Развивающие игры «Палочки-считалочки»
консультация по теме

Щербакова Маргарита Павловна

Развивающие игры «Палочки-считалочки»


 

Палочки – считалочки,

палочки – игралочки

                                                                                                       

Для всестороннего развития ребёнка необходимы развивающие игрушки. Но что мы вкладываем в понятие «развивающая игрушка»? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание «развивающая игрушка» не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой "развивающей" игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих. Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

И такая игрушка есть! Правда многие родители и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а  для школьных занятий. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Счётные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными  навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия». Для этого можно использовать в играх с палочками следующие задания:

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками, потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Из палочек дети выкладывают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: забор, дорожка, окно и т.д.

Затем ребёнок может уже выложить самостоятельно изображения по сложнее, например, стульчик, флажок, телевизор. Все изображения нужно рассмотреть вместе с ребёнком, проанализировать, обязательно назвать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_schitalochki.docx46.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры «Палочки-считалочки»


Палочки – считалочки,

палочки – игралочки

                                                                                                       

Для всестороннего развития ребёнка необходимы развивающие игрушки. Но что мы вкладываем в понятие «развивающая игрушка»? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание «развивающая игрушка» не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой "развивающей" игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих. Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

И такая игрушка есть! Правда многие родители и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а  для школьных занятий. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Счётные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными  навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия». Для этого можно использовать в играх с палочками следующие задания:

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками, потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Из палочек дети выкладывают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: забор, дорожка, окно и т.д.

Затем ребёнок может уже выложить самостоятельно изображения по сложнее, например, стульчик, флажок, телевизор. Все изображения нужно рассмотреть вместе с ребёнком, проанализировать, обязательно назвать.

 Рисуем палочками.

         Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

 Палочки — конструктор.

         Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).

 "Логические цепочки".

         Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.

ПРИДУМАЙ И СЛОЖИ!

Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т. п. с помощью счётных палочек и других предметов, упомянутых выше. Договоритесь с ребёнком, сколько палочек вы будете сейчас использовать для создания каждой фигуры. Ограничения в количестве распространяется только на палочки, другие предметы можно использовать без ограничений.  Допустим, вы договорились, что будете использовать 8 палочек. Сложите вместе с ребёнком одну - две фигуры, соблюдая эти правила.  После этого можно перейти к соревнованию. Каждый из вас самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек и других предметов /если они нужны/. Желательно, чтобы фигуры каждого игрока были сюрпризом для другого: тогда их интересно будет потом сравнить. Можно, например, поставить на столе между вами одну или две больших книги /чуть раскрыв их для устойчивости/.  Играть можно либо "на время" /скажем, 10 минут, что будет развивать у ребёнка чувство времени/, либо "на количество фигур" /например, кто раньше сложит три фигур? Когда фигуры готовы, вы показываете их друг другу. И заодно проверяете, сколько палочек использовано в каждой фигуре. Фигуры с "неправильном" числом палочек не засчитываются.  Наверное, и Вы разок "ошибётесь", делая свои фигуры, не правда ли?

         Ведь ребёнку так нравится искать и находить ошибки!

         Не забывайте о психологическом комфорте во время игры: радуйтесь вместе с ребёнком его победе, не забыв высказать сожаление по поводу собственного поражения. Приободрите ребёнка в случае неудачи и дайте шанс поправить дело, но ни в коем случае не играйте в откровенные "поддавки". Для любой игры нет ничего хуже фальши.

 НАЙДИ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ.

         С готовыми фигурами можно поиграть в новую игру. Один из вас отворачивается, а другой, скажем, добавляет к солнышку один или два луча. Первый, снова глядя на фигуры, должен определить, какие фигуры изменились, и как. Если ребёнок увидел, что лучей у солнышка стало больше, похвалите его и спросите: "А сколько было? Сколько стало? Сколько я добавил?" Пусть ребёнок и Вам задаёт такие же вопросы. Равноправие очень важно в игре.  Возможностей видоизменения фигур много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на человечков шляпы, пристраивать дома и т.п. Чтобы уменьшение числа было не так заметно, используйте его, когда выкладываете фигуры из 8 -10 палочек.  Дети любят эту игру, потому что она даёт простор фантазии, а ради её воплощения можно и посчитать.

ВЫЛОЖИ ПО ОБРАЗЦУ.

         Также детям можно предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку и предложить выложить фигуру по памяти. 

http://www.permsad148.ru/_mod_files/ce_images/classifieds/palochki3.jpg         http://www.permsad148.ru/_mod_files/ce_images/classifieds/palochki4.jpg     
  
                                                                                     



                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Дидактическая игра "Палочки- считалочки"

Эта игра поможет детям в интересной форме освоить арифметические действия сложения и вычитания.Она была представлена на Общероссийский конкурс "Математика -от игры к искусству" журнала "...

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок с чем-то не справляется, следует упростить задание до максимума, д

Развивающие игры – это игры, моделирующие творческий процесс и дающие возможность для развития творческой стороны интеллекта. Основой развивающих игр – от простого к сложному. Если ребёнок...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Дидактическая игра " Палочки считалочки "

Дидактическая игра« Палочки считалочки »направлены на развитие внимания, мышления и зрительной памяти.Для того, чтобы получилась картинка, необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.И...