Познавательное занятие "Путешествие Бишки"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Люсина Наталья Владимировна

Математическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bishka_.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ларьякская ОСШ» дошкольная ступень образования

конспект  занятия по математике

для детей подготовительной группы

с применением технологии

В.Т. Голубь «Графические диктанты» и

технологии З.А. Михайловой

«Игровые занимательные задачи»

 Тема занятия «Путешествие Бишки»

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по разделу математика.

Вид занятия: Познание (раздел «Математика»).

Задачи:

Образовательные:

проверить:

умение различать понятия: выше – ниже, длиннее - короче; лево - право

умение решать задачи на сложение и вычитание;

умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр самостоятельно;

умение решать логические задачи на поиск недостающего предмета

умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

 развивающие по технологии В.Т.Голубь,  З.А. Михайловой:  

развивать смекалку, зрительную память, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль.

 Воспитывающие:

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

 Использование современных технологий:

  • развивающая технология В.Т. Голубь «Графические диктанты»
  • технология З.А. Михайловой  «Игровые занимательные задачи»
  •  приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности)

 Оборудование и средства:

  • демонстрационный материал:  иллюстрация щенка, замок и связка ключей
  • картинка  белка
  • картинки: ворон и щенок, паук. бабочка, ёж и щенок, птицы, конура  и щенок
  • цифры первого десятка, знаки (плюс, минус, равно),
  • карандаши цветные
  •  изображение цифрами  белочки
  • карточка с заданиями: три дорожки, штриховка, радуга.

карточка с геометрическими фигурами (треугольники, квадраты .

Предварительная работа:

     -  решение задач и примеров

  • работа с дидактическим материалом
  • беседы о животных
  • экскурсии в парк
  • сравнение  по величине предметов,
  • измерение предметов

 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ данного занятия  и направленность  на практическую деятельность воспитанников:

 Данное занятие является  проверочным по разделу «Математика».
Использовались приемы , решение задач, написание графического диктанта на основе технологии В.Т. Голубь, выполнение мыслительных операций на основе технологии З. А. Михайловой.
В ходе подготовки к занятию были проведены беседы о животных ознакомление и чтение художественной литературы о животном мире экскурсии в  парк, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес ».

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

 Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы» в рамках федеральных государственных требований.

        Занятие является логически выстроенным, т. к. все компоненты занятия (три этапа) направлены на решение ведущей цели: выявление знаний, умений, навыков.

        На данном этапе обучения предложенный материал, а также методы и приемы доступны для детей в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.

        На данном занятии научность изложения содержания образования воспитанников реализовывалась через закрепление приёмов решения задач, написания графического диктанта на основе технологии В.Т. Голубь, выполнения мыслительных операций на основе технологии З.А.Михайловой.

 ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы

Цель

Количество

минут

1.

Организационный

Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса и желания заниматься через игру - путешествие

2

2.

Основной

Проверка знаний умений навыков.

Воспитание у детей самоконтроля и взаимоконтроля.

Развитие  устойчивого внимания (по технологии В.Т. Голубь), памяти , логического мышления (по технологии З.А. Михайловой).

25

3.

Заключительный

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.

5

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ 

 Словесные:

- указания к действию;

- пояснение

- вопросы  к детям;

 Наглядные:

наглядный дидактический материал

  •  карточки;
  •  цифры, знаки

 Практические:

  • работа с карточкой на поиск
    - решение задач;
  • решение примеров
  •  графический диктант

 Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуальной оценкой педагога деятельности всех воспитанников. Педагог подчеркивает особую значимость получения знаний. Привлекает интерес к процессу обучения.

         Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжении работы в режимных моментах в детском саду и дома:

  • для закрепления знаний детей в самостоятельной, совместной деятельности и с родителями;
  •  для воспитания у детей интереса к познанию.

  

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП 

Подготовка к занятию.

  Дети самостоятельно готовят рабочее место для занятия по образцу.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Формирование интереса и желания помогать меньшим.

 Введение в занятие: Приглашение к занятию. 

Цель:

Прямая: Нацелить детей на то, чем мы будем заниматься.

Косвенная: Развитие самоконтроля и взаимоконтроля, концентрации внимания (по технологии В.Т. Голубь), памяти , логического мышления          (по технологии  З.А. Михайловой).

       Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие 

Особый интерес: процесс игры

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы  пошли все в лес гулять.

        Воспитатель обращает внимание детей на щенка, который мечтал стать большим. 

