Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия «Путешествие в зиму»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Работа с детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_zimu_konspekt.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»

    Конспект познавательного занятия

    «Путешествие в зиму»

    Подготовительная группа

    Воспитатель Л.В. Продащук

    г. Нижневартовск

    «Путешествие в Зиму»

    Программное содержание. Учить детей вслушиваться в звуки зимней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.

    Обогащать эмоционально - чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.

    Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач о зиме; способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.

    Развивать мелкую моторику рук в продуктивной деятельности.

    Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте зимней природы.

    Словарная работа: кутерьма

    Материалы:

    - репродукции картин Шишкина, Грабаря на тему «Зима» на мультимедийном оборудовании;

    - макет «реки» из большого листа голубой бумаги с лежащими на нём снежинками;

    - аудиозапись музыкального произведения на тему «Зима»;

    - ½ тетрадного листа бумаги;

    - ½ альбомного листа бумаги синего цвета;

    - краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

    Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от нашего старого знакомого старичка - Лесовичка.  Послушайте его.

    Письмо Лесовика. «Здравствуйте, ребята! Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложиться! Ребята, я очень хочу, чтобы вы поговорили сегодня о природе – чудеснице в зимнее время. Что вы чувствуете, слышите и ощущаете при общении с ней. Я посылаю вам свои загадки и ещё хочу, чтобы вы приготовили для меня сюрприз».

    Ход занятия: Воспитатель читает загадки, присланные Лесовиком.

    Снег на полях, лёд на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

    Воспитатель: Как вы узнали, что зимой? Назовите зимние месяцы?

    Воспитатель: Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет зима?

    Ответ детей: Морозом, стужей, …

    А теперь вслушаемся в звуки зимы. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.

    Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,

    То как зверь она завоет, то заплачет как дитя.

    Ответ детей. У-у-у. А-а-а.

    Воспитатель: Разные, удивительные звуки можно услышать зимой.

    Игровое упражнение «Слушаем звуки зимней погоды»

    - Ветер воет в трубах вот так: у-у-у.

    - Слышно завывание вьюги вот так: а-а-а

    Воспитатель:  Отгадайте ещё одну загадку Лесовика.

    Он слетает белой ватой и сверкает на лету.

    Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег). А какой бывает снег?

    Воспитатель: С неба падают зимой и кружатся над землёй лёгкие пушинки, белые…(Снежинки)

    Воспитатель: Как образуются снежинки?

    Я приглашаю вас на «реку». («Голубой островок» из бумаги с разбросанными снежинками).  Осенью мы были на реке Объ. Что изменилось?

    Ответ детей. Река покрылась льдом. Её запорошило снегом.

    Воспитатель: Подбросим снежинки вверх. Что с ними происходит?

    Ответ детей. Они падают, кружатся, летят, вьются…

    Воспитатель: А как всё это можно назвать? (Метель, вьюга, кутерьма)

    Давайте, ещё устроим вьюгу, кутерьму. (Неоднократное повторение слова вьюга, кутерьма).

    - Каким стало наше настроение? - Как вы думаете, какой цвет главный в зимнем лесу? (Белый)

    А теперь посмотрите, какое множество оттенков в этих снежинках.

    От чего зависит цвет снега?

    Игровое упражнение «Найди пару». Дети подбирают, похожие по цвету, снежинки и называют оттенки цветов: голубой, синий, белый, сиреневый.

    Воспитатель: Если вы хотите увидеть зиму во всём её очаровании, давайте отправимся  в лес. (Переход к выставке картин).

    Воспитатель обращает внимание детей на картину Грабаря «Роскошный иней»: 

    - Как вы думаете, можно сказать, что здесь изображена белоснежная зима?

    - Найдите, что здесь белое?

    Мы видим, как белые и голубые цвета создают радостную, светлую картину зимы. Взгляните на остальные картины и скажите, какой ещё бывает зима? (Морозная, снежная…)

    Вспомните, как о зиме написали поэты. (Дети читают стихи Вяземского, Есенина, Пушкина и др.)

    А теперь из этого прекрасного зимнего уголка мы перенесёмся в её тайную лабораторию. Отправимся мы туда на необычном  «транспорте», на снежинках. (Дети берут снежинки.) Отправляемся! Закройте глаза.

    «Ветер щёки толстые надул, надул, надул.

    На снежинки лёгкие подул, подул, подул». 

    Игровое упражнение на дыхание.

    Произнести тихим голосом: «Слабый ветерок», - и нежно подуть. Затем громко, протяжно произнести: «Сильный ветер», - и подуть с натугой, продолжительно.

    Воспитатель: Отдадимся власти нежного ветерка  и тихонько покачиваясь, как бы, паря в воздухе, отдохнём под музыку зимы. (Релаксация под музыку)

    - Что ощущали вы, «паря» в воздухе? (Ответы детей)

    Воспитатель: А я услышала скрип снега и хочу, чтобы вы тоже его услышали. А для этого возьмите по листу бумаги и поиграем с ним.

    Игровое упражнение «Медленные и быстрые шаги»  (мять бумагу в быстром и медленном темпе)

    Воспитатель: Почему скрепят снежинки? В какую погоду снег скрипит громче?

    Воспитатель: Так незаметно мы добрались до лаборатории зимы.

    Зима в своей лаборатории приготовила краски, и мы с их помощью составим её портрет.

    Продуктивная творческая деятельность детей. Дети рисуют снежинки.

    Воспитатель: Давайте полюбуемся кружевным узором, который у нас получился. Кружевные снежинки похожи на настоящую лесную сказку. Это будет нашим сюрпризом для старичка – Лесовичка. 

    Итог: Композиторы, художники,  поэты рассказали нам о великолепии зимы музыкой, художественным словом, кистью и красками. Так они проявили свою любовь к природе.

    А как можем мы проявить свою любовь к природе? (Ответы детей)        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".

    Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....

    Конспект познавательного занятия "Путешествие в зимний лес" во второй младшей группе

    Программное содержание:Образовательные задачи: способствовать обобщению и закреплению знаний детей о диких животных, птицах, времени года зима, свойстве снега; расширять представления о лесе и его оби...

    КОНСПЕКТ познавательного занятия «Путешествие в прошлое живой природы» в подготовительной группе.

    занятие позволяет познакомить детей с понятием "Линия жизни", научить детей строить простую систему линия  жизни....

    Конспект познавательного занятия «Путешествие в Африку»

    Непосредственная образовательная деятельность  проводится в форме игры-путешествия  с целью ознакомления детей с климатическими зонами Африки....

    Конспект открытого познавательного занятия «Путешествие в страну С. В. Михалкова» для родителей воспитанников средней группы ДОУ.

    Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С.В.Михалкова в форме игрового путешествия....

    конспект познавательного занятия "Путешествие в мир морского царя"

    Цели: Познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов. Вызвать желание узнавать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к ...

    КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

    middot;Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства, чувство уважения к людям разных профессий;·Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей;·Уточнять и расш...