Материалы из опыта работы по проблеме «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
статья по математике (старшая группа) на тему

Головина Ирина Анатольевна

В статье представлены материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы из опыта работы по проблеме

«Развитие элементов  логического мышления дошкольников

посредством логико-математических игр»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, поэтому необходимо выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи.  Уровень  состояния компетентности, успешности, развития логического мышления  - это залог успешности выпускника детского сада в школе.

        Практика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 п. Северный Белгородского района»  показала, что именно средствами логико-математических игр возможно сформировать элементы логического мышления дошкольников, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая их индивидуальные особенности  сделать обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

Ведущей педагогической идеей опыта является создание педагогических условий для развития элементов логического мышления детей  посредством логико-математических игр.

Новизна опыта заключается в реализации педагогической технологии  логико-математических игр с целью развития элементов логического мышления дошкольников.

Началом работы над опытом стало проведение диагностики (определение исходного уровня сформированности логических операций: синтеза, анализа, классификации, обобщения, сравнения, абстрагирования).

По результатам педагогической диагностики (на материале Михайловой З.А.) в группе выявлено: 70 % детей с низким уровнем  развития элементов  логического мышления, 30 % детей со средним уровнем.

В соответствии с этим педагогическая деятельность была направлена на развитие элементов логического мышления детей посредством логико-математических игр.

        Работа над опытом велась на протяжении трех лет и строилась  как совместная деятельность семьи и детского сада. Таким образом, четко обозначены направления работы, система обучения детей, которая влияет на  развитие мыслительных операций дошкольников.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать у дошкольников логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, синтез,  абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация).
  2. Развивать речь ребенка, конструктивные способности.
  3. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в логико-математические игры, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
  4. Повышать успешность учебной деятельности детей в школе и  педагогическую компетентность родителей в данном направлении.

        В соответствии с поставленными задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта в группе создана предметно- развивающая среда.  

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован центр «Математическая игротека», где представлены современные логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением, классификацией, обобщением.

Изготовлены материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применялись различные наборы логико-математических игр, классифицируемые по цели применения:

1. Игры на плоскостное моделирование (головоломки): «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудо - крестики», «Чудо-соты», «Геоконт», «Математический планшет». Данный занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств.  Дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.  Посредством таких игр формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

2. Игры на объемное моделирование: «Уголки», «Уникуб», «Сложи узор». С помощью этих игр можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности,                          а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

3. Игры на странсформацию, трансфигурацию: «Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб». В процессе игровой деятельности гармонично развивается у детей эмоционально-образное  и логическое  начало, формируются базисные представления об окружающем мире, математических понятиях, развитие мелкой  моторики.

4. Игры на составление целого из частей, частей на целое: «Чудо-цветик», «Соты Кайе», «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник». Ребенок незаметно осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

5. Игры на освоение счета: «Счетные палочки Кюизенера». При применении цветных счетных палочек Кюизенера внимание обращается на различение по цвету и размеру и на установление зависимости цвет — длина — число. Для активизации интереса детей к данному материалу имеются разнообразные иллюстративные пособия.

6. Игры на выявление свойств: дидактическая игра с блоками Дьенеша и логическими фигурами включает разнообразные комплекты: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Укрась елочку», «Найди отличия» и развивают у детей мыслительные операции, творческие и познавательные способности.

7. Представлена в группе картотека задач-шуток, ребусов, лабиринтов, логических упражнений. Дети очень активны в восприятии  данного материала, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

Развитие произвольности, планирования позволили более широко применить игры с правилами - шашки, шахматы.

Содержание предметно-развивающей среды периодически изменялось, варьировалось, постоянно обогащалось с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», информативность, индивидуальные возможности и способности детей.

Для развития элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр применялись следующие формы организации.

1. Непосредственно образовательная деятельность включает:

  • игры – сказки. Особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему (приложение №5).
  • игры – досуги (КВН, Что  Где Когда? (особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала).

2. Совместная игровая деятельность детей и взрослых вне образовательной деятельности. Данная форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальную и предварительную работу.

3. Самостоятельная игровая деятельность детей. В самостоятельных играх ребенок закрепляет полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

В работе с дошкольниками при проведении логико-математических игр использовались следующие методы:
Игровые методы:

  • вхождение в воображаемую ситуацию;
  • выполнение практических действий по получению необходимой информации;
  • ситуации
    Диалогические методы:
  • беседа;
  •  формулировка выводов;
  •  проблемные и занимательные  вопросы, задачи-шутки.
    Методы обучения:
  • показ способа действия;
  • проблемная ситуация;
  • упражнения.

