.

Раздаточный материал,палочки,картинки.Математические тетради.

Воспитатели группы,родители,

дети средней группы принимали активное участие в изготовлении пособий для дидактических игр,альбомов.Подбор видео материалов для ИТК,фото для альбомов,диафильмы для фильмоскопа и приобретение тетрадей «Логическое мышление»(распечатка материалов для каждого ребенка)-раздотачный материал.Приобрели рабочий инструмент для проведения

опытов(пипетки,пипетки,стекла,минзурки)

Лупа и микроскоп были приобретены родителями.

Были определнены темы и названия итоговой игры-викторины.Решено пригласить детей соседней средней группы и их родителей.Выбраны участники команд,их логотипы и варианты наград(медали,грамоты,сладкие подарки).

II этап

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» -дидактическая игра

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Знакомство с цифрами 3-4.

Дидактическая игра «Шнуровочки».

Отработка мелкой маторики,
Дидактическое упражнение «Найди свой домик»

 «ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ»

Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

 
«ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

 
«ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

 



«ИМЕЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»

Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло

 

«РАБОТА ПО СХЕМАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

«ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до. » Тема: «Часы».

«ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)


«ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА»

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка». Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.


«ПОПЛЫВЁТ-НЕ ПОПЛЫВЁТ» Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Развивать представление детей о весе.

«ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА»

Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?


Интеграция образовательных областей

Настольно-печатная игра «Составь цепочку»

Бумага, карандаши, фломастеры, деревянные палочки, ножницы, клей, картонная коробка, самоклеющиеся  обои,

 фильмоскоп, ноутбук,

Лупа,снежные комочки,темный материал-фон для исследования.

Акварельные краски,альбомы,кисточки.

Наборы цветных шаров,

Длинные плоские полочки(ширина10 см),

Подставки разной высоты,математические тетради.

Наборы цветной бумаги,клей-карандаш,разноцветные наклейки(по желанию)

Набор цветных воздушных шаров,весы электронные,тради математические.Шило,ножниц.

Ноутбук-слайды с фото воздушных шаров,дерижаблей.Видео ролики о подъеме  и полете воздушных шаров(пассажиры,потоки воздуха..)

Наборы цветной бумаги,клей-карандаш,разноцветные наклейки(по желанию)

Лупа,набор мелких предметов для игры в «Бирюльки».Наборы рисунков (мелкими и крупными),тетради в клеточку.

Песочные часы,секундомер

Ноутбук с видеороликами о свойствах песка.

«Путешествие в историю"-видео о картинах из песка».

Измерительная линейка,портновский сантиметр.Предметы различной высоты,ширины,длинны для сравнения.

Ноутбук.Видео о мерах длина в древности,слайды о инструментах измерения в прошлом.

Дидактическая игра

«Красная Шапочка».

Емкость с песком (сухим),чашки,пипетки

И стаканчики с водой.

Формочки для песка.

Математическая тетрадь.

Творческая мастерская

«Волшебный замок из песка».

Наборы для каждого ребенка(камни,яйцо,бумажный кораблик,пенопласт. Шарик,палочка деревянная).

Емкости для воды.

Ноутбук-видео о воде.(Корабли,а,катамаран,плот).

Набор для поделок(палочка от мороженного,пробка от бутылок,клей ПВА).

Пирамидки разной величины и толщины.Сравнение  и составление от большего км меньшему и наоборот.

Составление описательных рассказов о узорах снежинок.Обсуждение и рисование  «Снежные узоры».Выставка детских работ «Зимний вернисаж».

Составление сказки «Полет мышонка Пика на воздушном шаре».

Разработка сценария сказки с последующей постановкой спектакля(театрализованная игра)

Коллективная аппликация

«Воздушные шары в небе».

Схемы для прорисовки в тетрадях,узоры для раскрашивания.

Загадки и поговрки,ЗКР

(З-С).

Пальчиковая гимнастика.

