Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Портянников Евгений Николаевич

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Цель: Создать условия для развития мыслительной операции анализа (абстрагирования) на материале бытовых предметов.

Задачи:

  • обучить способу записи отдельных свойств предмета при помощи пиктограмм (пиктографическому анализу);
  • создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (операцию анализа);
  • развивать рефлексию – умение критично относится к результатам собственной деятельности, сравнивая его с результатами деятельности других,
  • развивать учебное сотрудничество в микрогруппе детей.

Оборудование: несколько предметов небольшого размера, карандаши, бумага.

Количество участников: 8.

Время проведения: 30 минут.

Ход занятия:

Объяснение нового материала: пиктографический анализ.

Ведущий показывает первый предмет. Ведущий: Как называется этот предмет. Посмотрите на этот предмет и скажите, какой он? Дети отвечают. Ведущий дополняет ответы детей – перечисляет свойства предмета, не названных детьми.  Сейчас вы назвали свойства предмета, А как можно было бы их записать так, чтобы не забыть? Дети предлагают использовать пиктограммы. На прошлых занятиях мы рисовали пиктограммы целых предметов, а как нарисовать пиктограмму отдельного свойства предмета? Дети высказывают свои идеи. Ведущий помогает им прийти к решению: нужно нарисовать какой-то другой предмет,  у которого есть такое же свойство. Далее ведущий вместе с детьми придумывает пиктограммы для свойств предмета.

Физкультпауза.

Задание «Составление пиктографического портрета предмета».

Ведущий: Сейчас вы объединитесь в пары. Я дам предметы каждой паре, а ваша задача найти у этого предмета как можно больше свойств, а затем придумать и нарисовать их пиктограммы. За каждую пиктограмму свойства предмета пара получает 1 очко.  На выполнение задания у вас будет 5 минут.

Дети выполняют задание. Затем пары по очереди представляют свои задания. Далее подсчитываются очки, и выявляется пара-победитель.

Ритуал завершения занятия «Знание сила».

Ведущий: У нашего занятия будет завершающий ритуал. По моей команде три-четыре нужно будет сказать: «Знание сила», и показать вот так (дважды похлопывает себя по голове, потом показывает напряженные бицепсы).