перспективный план НОД по математике во второй младшей группе.
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Аврамчук Ольга Николаевна

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию во второй младшей группе. Подходят  конспекты Помараевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель программы – формировать элементарные математические представления у детей 3–4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные:  умение  проявлять  волевые  усилия  в  процессе решения  математических  задач,  воспитание  аккуратности  и  самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы*:

 умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);

 могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

 умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

 правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

 различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

 понимают смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска);

 понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».



КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ме-

сяц

Тема и цели занятия
1-й недели

Тема и цели
занятия
2-й недели

Тема и цели
занятия
3-й недели

Тема и цели
занятия
4-й недели

Обеспечение
интеграции
образования
(образовательные области)

Планируемые
результаты
развития
интегративных

качеств

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

Тема

Адаптационный период

Занятие 1

Занятие 2

Цели

Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой.

Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе

Закреплять умения различать
и называть шар

(шарик), куб
(кубик)

Закреплять

умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова
«большой»,
«маленький»

Художественное творчество: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.

Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек

Умеет группи-

ровать предметы по цвету,
размеру, форме (отбирать все красные, все большие,
все круглые предметы
и т. д.)

Продолжать развивать восприятие,
создавать условия для ознакомления
детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов
(теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.)

Ок-тябрь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Закреплять умение разли-

Познакомить
со способами

Учить отвечать

на вопрос «сколь-

Учить сравнивать круги по раз-

Художественное творчество: учить

Умеет различать количест-

 

чать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало»

составления групп из отдельных предметов
и выделение из группы одного предмета.

Учить понимать слова
«много», «один»,

«ни одного»

ко?», определять совокупности
словами «один», «много»,
«ни одного».

Познакомить
с геометрической фигурой
круг

меру – большой, маленький

составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток».

Физическая культура: в подвижных играх закреплять
понятия «вверху –
внизу», «слева –
справа»

во предметов, составлять из частей целостное изображение, знает геометрическую
фигуру круг

Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем

Ноябрь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Коммуникация:
формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос.

Физическая культура: формировать умения соблюдать эле-
ментарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Социализация: учить

собирать картинку

Может различать круг
и квадрат, собрать картинку из 4–6 частей, находить один и много пред-

метов

Цели

Учить сравни-

вать два предмета по длине
и обозначать результат срав-

нения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче»

Учить:

– находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»;

– сравнивать два предмета по длине способами

Познакомить
с геометрической фигурой
квадрат.

Учить различать круг и квадрат, указывать
по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках,
выставлять их изображения в той очередности, которую предлагает педагог

Закрепить умения:

– находить один
и много предметов в специально созданной обстановке, пользо-
ваться словами «один», «много»;

– различать
и называть круг
и квадрат

 

наложения и приложения

из 4–6 частей («Наша

посуда», «Игрушки»

и др.)

Продолжать показывать разные
способы обследования предметов, активно включать движения рук
по предмету и его частям

Учить группировать однородные
предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме

Декабрь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Социализация: поощрять попытки детей
самостоятельно под-
бирать атрибуты для той или иной роли;
дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Коммуникация: развивать умение различать и называть существенные детали
и части предметов.

Физическая культура: формировать умение строиться в колонну
по одному, шеренгу,

круг, находить свое

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять

один предмет из группы.

Умеет находить в окру-
жающей обстановке один и много одина-

ковых пред-
метов

Цели

Совершенствовать умение сравнивать два предмета
по длине, результаты сравнения обозначать
словами «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине»

Закреплять умение различать и называть круг
и квадрат.

Совершенствовать умения:

– сравнивать
два предмета
по длине;

– находить один и много предметов в окружающей обстановке

Учить:

– сравнивать две разные группы

предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»;

– ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую
и левую руку

Учить:

– сравнивать два предмета по длине, используя
наложения;

– активизировать употребление
в речи выражений «помногу», «поровну», «столько – сколько»

Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи

 

место при построениях и перестроениях,
в подвижной игре

Ян-варь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Художественное творчество: подводить детей к изображению предметов разной формы.

Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Социализация: учить использовать в играх строительный мате-
риал (кубы, бруски, пластины)

Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2–3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль
в сюжетно-
ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать
и ладить со сверстниками
в непродолжительной совместной игре

Цели

Учить:

– сравнивать
два предмета, контрастных
по ширине, используя приемы наложения
и приложения;

– обозначать результаты сравнения словами
«широкий – узкий»,
«шире – уже»

Совершенствовать умения:

– сравнивать
два предмета
по ширине;

– сравнивать две равных группы предметов способом наложения;

– закреплять умение различать
и называть круг
и квадрат

Познакомить
с геометрической фигурой
треугольник: учить различать и называть фигуру.