        Как  вы думаете,   можно ли быстро вырасти ?                                                                              

    (Ответы детей)

ОСНОВНОЙ ЭТАП 

 Воспитатель: Я приглашаю занять свои места. Сейчас я познакомлю вас с маленьким гостем. Это щенок Бишка.  Он рыжий с коричневыми пятнышками. Уши, кончики лапок и хвостик  тоже коричневые. (1 слайд)

Дети:  Раскрашивают щенка.

        Воспитатель: Однажды Бишка узнал, что пройдя через дремучий лес. Можно узнать, как быстрее вырасти.  Желание стать взрослым было очень велико, и Бишка решился на путешествие.

Подойдя к лесу,  щенок увидел, что вход в него закрывают ворота с большим замком. Рядом висела связка ключей. Но какой из них подходит к замку?

Дети:  Находят нужный ключ и раскрашивают его.  ( 4 ключ)

 Воспитатель: Войдя в дремучий лес, Бишка увидел три дорожки. На распутье лежал камень, на котором была надпись «Найди дорогу, ведущую к дубу».

Дети: Раскрашивают нужную дорожку в жёлтый цвет.

 Воспитатель:   Пока Бишка шёл к дубу, на него упала шишка. Он поднял голову и увидел…

Дети: Соединяют точки по цифрам и узнают животное,  которое встретил Бишка.

Воспитатель: Щенок спросил у белочки, не знает ли она, как побыстрее вырасти? Белочка не знала, и ей совсем не хотелось становиться большой, но она посоветовала Бишке спросить у мудрого ворона, который живёт на огромном дубе. Ворон был очень старый и не раз помогал лесным жителям мудрыми советами. Бишка спросил у ворона: « Стану ли я большим, если пройду через этот лес?»  Если ты преодолеешь все трудности и сможешь совершить три добрых дела.

Воспитатель:  Бишка не знал, кому помогать и куда ему идти дальше. И вдруг он услышал шуршание в траве. Он обернулся и увидел грустного мышонка. Оказалось , что мышонок потерял в траве кусочек сыра.

Дети:  Помогают вместе с Бишкой  найти мышонку сыр. Раскрашивают треугольники в жёлтый цвет, а четырёхугольники в зелёный цвет.

Воспитатель:  Мышонок очень обрадовался, увидев сыр. Он поблагодарил щенка и скрылся в траве . Неожиданно пошёл дождь. Бишка смотрел, как цветы подставляют свои головки капелькам дождя.

Дети: Проводят линии от капелек к цветам.

Воспитатель:  Тут выглянуло солнышко, и на небе появилась радуга.

Дети :  Раскрашивают  радугу по подсказкам наводящим вопросам.

Пальчиковая  гимнастика

  Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли все в лес гулять.

Столько видели деревьев,

Что их все не сосчитать.

Вот берёзка, вот кленок,

Рядом  - стройненький дубок.

Вот берёзка, вот сосна

Всех согрела их весна.

Стали листики пускать,

Дружно солнышко встречать.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП  Поиск недостающего предмета

(применение технологии З.А. Михайловой) 

Воспитатель:  Радуга перенесла Бишку на дорогу. Щенок весело побежал, но пройдя совсем немного он услышал крик о помощи. Оглядевшись он увидел бабочку попавшую в  паутину. На паутине сидел огромный паук. Бишка попросил освободить бабочку, но паук задал щенку очень трудную задачу в обмен на свободу.

Дети:  Решают  математические задачи.

Воспитатель:  Бабочка  поблагодарила Бишку за спасение и полетела  искать вкусный нектар.

Дети:  Найдите, пожалуйста в каждом ряду лишних по два мешка. Объясните свой выбор.

Воспитатель:  Бишка продолжил своё путешествие. Он шёл по дороге и думал о том, что сказал ему ворон и всё ли он правильно делает.

И вдруг он увидел старенького ёжика в очках, с корзинкой и палочкой. Старый ёж громко охал и вздыхал. Бишка громко поздоровался и спросил, почему ёж так громко вздыхает. Ёж плохо видел и не мог самостоятельно набрать грибов.

Дети: Находят на карточке   съедобные грибы и обводят их в кружок.

Воспитатель: Бишка  долго шёл и понял, что заблудился. Щенок очень испугался когда увидел болото. Бишку заметили лягушки и предложили ему прыгать с кочки на кочку собирая всех лягушек.

Дети: Помогают Бишке найти короткую дорогу из болота. Считают лягушек.

Дидактическая игра «Засели домики»

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

Графический диктант (применение технологии В.Т. Голубь)

Воспитатель: Бишка вышел из болота и увидел две дороги. Одна поворачивала налево, а другая направо. Бишка не знал, куда ему идти. И тут он заметил несколько птиц и кроссворд, сложенный из веточек.                                


