Конспект познавательного занятия «У природы зимой нет тайн. Следы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательного занятия «У природы зимой нет тайн. Следы»

(Старшая группа)

Цель: закрепить представление о снежинках; познакомить с жизнью разных животных и птиц по их следам. (По следам можно изучить образ жизни многих животных и птиц.)

Материалы: изображения следов разных животных; куклы для кукольного спектакля, ширма; верёвки для каждого ребёнка или для нескольких групп детей.

Ход занятия:

  1. Вспомнить «Снежные слова»

Загадка «Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь – вода в руке»

               (Снежинки)

  1. Рассматривание снежинок

 - Игра – задание «На что или на кого похожа снежинка?»

 - Игра – задание «Найди свою снежинку»

 - Игра – задание «Собери снежинку из частей»

 - Игра – задание «Всё ли правильно на доске?»

 - Игра – задание «Вы – снежинки и где бы вы  хотели приземлиться?»

3. «Всё укутал пухлый снег.

Словно тёплый, белый мех»   (А. Фетисов)

«Точки, крестики, кружочки

Под окошком на снегу

Мне понятны эти строчки

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои

«С добрым утром! Написали,

А вот кто они, скажи?»            (Следы животных, птиц)

Пословица «Где снег, там и след».

Показ детям книги следов: разнообразие следов животных зависит от строения их ног. По следам можно изучать образ жизни многих животных.

4.Просмотр спектакля «Что я вижу на снегу».

Ваня :(поёт песенку) «Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы,

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы».

Коля: (кричит) Ваня! Здравствуй!

Ты куда собрался? А что это у тебя в руках?

Ваня:  Коля! Я направляюсь в лес, а это у меня альбом и я туда зарисовываю всё, что делается в лесу. Сегодня я иду посмотреть на следы птиц и зверей. По ним я узнаю много интересного про животных.

Коля :(просит) Ваня! Возьми меня с собой, я тоже хочу посмотреть, что делается в лесу зимой.

Ваня:  Хорошо! Только не отставай! Посмотри кругом! Сколько снегу! А солнце! Снег всю ночь шёл, а с утра небо чистое. Это хорошо!

Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется ПОРОША, потому что снег, как белый порошок, всё поле запорошил. По пороше очень хорошо рассматривать всякие следы. Вот он – чей – то след. Похоже, будто кто – то в маленьких туфельках прыгал. Два узеньких отпечатка, как от подошвы, и сзади 2 кругленьких, как от каблучка.

Коля :  Ваня, Ваня! А вот опять парочка туфелек, и опять парочка. Чьи это следы?

Ваня:  Это белка бежала. Скачками. Доскакали следы до ёлочки – и пропали. Значит, на ёлку забралась. Надо зарисовать след белки: 2 узеньких отпечатка – впереди, и 2 кругленьких – позади.(показ следа белки).

Коля:  Посмотри, опять чьи – то следы. Только не беличьи. Ямочка – чёрточка, ямочка – чёрточка.

Ваня: Это лесная мышка прыгала. Искала еловые семечки, которые белка роняла, когда шишку грызла.

Коля: «Ну, ямочки, Ваня, это понятно, а почему от каждой ямочки чёрточка идёт? Не понятно.

Ваня : Тоже понятно – это мышиный хвостик.

Коля: Я пойду по следу, а ты пока зарисуй след в свой альбом. Так ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком.

А здесь почему то расстояние между ямочками больше?

Ваня: Это значит след рассказывает о том, что здесь мышка торопилась скорее через полянку перескочить. И прыжки  от скорости длинные получились.

Ваня: На полянке – то мышь заметнее. Как бы кто не схватил. Врагов у неё много. Лисица может схватить, а ночью сова, либо филин. Лесные мыши больше по ночам бегают.

Коля: Только никто мышь не поймал. Следы дальше по лесу идут. Ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком. Прыжки опять стали короче, значит, успокоилась мышь и куда – то за можжевельник завернула. Ну как получился след у тебя? (показ следа мыши).

Ваня: Посмотри впереди пенёк, в пеньке расщелина, а в ней еловая шишка торчит. Вся шершавая, чешуйки в разные стороны торчат. Это станок для дятла. Отгрызёт дятел еловую шишку, прилетит к этому станку, воткнёт шишку в заранее приготовленную расщелину и шелушит чешуйки. Я об этом слышал, но никогда не видел сам. А теперь меня к станку мышиные следы привели. Давай  спрячемся за можжевельником. Подождём, может дятел прилетит.

Коля: Гляди, гляди прилетел с еловой шишкой в клюве. Пёстрый, в красной шапочке.

Коля: Прилетел. Взял принесённую шишку в лапу, вытащил клювом из Щёлки старую шишку, новую в ту же самую щёлку воткнул и стал чешуйки раздвигать и семена выклёвывать.

Ваня: Погляди, откуда взялись синицы. Зачем они  здесь? Сели под самым пнём и ждут, когда дятел какое-нибудь семечко уронит. Как уронил, тут же одна синица это семечко и клюнула.

Коля: Значит Ваня, и мышь сюда прибегает еловые семечки подбирать.

Ваня: А ты видел когда-нибудь след лисы?

Коля: Нет, не видел.

Ваня: «Лисий будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется.

Коля: «А это кто кору обгрыз? И следы оставил: от задних лап следок вытянутый, длинный, от передних – круглый, маленький.

Ваня: Это заячий след: спереди 2 больших отпечатка лап, а позади – один за другим – 2 маленьких. Я его нарисую! (показ следа зайца)

Коля: Далеко мы  зашли по этим следам. Заблудились.(Коля стал плакать).

Ваня: Не плачь, вот эти следы нас выведут из леса и приведут к дому.

Коля: А что это за следы?

Ваня: Это собачьи следы. Собачьи следы всегда к дому выводят. Поэтому, что сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так меня дедушка учил. Пойдём по этим следам!

5.Игра – задание: разделите детей на группы и дайте каждой группе верёвку. Попросите детей, чтобы они, разложив на полу верёвку, изобразили следы фантастического животного и рассказали о нём. Предложите детям нарисовать следы хорошо знакомых им животных: кошек, собак, воробья, вороны, мышки.

6.Игра «Разукрась след животного и покажи»(белка, мышка, заяц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Как мы следы зимы искали"

Занятие по познавательному развитию " Как мы следы зимы искали"...

Зима и тайны снега

занятие с проведением опытов...

Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с природой "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с природой "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой " Зимующие птицы"

Конспект занятия открытого урока.Предмет: Ознакомление с природой.Тема: «Зимующие птицы»Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.Задачи:Активизиров...

Педагогический проект «Мы – робинзоны или книга природы открывает свои тайны»

Паспорт проекта № п/п Структурные компоненты проекта 1. Тема проекта «Мы – робинзоны или Книга природы раскрывает свои тайны» 2. Автор проекта Клименко Т.Ф. 3. Сроки реализации проекта В те...

2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...

Конспект занятия «Явления природы зимой»

Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе.  Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зим...