«Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Москалюк Наталья Дмитриевна

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр и  задач, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie_2.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. СЛАЙД Согласно Концепции развития математического образования в РФ качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий  для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

СЛАЙД Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр и  задач, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных особенностей детей.  

Работая в детском саду, я заметила, что  у детей старшего дошкольного возраста  слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. А всё это может сказаться на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

СЛАЙД Поэтому целью моей работы стало Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр Задачи вы можете видеть на слайде:

  • развитие познавательной активности, логического мышления,
  • стремление к самостоятельному познанию и размышлению,
  • развитие умственных способностей через логико-математические игры.

     При подборе и проведении логико-математических игр я придерживаюсь следующих требований:

  • работу с детьми провожу в системе,
  • связываю данные мероприятия  с работой в повседневной жизни,
  • учитываю индивидуальные особенности детей.

СЛАЙД В своей работе я использую  технологии Зинаиды Алексеевны Михайловой, которые являются средствами формирования математического мышления и интеллектуального развития в целом.   Благодаря их использованию, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Это такие игры, как:СЛАЙД

  • Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Например: «Танграм» «Колумбово яйцо».

Это игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры (квадрат, овал, круг).

СЛАЙД Складывая фигуры из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить фигуру. Например фигуру зайца по образцу. После выполнения задания дети проговаривают из каких фигур составлен заяц (туловище, голова, лапы, хвост).СЛАЙД Аналогичное задание игры «Колумбово яйцо».  То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Такие игровые  задания развивают  наглядно-образное, логическое  мышление, пространственное воображение.

СЛАЙД  Ещё одним из видов логических задач являются задачи на смекалку.

Из всего многообразия наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте  головоломки из  палочек. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одной фигуры в другую.

В своей практике я использую задачи на смекалку трех видов: СЛАЙД

-составление  заданной  фигуры  из  определенного  количества палочек; Например: составь два равных квадрата из 7 палочек  или два равных треугольника из 5 палочек. После выполнения задаются вопросы для анализа. Как составил два равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких  палочек составил один квадрат, Из скольких палочек  пристроил к нему второй квадрат?

СЛАЙД -на изменение фигуры, для  решения  которых надо убрать указанное количество палочек; (пример)

СЛАЙД  -перекладывание палочек с целью видоизменения (пример)

После выполнения задания дети выходят к доске и объясняют ,как они делали. СЛАЙД

При использовании данных задач у детей развивается не только логическое мышление, но и мелкая моторика рук, пространственные представления, умение осуществлять целесообразные действия. 

СЛАЙД Немаловажную роль в формировании математического мышления играет и развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому в группе оформила математический центр, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления; составлена картотека логико-математических игр. Ребята имеют возможность использовать  данные пособия в  свободной деятельности.

Проведя  промежуточную диагностику я отметила, что у детей СЛАЙД

  • Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности,
  • Они  с легкостью усваивают  понятия о геометрических фигурах,
  •  Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств,
  • Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Все это служит успешной подготовке их к школе.

 Как замечают родители, даже в домашних условиях дети играют в данные игры, используя цветные карандаши и другие предметы-заместители.

 

Я считаю, что использование логико-математических игр с детьми старшего дошкольного возраста,  приводит  к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, развитию их воображения, логического и наглядно-образного мышления,   повышает уровень знаний по развитию элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Презентация «Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»

Цель: Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр.Задачи:nразвитие познавательной активности, логического мышления,nстремление к самостоятельному по...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...