Закреплять
навык сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «шире – уже», «одинаковый по ширине»

Продолжить знакомить
с треугольником на основе сравнения его с квад-
ратом

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенст-
вовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть
и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладыва-
ние), использовать в постройках детали разного цвета

Февраль

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в ри-

сунке закреплять по-
нятие «части суток».

Физическая культура: закреплять понятия «вверху – внизу»,

«слева – справа».

Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»

Умеет пользоваться и понимает смысл

обозначений

«вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на»,

«над – под», «верхняя –
нижняя»
(полоска)

Цели

Совершенствовать
умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять
в умении определять пространственные направ-
ления от себя
и обозначать их словами «впереди – сзади (позади)», «вверху –

внизу», «справа
(направо) – слева (налево)»

Познакомить
с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий – низкий», «выше – ниже».

Совершенст-
вовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько –
сколько»

Упражнять
в сравнении:

– двух предметов по высоте;

– двух равных групп предметов способом нало-
жения и прило-
жения

Учить:

– сравнивать две неравные группы предметов способом наложения;

– обозначать результаты сравнения словами
«больше – меньше», «столько – сколько»

Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям

Совершенствовать восприятие детей, включая все органы
чувств. Развивать

образные пред-
ставления

Март

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Социализация:
закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние
и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета.

Познание: устанавливать простейшие
связи между предме-
тами и явлениями,
делать простейшие обобщения.

Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Художественное творчество: предла-

Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно
определяет количественное соотношение двух групп
предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»

Цели

Учить:

– сравнивать две неравные группы пред-
метов;

– обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько –
сколько»

Закреплять:

– способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте;

– обозначать результаты соответствующими словами

Закреплять умение различать
и называть части суток: «день», «ночь»

Формировать умение различать количество звуков на слух (много
и один).

Закреплять способы сравнения предметов

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами –
кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали
другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка,
короткий и длинный поезд)

гать детям лепить
несложные предметы, состоящие из нескольких частей

Ап-рель

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Социализация: помогать детям объеди-
няться для игры
в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий.

Безопасность: расширять представления
детей о правилах дорожного движения: рассказать, что авто-
мобили ездят по дороге (проезжей части),
а пешеходы ходят
по тротуару; свето-
фор регулирует дви-
жение транспорта
и пешеходов.

Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в ри-

Различает круг, квадрат, треугольник, пред-
меты, имеющие углы
и круглую
форму

Цели

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу
в пределах трех

(без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать
и называть зна-
комые геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник)

Упражнять:

– в умении сравнивать два предмета по размеру;

– обозначать результаты сравнение словами

«большой»,
«маленький».

Совершенст-
вовать навыки установления
тождества и раз-
личия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Подсказывать
детям название формы (круглая, треугольная,

Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много».

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Развивать
внимание
и мышление

Закреплять умение различать и называть части суток: «утро»,
«вечер».

Развивать мышление: учить видеть законо-
мерности в расположении предметов и воспроизводить их

прямоугольная
и квадратная)

сунке закреплять по-
нятие «части суток»,
три световых сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)

Обследовать форму геометрических  фигур, используя зрение и осязание,
развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи

Май

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Художественное творчество: выполнить аппликацию
с использованием геометрических фигур.

Коммуникация: развивать умение понимать обобщающие
слова (одежда, посу-
да, мебель, овощи, фрукты, птицы
и т. п.); называть
части суток (утро, день, вечер, ночь).

Физическая культура: формировать умение соблюдать эле-
ментарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Умеет соотно- сить форму предметов
мебели и посуды с геометрическими фигу-
рами в лепке
и аппликации; умеет соблюдать правила игры и плани-
ровать последовательность действий для достижения
результата

Цели

Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения
и приложения.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб.

Развивать
внимание, мыш-
ление, память,
воображение

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи

Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер)

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по лепке в во второй младшей группе.

Тематический план по лепке во второй младшей группе.№Тема занятияЗадачи занятияСтр.Кол-возанятийдата1СтолбикиПознакомить с пластилином.Учить лепить предметы цилиндрической формы ( столбики).Делить пла...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе ДОУ

Перспективный план работы с родителями на 2011/12 учебный год, разработанный педагогами второй младшей группы МБДОУ детского сада №47 "Теремок" комбинированного вида города Киселевска.Цель данного пла...

Перспективный план по развитию речи во второй младшей группе

Задача- повышение уровня  развития грамматически - правильной речи детей, обогащение словарного запаса и развитие связной речи....

Перспективный план по образовательной области «Здоровье» вторая младшая группа

Перспективный план по  образовательной  области  «Здоровье»во второй младшей группе детского сада...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе

План реализуемых мероприятий проводимых педагогом с родителями и детьми во второй младшей группе  с целью взаимодействия с семьями воспитанников и привлечения родителей к работе педагогов....

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективное тематическое планирование по математике во второй младшей группе (3-4) лет по В.П. Новикова

Учить составлять группы изоднородных предметов и выделять изних отдельные предметы; различатьпонятия «много», «мало», «один»....