Совместная образовательная деятельность с детьми. Математический досуг «Сказочный домик »
методическая разработка по математике на тему

Голубятникова Надежда Александровна

Данный материал поможет в занимателной форме обследовать форму квадрата, круга, треугольника зрительно и на ощупь, находить сходство и различия  между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме.  Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; умение узнавать предметы круглой, треугольной и квадратной формы в окружающем.   Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение определять геометрические фигуры на ощупь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

                                                             Конспект

Совместная  образовательная деятельность с детьми

Математический досуг

«Сказочный домик »

младшая группа общеразвивающей направленности

                                                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                   воспитатель  Голубятникова Н. А.

                                                             Санкт-Петербург

                                                                    2016 год

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить и обобщить представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

2. Продолжать формировать умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.

3. Закрепить умение конструировать из двухцветных квадратов Воскобовича простые плоскостные предметные формы.

Развивающие:

1. Обследовать форму квадрата, круга, треугольника зрительно и на ощупь, находить сходство и различия  между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме.

2. Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; умение узнавать предметы круглой, треугольной и квадратной формы в окружающем.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение определять геометрические фигуры на ощупь.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение иллюстрированной художественной литературы природоведческой тематики детских  писателей-анималистов: Бианки, Пришвина, Чарушина ( «Кто чем поёт»,«Лесные домишки»,

«Мастера без топора», «Хвосты», «Животные наших лесов», «Первая охота» )

Чтение и заучивание стихотворений В. Степанова из цикла «Что такое лес?». Загадывание загадок про грибы, ягоды, животных и совместное обсуждение ответов детей.

Просмотр мультфильма «Под грибом» (автор и художник Сутеев). Показ детьми инсценировки   сказки по мотивам мультфильма для детей группы среднего возраста. Рассматривание, чтение энциклопедий для детей о мире природы.

Презентации :« У медведя во бору грибы, ягоды беру », « Правила поведения в природе»

Рассматривания деревьев и кустарников, наблюдения за насекомыми и птицами на прогулках в осенний период года .

Совместная работа детей и родителей : Фотовыставка « Что такое лес?», выставка поделок из природного материала «Метаморфозы природы» , составления гербариев (шишки, веточки, листья, ягоды, кора , семена, мох).      Тематические семейные прогулки выходного дня : Сосновский лесопарк, зоопарк (животные средней полосы России) с презентациями.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в занимательном исполнении; фланелеграф с изображением домика-теремка из цветных полосок, крючки на липучках; конверт с изображением плоскостной фигуры «ЗАМОК» и геометрические плоскостные фигуры – «ключи от замка», ширма; бубен; игрушка мышка; мешочек с блоками Дьениша, три мешочка (красного, жёлтого и синего цвета); двухцветные квадраты Воскобовича (на каждого ребёнка); конфеты круглой формы; плоскостные геометрические фигуры с изображением разных эмоций (грусть, покой, веселье); фонограмма, магнитафон.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  

 Игровая технология, здоровьесберегающая технология; информационно-коммуникационная технология; личностно-ориентированная технология.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в группу. Звучит фонограмма «Звуки природы» (утро, пение птиц). Воспитатель декламирует отрывок стихотворения об утре. Приглашает детей подойти к фланелеграфу (это полянка), на которой выложен дом с воротами. На воротах висит замок.

Воспитатель – Посмотрите

На полянке вырос дом

С крышей, кругленьким окном.

Это не простой домок.

Этот домик – теремок.

Как вы думаете, ребята, какие сказочные герои могут тут поселиться? (дети высказывают свои предположения)

Сейчас я расскажу вам сказку про наш сказочный домик. В нём будут жить не зверюшки, а совсем другие герои. Хотите узнать, кто это?

Дети – Да!

Воспитатель – Тогда располагайтесь по удобнее пред нашей полянкой и слушайте.

(дети садятся на стульчики напротив фланелеграфа)

Воспитатель – Сказка будет не простая –

                          Интересная такая:

                          Будем слушать и играть

                          И фигуры узнавать.

                          На полянке теремок, теремок.

                          Он не низок, не высок, не высок.

Из леса на полянку вышел Треугольник.

(на фланелеграфе появляется Треугольник – здесь и далее с фигурами действует и говорит за них воспитатель)

Посмотрите, у Треугольника есть три стороны (показывает стороны) и три угла (показывает углы)

Кто сможет их показать? (предлагает двум-трём детям показать углы у Треугольника, затем другим двум-трём детям – провести по сторонам)

Сколько у Треугольника сторон? Давайте вместе посчитаем! Вот и познакомились мы с первым героем нашей сказки.

Подошёл Треугольник к воротам,

Видит – заперты ворота.

(Треугольник подходит к воротам и стучит)

Треугольник –

Эй, ворота, отворись, отворись!

Теремочек, отопрись, отопрись!

