ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
проект по математике (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.

Задачи:

Образовательные:

-        учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-        закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

-        закрепить навыки прямого и обратного счёта.

Воспитательные:

 - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.

Развивающие:

-        развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

-        развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-        развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных

задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logik-mat.dary_fryobelya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 57 «Ладушки»

ПРОЕКТ

«Развитие логико-математического мышления

старших дошкольников

посредством дидактических игр

с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Подготовила и провела: воспитатель 1 квалификационной категории

 Салопова Валентина Александровна

г. о. Подольск
2019г.

Вил, тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Возрастная группа: старшая.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год (с 1.09.2018г. по 31.05.2019г.)

Пояснительная записка.

Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.        Математика обладает

уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Актуальность.

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 5-6 лет.

Свой выбор сделали по нескольким причинам. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать. логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.

Проблема: плохо развито логико-математическое мышление у старших дошкольников.

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.

Задачи:

Образовательные:

-        учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-        закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

-        закрепить навыки прямого и обратного счёта.

Воспитательные:

 - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.

Развивающие:

-        развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

-        развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-        развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных

задач.

Интеграция образовательных областей по задачам:

1.Образовательная область «Познавательное развитие»:

-        закрепить навыки прямого и обратного счёта

-        сравнивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность

-        развивать умение решать математические задачки

2.Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие:

-        формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

-        оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.; ^-Образовательная область «Речевое развитие»:

-        развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»

Этапы реализации проекта:

 I этап - организационный (сентябрь – октябрь 2018 – 2019 учебного года): − разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.

II этап – внедренческий, этап реализации проекта (ноябрь 2018 года – апрель 2019 года):

− осуществление мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;

− обновление содержания организационных форм, методов, педагогических технологий;

− вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;

III этап — рефлексивно – обобщающий (результативный) (май 2019 года): − реализация всех запланированных программ, мероприятий;

− анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;

− информационно – аналитическая деятельность;

− мониторинг эффективности проекта;

− обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.

Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформирован устойчивый интерес к занятиям математикой. Итоговое занятие: «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (старшая группа)

Материалы и оборудование:

Набор практического пособия дары Фрёбеля (14 модулей).

Комплект методических пособий по работе с игровым набором, карточки с методическими рекомендациями к играм. Презентация; видео-презентации;

настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», раскраски «Геометрические фигуры». Использование современных образовательных технологий:

игровая технология, здоровьесберегающая технология (физминутка); использование технологии «Дары Фрёбеля».

Методы и приемы.

1.        Словесные: беседа, постановка вопросов, пояснения, объяснения;

2.        Наглядные: просмотр презентации «Дары Фрёбеля», рассматривание дидактических пособий, предметов.

3.        Практические: показ способов действия с предметами, выполнение заданий, эксперимент, интерактивная игра.

4.        Игровой метод: совместные с воспитателем и индивидуальные игры с наборами «Дары Фрёбеля».

5.        Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля».

Заключение

Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям.

Развиты элементы логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста благодаря использованию  «Даров Фребеля».

 

Литература:

1.Ю. В. Карпова. В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

2.        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

3.        Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.

4.        Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.

5.        Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.

6.        Е. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до лет. Развиваем логику и мышление» РИПОЛ КЛАССИК XX! Век Москва 2010.

Перспективное планирование

игровой деятельности с использованием игрового пособии «Дары Фрёбеля».

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Вязаные мячики

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, закрепление пространственных представлений право, лево, верх, низ, сзади, спереди.

№ набора: 1

Домик для листика

Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку)

№ набора:3-5

Одень дерево

Цель: Учить из плоскостных фигур наряжают дерево

№ набора:7

Осенняя поляна

Цель Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму цвет и т.д

№ набора: 12

Октябрь

Мой дом мой город

Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме.

№ набора:7 9 8

Соберём урожай

Цель: Различать по цвету по форме на ощупь.

