Математический знайка
проект по математике (средняя группа) на тему

Ештокина Ольга Алексеевна

Цель  проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

 

Задачи проекта:

-формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

-формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

-поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;

-содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematicheskiy_znayka_srednyaya_gr.docx250.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Проект

«Математический «знайка»

Воспитатели:

Ештокина О.А.

Салимьянова К.Н.

город Мегион, 2015 год

Основание:

-план мероприятий по реализации Концепции математического образования, утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2014 №1079 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год»,

-информационное письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 16 октября 2015 года №10-Исх-10620 «О реализациипроекта «Математический знайка» на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,

-приказ от 03.11.2015 № 330-О «Об участии в реализации проекта «Математический знайка»на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Цель  проекта: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи проекта:

-формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

-формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

-поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;

-содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

Участники проекта: дети группы «Б» общеразвивающей направленности для детей  от  4 до 5 лет, родители, воспитатели

Классификация основных позиций реализуемого проекта:

доминирующая деятельность в проекте – познавательно- творческая;

характер контактов – дети, родители (законные представители), педагоги;

форма участия в проекте – коллективная.

Общая продолжительность проекта – 3 года (средний дошкольный возраст)

II. Этапы реализации проекта

Проект включает в себя два этапа: подготовительный и обобщающий.

На подготовительном этапе педагоги проводят НОД с детьми следующего характера:

Формирование представлений о числе и количестве:

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

Развитие представлений о величине:

Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) . Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развитие представлений о форме:

 Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

 Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

 Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

 «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

 Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Знакомить детей с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.;

Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию, изобретательскую смекалку.

В основе обобщающего этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Продуктом детской деятельности может послужить, например, создание абстрактного геометрического панно, тематического коллажа «Превращение фигур в предметы», «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами» и т.д.

III. Практическая значимость

Формирование стойкого интереса детей у исследовательской и творческой деятельности;

Формирование представления детей о математических понятиях;

Формирование умений ставить цель, подбирать средства для ее достижений, умений логически мыслить;

Выявление одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.

IV. Порядок участия в проекте

Реализация проекта проходит в два этапа:

Подготовительный этап реализуется в течение всего учебного года (с 01 сентября по 31 мая текущего учебного года);

Обобщающий этап – в срок с 26 октября по 01 декабря каждого учебного года.

По итогам проведения обобщающего этапа на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, организуется выставка всех творческих работ, принявших участие в проекте.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

месяц

форма организации детской деятельности

наименование мероприятия

категория участников

 декабрь

1 .12. 15г

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема. «Цвет, форма»

 Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».

(Используя цветные счетные палочки)

Чтение художественной литературы;  сказка «Два жадных медвежонка». Учить слушать внимательно; воспитывать любознательность, развивают память, инициативность.

Воспитатели, воспитанники

декабрь

8.12.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра «Красивые флажки»

Цель; Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».

(Используя мозаику)

Чтение художественной литературы;  сказка «Волк и семеро козлят». Развивать любознательность, развивают память, инициативность,  учить импровизации.

Воспитатели, воспитанники

декабрь

15.12.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра «Веселые человечки» 

Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи, учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Художественное творчество «Превращение цифры в предмет»

 Закрепить знания о цифрах, развивать творчество, фантазию и воображение.

Воспитатели, воспитанники

 декабрь

22.12.15г

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра  «Почтальон»

Цель; развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание; закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять рассказ описание на предложенную тему,

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Воспитатели, воспитанники

январь

13.01.15г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема.  «В гостях у кролика».

Цель: продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивающая игра  «Танграм».

Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость.

Чтение художественной литературы;  сказка «Три медведя». Учить устанавливают временные отношения, закрепить  порядковый  и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. 

Воспитатели, воспитанники, родители

20.01.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Игра «Геометрический планшет». Развивать мелкую моторику, фантазию, логику, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость,  закрепить знания о геометрических фигурах, учить действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Развивающая игра «Превращение фигур в предметы».

 Цель; закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Драматизация  сказки; «Три медведя». Учить устанавливают временные отношения, закрепить  порядковый  и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. Развивать артистизм, творчество, воображение. 

Воспитатели, воспитанники

27.01.15г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема. «Геометрические фигуры».

 Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек) .

Игра «Геоконт».

Цель;развивать  пространственное  мышление, воображение, логики, мелкую моторики, внимание, усидчивость, способствовать  постичь азы геометрии; учать анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия.

Чтение художественной литературы; сказка «Три поросенка».  Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации.

Воспитатели, воспитанники

февраль

3.02.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра «Сложи из счетных палочек»

Цель: Упражнять детей в выкладывании фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Учить анализировать и синтезировать упрощенные графические изображения.

Словесная игра  «Веселые задачи».

Цель; учить мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться своим жизненным опытом и наблюдательностью; развивать сообразительность и смекалку.

Чтение художественной литературы; Т. Ахмадовой «Урок счета». Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитатели, воспитанники, родители

10.02.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра  «Клоуны играют с воздушными шариками».

Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления;развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность;формировать привычку к умственному труду;воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Развивающая игра  «Круги Луллия».

  • Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности,  представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;
  • закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Просмотр и обсуждение  мультфильма; «Как измеряли удава» Г. Остер

воспитатели, воспитанники, родители

17.02.15г.

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра «Числовой фриз».

Цель; закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах.

Развивающая игра «Геометрический фриз».

Цель; закрепить представления о геометрических фигурах. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость.

Воспитатели, воспитанники, родители

24.02.15г.

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра  «Сложи узор».

Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки; развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость.

Просмотр и обсуждение мультфильма; «Цветик-семицветик».

Воспитатели, воспитанники, родители

Март

02.03.16

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Решение задач  в пределах 5»

Цель: продолжать учить  составлять и решать задачи  в пределах 5;совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку; закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 5; развивать внимание

Развивающая игра: «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5;

закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 5; развивать внимание, память, логическое мышление.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский.

Воспитатели, воспитанники, родители

09.03.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Чтение художественной литературы; С. Маршака «Веселый счет». Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Художественно-продуктивная деятельность «Веселое творчество». Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.

.Развивающая игра: «Веселые соседи»

Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитатели, воспитанники, родители

16.03.16

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Счет прямой и обратный в пределах 10»

Цель: продолжать  детей упражнять в счете прямом и обратном порядке в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

Игровое упражнение: «Считай дальше»

Цель: Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; закрепить порядковый счет в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитатели, воспитанники, родители

23.03.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Чтение художественной литературы; И.Токмаковой «Сколько?»  Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Развивающая игра «Освободим принцессу»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Воспитатели, воспитанники, родители

30.03.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра: «Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу;развивать внимание, память, логическое мышление.

Художественное творчество «Рисуем фигурами»

Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение

Развивающая игра: «Речка»

Цель: учить сравнивать прямоугольники по ширине и длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины или ширины,  учить использовать в речи слова «шире», «уже», «длинный», «короткий», закреплять название цвета и формы; развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитатели, воспитанники, родители

Апрель

06.04.16

непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Игры – путешествия во времени.»

 Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Развивающие игра: «Эстафета фигур (Блоки Дьенеша)

Цель: научить решать логические задачи – умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.

Воспитатели, воспитанники, родители

13.04.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающие игра:«Найди соседа»

Цель: учить называть последующее и предыдущее число обозначенного цифрой, определять  пропущенное число, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Развивающая игра: «Числа, встаньте по порядку»

Цель: Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5.Развивать внимание, память, логическое мышление

Чтение художественной литературы; сказки «Колобок». Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации.

Воспитатели, воспитанники, родители

20.04.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Дидактическая игра: «В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Развивающая игра: «Найди свою фигуру»

Цель: продолжать учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу; развивать наблюдательность, воображение.

Воспитатели, воспитанники, родители

27.04.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Волшебные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию

Развивающая игра: «Строители» с блоками Дьенеша.

Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

воспитатели, воспитанники,

май

04.05.16

 непосредственно образовательная деятельность

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тема: «Необыкновенный зоопарк»

Цель: закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

развивать внимание, память, логическое мышление

Развивающая игра  «Колумбово яйцо».

Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

воспитатели, воспитанники, родители

11.05.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра  «Круги Луллия».

  • Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности,  представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;

закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивающая игра «Превращение цифр в предметы».

Цель; закрепить знания о счёте, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость.

Воспитатели, воспитанники, родители

18.05.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Сказочные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию

Развивающая игра: «Танграм»

Цель: учить составлять силуэты по образцу.

Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать терпение и усидчивость.

 Заучивание стихотворений о цифрах. Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитатели, воспитанники, родители

25.05.16

совместная деятельность взрослого и ребенка

Развивающая игра: «Строим фигуры»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Развивающая игра: «Сказочные линии»

Цель: закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Воспитывать терпение и усидчивость, интерес к игре.

Отгадывание загадок о цифрах и фигурах.

Воспитатели, воспитанники.

Обобщающий этап

месяц

форма организации детской деятельности

наименование мероприятия

категория участников

декабрь

совместная деятельность взрослого и ребенка

 «Превращение цифры в предмет» Закрепить знания о цифрах, развивать творчество и воображение.

Воспитатели, воспитанники, родители

январь

совместная деятельность взрослого и ребенка

Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение.

Воспитатели, воспитанники, родители

февраль

совместная деятельность взрослого и ребенка

Геометрический фриз. Закрепить представления о геометрических фигурах.

Числовой фриз.  Закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах.

Воспитатели, воспитанники, родители

март

совместная деятельность взрослого и ребенка

Веселое творчество. Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.

«Рисуем фигурами» Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение.

Воспитатели, воспитанники, родители

апрель

совместная деятельность взрослого и ребенка

Фриз «Волшебные линии» закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

Воспитатели, воспитанники, родители

май

совместная деятельность взрослого и ребенка

Фриз «Сказочные линии» закрепить представления о многообразии линий,  развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

Воспитатели, воспитанники, родители

Октябрь 2016 года

совместная деятельность взрослого и ребенка

Выставка детских работ по итогам реализации проекта (за 1 год реализации)

Воспитатели, воспитанники, родители

Консультации для родителей:

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии среднего  дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей среднего  дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Приложение  «Геометрический фриз»

http://ejka.ru/uploads/images/2/d/0/7/7/36a291e5fa.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/1/9/7/4/7/8eb5be88f0.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/1/f/e/3/7/2c1b24150f.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/b/6/5/5/7/b7e77de994.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/4/0/c/2/7/f0da6a38a9.jpghttp://ejka.ru/uploads/images/9/b/c/c/7/912d12acd3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН в подготовительной группе: «Математический Знайка»

Математический КВН в подготовительной группе: «Математический Знайка»...

Проект "Математический знайка"

Проект направленный на развитие познавательных интересов дошкольников по математике...

«Математическая знайка»

Цель: Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений...

Проект "Математический знайка»

Данный проект направлен на развитие и формирование математических представлений у детей среднего  дошкольного возраста....

Проект "Математический Знайка"

Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овла...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...