Воспитатель – Не открываются ворота. Давайте поможем Треугольнику ворота в домик открыть. Поднимите ручки и сделайте домик из пальчиков – вот так (показывает)

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

На полянке дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев)

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении; кончики средних пальцев соприкасаются)

Мы ворота открываем (ладони поворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем (руки разводят в стороны ладонями вверх; русский поклон)

Воспитатель – Открылись ворота! Но на двери большой замок. А ключа-то нет! Что же нам делать? Как помочь Треугольнику?  (дети предлагают свои варианты)

 Ребята, вы заметили: тут рядом со ступеньками дома, лежит конверт какой-то. Посмотрим, что в нём? Может быть, тут ключ спрятан.

(в конверте – плоскостные изображения замка и фигур, по форме совпадающих с отверстием замка)

Дидактическая игра «Подбери по форме» (работа с подгруппами)

Воспитатель предлагает детям подобрать подходящую к отверстию фигуру и открыть замок на двери дома. Когда все дети справятся с заданием, замок с двери убирается.

Воспитатель – Спасибо дети за помощь! Дальше сказку послушать хотите? Тогда садитесь и слушайте.

Зашёл Треугольник в теремок и стал там жить-поживать, радоваться и песни петь.

Песня Треугольника

Ты на меня, ты на меня,

Дружочек посмотри.

Ведь у меня, ведь у меня,

Всего, всего по три:

Три стороны имею я,

И ровно три угла,

И очень прыгать и скакать

Люблю я – ла – ла – ла!

Воспитатель – Протяните ручки, а весёлый Треугольник по ним попрыгает.

(дети протягивают руки вперёд; треугольник перескакивает с руки на руку, с угла на угол и поёт: «Прыг-скок, прыг-скок, прыгай, прыгай уголок!»)

Воспитатель – Вот такой весёлый Треугольник! (вешает Треугольник на крючок на фланелеграфе)

А с другим сказочным героем познакомиться хотите? Тогда слушайте сказку дальше.

Стало Треугольнику скучно в теремке жить одному. Посмотрел он в окошко, видит – катится Круг.

(на фланелеграфе появляется Круг, катится и поёт)

Песня Круга

Я похож на колесо,

Монетку и колечко.

Ото всех я отличусь –

Везде всегда качусь.

Воспитатель – Подкатился Круг к теремочку и спрашивает:

- Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто, в невысоком живёт?

Треугольник – Я- весёлый Треугольник. А ты кто?

Круг – А я – Кружок! Меня пустишь в теремок?

Треугольник – А что ты умеешь делать?

Круг - Я умею с горочки катиться. Знаешь, как это здорово!

Треугольник – Не знаю. А ты покажи.

Круг – Я бы показал, да горки здесь нет.

Воспитатель (обращается к детям) Как же быть? Как можно помочь Кругу?

(выслушивает детей и подводит их к мысли, что горку можно сделать из рук; показывает: одну руку нужно поставить вертикально, а вторую – под наклоном к ней; дети делают «горку»)

Круг – Какие вы молодцы, сколько горочек сделали! Ух, как прокачусь!

(Круг катится по рукам детей, напевая: «Вот качусь я вверх, вот качусь я вниз»)

Воспитатель – Ребята, почему Круг так легко катится? (подводит детей к ответу: у него нет углов – ему ничего не мешает)

А Треугольник мог бы с горки катиться? Почему? Да, ему углы мешают, он может только съехать, встав на одну из сторон, вот так. (показывает)

А у Круга есть стороны? Правильно, у Круга нет ни углов, ни сторон.

Треугольник (ворчливо) -  Подумаешь, катиться он умеет.Эка невидаль! А что ты ещё можешь?

Круг – Ещё я могу превращаться разные предметы или прятаться в них. Дети, помогите мне ещё раз, расскажите Треугольнику, во что я могу превратиться.

Ритмическая игра «Во что превращается Круг»

Я качусь, качусь, качусь (круговые движения ладонями)

И во что-то превращусь.

Могу блинчиком я быть. (поворачивают руки ладонями вверх, соединяя и слегка прогибая ладошки)

Могу солнышком светить (поднимают руки вверх и скрещивают их над головой, пальцы в стороны)

Могу мячиком скакать (руки на пояс,  прыжки)

Могу шар я надувать ( полукруглые руки соединяются над головой и надувают щёки, вдох – выдох)

Воспитатель – А теперь давайте походим по нашей группе и посмотрим во что же ещё может превратиться Круг. Где же у нас спрятались круги? Что в нашей группе круглое?

(Дети находят, показывают и называют предметы круглой формы: круглые часы, круглая картина, круглая тарелка, и т. п.)

Круг – Спасибо вам, ребята! Как вы меня порадовали – столько круглого показали. Теперь, Треугольник,  пустишь меня в теремок?

Треугольник – Конечно, заходи! Такому другу очень рад!

Воспитатель – Зашёл Круг в теремок, и стали они с Треугольником вдвоём жить. А сказка наша продолжается.

(дети садятся перед фланелеграфом)

На полянке теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Треугольник в нём живёт и Кружок,

Но спешит ещё один к ним дружок.

Вам представить очень рада

Я волшебного Квадрата.

(на фланелеграфе появляется Квадрат; он идёт и поёт)

Песня Квадрата –  Я услышал: на полянке

                                Есть красивый теремок.