Диски CD,наборы с цветным песком(кинетический песок),клей ПВА.

«Часики из песка»-аппликация.(подвеска).

Дети работали в командах,

Результаты измерений обсуждались и оценивалось умение работать в команде,

Чьи результаты точнее.

Составление описательного рассказа «Волшебный песочек».

Пальчиковая гимнастика.

Загадки,ЗКР(П).

Выставка работ.Обсуждение результатов творческой деятельности.

Составление сказки «Путешествие мышонка Пика на кораблике».

Конструирование «Кораблик».Обыгрывание поделок(вода).

Формирование понятий:

Устойчивый и неустойчивый.

Игровые упражнения.

III этап

МАЙ

 «РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «Познавательная игра- соревнование». Итоги работы по экспериментированию.

Были приглашены дети и родители соседней средней группы.Организованы разные

Занимательные задания,ребусы,физические упражнения.Придуманы(совместно с родителями)планы действий,формы наград и поощрений.

Практические материалы:

 «Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Игра " У кого хвост длиннее? "

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

«Четвертый лишний»

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи:

• Развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

• Развитие зрительного восприятия.

• Развитие монологической и диалогической речи.

• Воспитание внимательности, умения точно следовать инструкции, целеустремлённость.

«Счетные палочки»

Цель игры: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Задачи:

-создание игровой обстановки, закрепление знания цветов, счёт.

- развитие сенсорных способностей;

- развитие конструктивных навыков, координации движений;

- развитие творческого воображения, фантазии;

-формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

-воспитание усидчивости, самостоятельности в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

«Шнуровка»

Цель игры: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.

Задачи:

-повышает уровень развития ребёнка;

-усиливает желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

-закрепляет знания о цветовой гамме.

-развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;

-развивает моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

-воспитывает усидчивость, самостоятельность.

-воспитывает в процессе общения инициативность, сотрудничество.

«Математический »

Цель игры: составлять целое из частей.

Задачи игры:

-закрепление счета от 1 до 10;

-подготовка детей к изучению сложения и вычитания;

-акцентирование внимания на месте числа в ряду других чисел;

-способствует развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля .

-способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

Тема: «Правильно пойдёшь, домик найдёшь»

Пр. сод: учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, самый маленький. Воспитание любознательности.

Материал (демонстрационный) : конверт, план с указанием дороги, корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт, ёлка, треугольники зелёного цвета разные по размеры, круги, ворота, бубен (для физмин.) .

(раздаточный) : Коробка с кольцами от пирамидок разного размера и цвета.

«Счет в пределах 5»

Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко - близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала: домик, 3 матрешки разной величины, музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка.

Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка) .

"Количество и счет. Величина". 

Цель:-закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;

-учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;

-упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Материал:стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки, рабочие тетради по математике.

«Состав числа 5»

Тема: «Образование числа 5»

Цель: познакомить детей с составом числа 5 из единиц.

Задачи:

1. Научить детей составлять число 5 из единиц, упражнять в счете предметов, расположенных по-разному, упражнять в составлении числа 4 из единиц.

2. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, знания геометрических фигур.

3. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук, умение работать в парах.

4. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и своё местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .

Образовательная область:

• Познавательное развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

Материал:

– игры по технологии В. В. Воскобовича: «Лепестки»

– игра по технологии В. Т. Кудрявцева «Цветок»;

– серия демонстрационного материала «Птицы»;

– геометрические пеналы;

Использование видео роликов с мультфильмами из серии «Паровозик Чух-Чух», «Иван Паровозов».Нарезка из фильмов «BBC» и слайдшоу(ИТК).

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Чтение художественных произведений.

Сказка «Три медведя», «Три поросёнка», «Мужик, медведь и лиса».

Выводы: Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.

Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Литература

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС 2014год.

2. Интернет ресурсы.        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....

Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего возраста

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, саморазв...

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего возраста

Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности ( 4-5 лет)...

Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...