Дети:  Называют птиц и вписывают  их названия в клеточки. Определяют направления, куда идти дальше.

Воспитатель:   Приготовьте листы бумаги в клетку  и карандаш. Внимательно слушайте и выполняйте задание.

Дети:  Выполняют графический диктант.

Отсчитайте от левого угла 5 клеток  вправо, 5 клеток вниз, поставьте точку. От точки 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки влево, 4 клетки вверх.

Что у вас получилось, правильно  цифра пять.  

 Воспитатель:  Вдруг щенок услышал шорох в листве. Кто здесь? – спросил Бишка. Но ему никто не ответил.

Дети: Раскрашивают картинку по обозначению (точки цветные). На рисунке – змейка.

Воспитатель:  Змейка оказалась очень доброй. Она сказала Бишке, что лес скоро заканчивается,  и показала Бишке куда идти.                                            Пройдя ещё немного Бишка заметил странную надпись.

Дети:  Читают надпись «Всему своё время».

Воспитатель: Бишка понял, что он не хочет торопить время.                                Даже маленький щенок может преодолевать трудности и помогать другим.                       А ещё ему нравиться играть с друзьями, узнавать новое и учиться.                                     И Бишка весело зашагал к своему домику.

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов, оценка деятельности детей 

      Педагог совместно с детьми обсуждают  деятельность на занятии.  

    В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель  спрашивает детей:

 - Понравилось ли вам  путешествовать  с Бишкой ?

 - Интересной была прогулка?

  •   Кому помог Бишка?
  • -Кого ещё встретил щенок в лесу?
  • - Повзрослел ли щенок, пройдя дремучий лес?
  • -Что понял Бишка, когда вышел из леса?

     - Какие задания были для вас очень сложные?

    - Чем больше всего тебе, Женя, понравилось заниматься?

    - Что было сложно для тебя, Лариса?

    - С каким заданием ты лучше справился, Азамат?

Мы сегодня погуляли,

Очень многое узнали

Возвращаться нам пора

На носочки все привстали,

Тихо в группу побежали.

 

 САМОАНАЛИЗ  ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ   (Люсина Н.В.)

 Игра  - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения, активности, развивающая потребность в общении. В сюжетно - ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них обучающий  материал.

     Процесс  обучения требует целенаправленной и последовательной работы, предполагающий использовать арсенал специальных педагогических методов и упражнений как в непосредственно – образовательной деятельности (занятии), так и в режимных моментах (предварительная работа).

         Данное занятие является  проверочным, целью которого является выявить уровень усвоения программного материала по разделу математика к концу учебного года, развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

      На занятии использована игровая мотивация, включающая в себя методы и приемы традиционного обучения. По мнению Венгера Л. А. дошкольное детство – первая ступень, подготовительный этап для школьного обучения. Сюжетно ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Переход от дошкольного возраста к школьному сложный и не всегда безболезненный процесс для ребенка. Мы, взрослые, можем помочь малышу перейти этот рубеж спокойно и незаметно. На пороге школы ребенка надо не столько нагружать обучением, сколько дать возможность играть в развивающие игры, а обучать, через игровые формы.

        Длительность занятия согласно требованиям СанПиНа 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" составила – 32 минут; во время занятия происходила смена видов деятельности (пальчиковая гимнастика), использование игрового метода обучения позволило сделать процесс обучения доступным, привлекательным, содержательным.

Как на протяжении всего занятия, а так и на заключительном этапе проводилась оценка педагога деятельности детей. В конце занятия дети оценили свою деятельность.

       Цель занятия достигнута, дети получили положительный эмоциональный настрой, проконтролировали свои знания, умения и навыки по разделу «Математика». показали уровень своих знаний через самоконтроль и взаимоконтроль. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным особенностям детей. Примененные на занятии технологии способствовали развитию смекалки, зрительной памяти, формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия. "Путешествие с Брызгалкой"

конспект занятия. Предварительная работа....

познавательное занятие "путешествие в весенний лес"

Формировать представления детей о весенних изменениях в природе.(больше солнечных лучей, становиться теплее,  снег тает).Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических ...

Познавательное занятие "Путешествие в страну "Здоровье"

Конспект занятия «Путешествие в страну "Здоровье"»  Тихонова Ирина Александровна, воспитательПрограммное содержание:Учить детей дышать через рот.Продолжать знакомить с термином “здоровье” и “незд...

Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".

Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....

Комплексное познавательное занятие «Путешествие в космос».

Программные задачи занятия:- расширять кругозор детей;- закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира.- развивать познавательный интерес детей;- обогащение и активизация сло...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...