                                И живут там, поживают

                                Треугольник и Кружок.

Квадрат – Тук, тук, тук. Треугольник и Кружок, пустите меня в свой теремок!

Треугольник – Пустим, если на наши вопросы ответишь. Вот чем ты на меня, Треугольника, похож?

Квадрат – (растерянно) Не знаю…

(воспитатель предлагает детям помочь Квадрату; дети находят общие признаки квадрата и треугольника – у квадрата тоже есть углы и стороны)

Треугольник – Ну что ж, у нас с тобой много общего. А что ты умеешь делать? Прыгать умеешь?

Квадрат – Не знаю. Я попробую.

(воспитатель предлагает детям руки вперёд; Квадрат медленно перепрыгивает с руки на руку, повторяя: «Прыг-скок-посижу…»)

Круг – А катиться ты умеешь?

Квадрат – Катиться? Не знаю.

Воспитатель – Ребята, как вы думаете, может ли Квадрат катиться? А почему? (подводит детей к ответу: Квадрат не катиться, потому что ему мешают углы)

Квадрат – (огорчённо) Ну вот, не умею я кататься…

Круг – Ладно Квадрат, не расстраивайся. Может быть, ты умеешь превращаться во что-нибудь?

Квадрат – (радостно) Да! Я умею в разные фигуры превращаться! У меня есть друзья, волшебные квадраты, они мне помогут! И вы, ребята, помогите мне, пожалуйста.

Работа с квадратами Воскобовича.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и взять квадраты Воскобовича. Дети вместе с воспитателем сгибают и поочерёдно превращают квадраты в условные фигуры: дом, конфету, мышку. После изготовления фигуры «мышка» дети обыгрывают мышек – передвигают их по столу со звуком «пи-пи-пи».

Из-за ширмы появляется игрушка Мышка.

Мышка – Кто это так громко пищит? Опять мои мышата расшалились?

Воспитатель – Это не мышата, это наши ребята квадраты в мышек превратили.

(воспитатель предлагает детям поздороваться с мышкой; мышка хвалит детей, предлагает поиграть вместе)

Динамическая пауза – игра «Мышки»

Вышли мышки как то раз

Посмотреть – который час.

Вдруг раздался страшный звон,

(звуки бубна)

Убежали мышки вон!

(дети убегают, мышка их догоняет)

Воспитатель – Как весело мы поиграли! Чуть про сказку нашу не забыли. А сказка то кончается так: пустили Треугольник и Круг в свой теремок Квадрата и стали вместе жить –поживать, в весёлые игры играть. Понравилась вам сказка?

(ответы детей)

Мышка – Пи-пи-пи, и мне понравилась! Я тут в норке сидела – всё слышала. Я ведь тоже люблю разные фигуры, и у меня любимая игра с фигурками. Давайте в неё поиграем!

Воспитатель – А где же твои фигурки?

Мышка – Я их спрятала, а вы найдите.

(дети находят мешочек с блоками Дьениша)

Мышка – Кто мне поможет их достать и по цветным мешочкам разложить? Но фигурку сможет взять только тот, кто её на ощупь определит и правильно  назовёт.

Дидактическая игра с блоками Дьениша «Достань фигурку»

Дети поочерёдно определяют на ощупь и называют фигуру, достают её из большого мешочка, показывают другим детям и кладут в мешочек того же цвета, что и фигура.

Игра повторяется до тех пор, пока дети не достанут все блоки.

Воспитатель спрашивает детей, кто из персонажей сказки понравился им больше всего. Предлагает передать своё настроение, выбрав одну из плоскостных геометрических фигур с изображением эмоций.

Дети прикрепляют выбранные фигуры к фланелеграфу. Мышка хвалит всех и угощает небольшими разноцветными конфетами круглой формы.

Мышка – Принесла я вашим деткам

                 Разноцветные конфетки.

                 Вы ладошки подставляйте

                 И конфетки получайте.

Дети благодарят Мышку, воспитатель предлагает ей остаться в группе и ещё поиграть с детьми.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию. Тема: "Сказочный домик-рукавичка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию...

Совместная деятельность с детьми – математический досуг для детей средней группы: «Раз, два, три, четыре, пять – научились мы считать»

Цели:  1. Образовательные задачи:Закреплять умения детей считать в пределах 5.Закреплять знание цифр от 1 до 5.2. Развивающие задачи:Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное вос...

Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми Математическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились» старшая группа компенсирующей направленности для детей с Т

КонспектСовместная образовательная деятельность с детьмиМатематическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились»старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование Тема: « Сказочный домик- теремок»

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование Тема: « Сказочный домик- теремок» ...

Конспект совместной конструктивно-модельной деятельности "Сказочные домики" для младшей группы ДОУ

Данный материал представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей по конструированию.  Предлагается беседа с детьми, небольшая экскурсия, превращение в образ строителя, самостоятельн...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Сказочный домик» (рисование-фантазирование).

Цель: формировать умение передавать в рисунке образы сказочного домика, строить сюжетную композицию. Задачи.Образовательные:- учить детей создавать образ сказочного дома;- совершенствов...