Автор опыта представляет поэтапное развитие элементов логического мышления  дошкольников на примере логических блоков Золтана Дьенеша. Блоки представляют собой абстрактно - дидактическое средство для детей от 3 до 8 лет. В комплект блоков входят 48 фигур, среди которых нет одинаковых по свойствам: форме, цвету, размеру и толщине, они все различны:

цветом – красные, желтые, синие;

формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

размером – большие и маленькие;

толщиной – толстые и тонкие.

Вторая младшая группа (3-4 года).

        Важно правильно организовать первое знакомство с игрой, игровым материалом. В этом возрасте детям предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура».

Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств (по форме, цвету, размеру, толщине), используя выражение «такой же», «не такой». Например:

1. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме) 

2. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой, же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

Средняя группа (4-5 лет).

Содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми).

Старший дошкольный возраст (5-8 лет).

С детьми организуются игры более сложного содержания. В этом возрасте дети овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать предметы сразу по 4 признакам, вводятся логические операции с частицами «не», «и», «или». Наряду с логическими блоками вводятся карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, толщина, размер, форма). Использование карточек позволяет развивать у детей способности к замещению, моделированию свойств, умений кодировать и декодировать (расшифровывать) информацию о них.

Карточки - свойства помогают перейти от наглядно - образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению.

Работа с карточками проводится поэтапно:

Первый этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, переводят в слова то, что обозначает карточка, учат Незнайку по-разному рассказывать про свойства предмета).

Второй этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «Кто хозяин?», «Найди выход», «На свою веточку», (дети помогают Незнайке разобраться, где должны «висеть» неквадратные и красные, желтые и треугольные  блоки).

Третий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно тремя и четырьмя свойствами. Для развития элементов логического мышления используют такие игры, как: «Архитектор», «Логический поезд», «Магазин» (дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Дети рассказывают Незнайке правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить: выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат)).

Таким образом, можно утверждать, что при правильном подходе к проведению логико-математических игр, дошкольники быстро учатся, производить логические операции. У детей развивается основное умение, необходимое при решении любых логических задач – выявлять в предметах разные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно, два, три и четыре  свойства одновременно, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Взаимодействие с родителями дошкольников проходит через:

-  организацию встреч в нетрадиционной форме (мастер-классы, педагогические гостиные) с целью информирования  о совместной работе по проблемам «Логико-математическая игра - как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста», «Учим детей логически мыслить»;

-   создание информационного просвещения для родителей: «Развивающие игры Воскобовича», «Математический планшет», «Играем в цветные палочки»;

- включение в работу по созданию развивающей среды (обогащение современными   наборами логико-математических игр).

В результате взаимодействия педагогов и родителей, достигнуто полное взаимопонимание в соблюдении единых требований по развитию элементов логического мышления посредством логико-математических игр.

        Анализ полученных данных показывает, что после целенаправленной работы по развитию элементов логического мышления посредством логико-математических игр количество детей, достигнувших  высокого  и среднего уровней возросло.

Результатом работы явились следующие достижения:

  • Появился устойчивый интерес к логико-математическим играм.
  • Сформировались логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация).
  • Дети овладели объяснительной и доказательной речью, конструктивными способностями. Могут оперировать знаками, символами.
  • Дошкольники стали свободно применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
  • У детей сформированы важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности:

  • продолжить реализацию педагогической технологии логико-математических игр с целью развития элементов логического мышления дошкольников.
  • совершенствовать предметно-развивающую среду в группе с целью достижения более высокого уровня развития элементов логического мышления  дошкольников.
  • разработать и внедрить модель сотрудничества ДОУ и семьи в рамках педагогического  проекта «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр».
  •  поиск путей взаимодействия с воспитателями других дошкольных учреждений, работающих по данной проблеме  с целью обмена опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (материалы из опыта работы)

В ПОСОБИИ СОБРАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА. МАТЕРИАЛ ПОЛЕЗЕН СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ФИЗО....

"Развитие логического мышления средствами логико - математических игр"

Обобщение опыта работы по теме "Развитие логического мышления средствами логико - математических игр"...

Мастер-класс на тему: «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального умения педагогов в работе дошкольниками по развитию логического мышления в формировании математических представлений.Задачи мастер-класса: Познакомить...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

мастер-класс для родителей"Развитие логического мышления посредством логико-математических игр"

. Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2019-2024 год. Тема самообразования "Развитие логического мышления средствами логико-математических игр"

Дата начало работы над темой: 1.01.2019г.Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...