№ набора: 10 14

Что такое осень

Цель: Учить детей видеть основные цвета осени

№ набора: 1,10, 8, 7

Угадай по описанию

Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру

№ набора:2

Ноябрь

Чего не стало

Цель: Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме

№ набора: 7

В гости к белочке

Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны

№ набора: 7 8 10

В мире фигур

Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательноисследовательскую деятельность

№ набора:5 7

Сказочный человечек

Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер

№ набора:6 8 11

Декабрь

Едим, едим в гости

Цель: Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм

Волшебный мешочек

Цель: Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора,

Зимние фантазии

Цель: Учить детей составлять различные фигуры, развивать

Дворец Деда Мороза

Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая

№ набора:4 5 6 7

мышления, внимания № набора:5

фа н таз и ю воображе и и с № набора:8 9

базовые постройки № набора:3 4 5 6

Январь

Игра: «Тайные агенты».

Цель: физическое развитие, памяти, мышления, быстроты реакции

№ набора: 11

Игра: Красная шапочка

11ель: 11оддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе

№ набора: 5 6 1 7 8 9

В мире геометрических фигур

Цель:закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры

№ набора:2 7 8 9 11 14

Моя семья

Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение

№ набора:7 11 9

Февраль

Игра: Зеркало

Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира

№ набора: 8

Самолётная полоса

Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира(ориентация в пространстве)

№ набора: 5 6 7

Военная техника

Цель: Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук

№ набора: 7 8 10

Путешествие в страну Грамматику

Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова

№ набора: 10 8

Март

Большая стирка

Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализатора

№ набора: 7 8 9 10

\

Украшение для мамочки

Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять * задание по схеме

№ набора: 11

Чудесный мешочек

Цель: Закрепить объёмные

геометрические фигуры № набора: 11

Игра: Заюшкина избушка

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание

№ набора:2 3 4 5 7 8 9

Апрель

В мире задач

Цель: учить детей с помощью

Полёт на луну Цель: Учить подбирать

Накроем на стол Цель: Дать

В мир фантазии

| Цель: Умение создавать сложные

Приложение № 1

Конспект занятия

«Путешествие по лесу математических чудес»

с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

(старшая группа)

Провела: воспитатель Салопова В.А.

1. Интеграция образовательных областей по задачам

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закрепить навыки прямого и обратного счёта
  • развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
  • развивать умение решать математические задачки

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:

  • формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
  • оперировать понятиями «длинный – короткий», «больше», «меньше», «поровну»;

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»

2. Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, конструктивная, двигательная, восприятие всех видов искусств

3. Материалы и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», полоса ткани синего цвета, магнитная доска, картинки с изображением деревьев и зверей, конверт с письмом и заданиями Старичка - лесовичка; тетради по математике, цветные карандаши.

Ход:

Формы работы

Ожидаемый результат

Введение в занятие.

Тихо звучит музыка.. Воспитатель приглашает детей встать в круг и настроиться на работу. (психологическое упражнение «Цепочка дружбы»).

- Потрите ладони и почувствуйте тепло. Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи!

Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель показывает картинку «зайца», выложенного с помощью модулей игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Посмотрите, какой заяц к нам в гости забежал. Из каких геометрических фигур он состоит? Этот заяц приглашает нас в лес математических чудес. Но прежде чем отправиться в путь, давайте построимся.

Дети надевают медальоны и встают по порядку в соответствии с нумерацией.

Затем подходят к ленте синего цвета, разложенной на столе.

Воспитатель. Перед нами река, река какая? Как можно перебраться через эту водную преграду? Правильно, построить мост.

Дети подходят к столу с игровым набором «Дары Фрёбеля» и строят мост из модулей.

Воспитатель. Вот камешки (показывает пронумерованные кружочки из игрового набора) надо разложить их по порядку от 1 до 10.

Воспитатель. Посмотрите, в реке плавают всего 2 рыбки. (Указывает на рыбок на полосе ткани, выложенных из модулей игрового набора) Каждый из вас пустит в море свою рыбку.

Дети выкладывают рыбок из модулей игрового набора.

Воспитатель. Сколько рыбок плывут направо, сколько – налево. Сколько рыбок плывут направо, а сколько - налево? В какую сторону рыбок плывёт больше? (Ответы детей).

Динамическая пауза.

Воспитатель. Мы переправились через реку и вышли на опушку леса. Как здесь тихо: ветер не шумит, птицы не поют! Что это лежит на тропинке? (Поднимает конверт и достаёт письмо). «Ни пеший, ни конный в мой лес не пройдёт, пока на вопросы ответы не найдёт. Старичок - лесовичок».

* Воспитатель (читает задания)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Три пушистых белки

Играли в горелки.

Ещё одна к ним прибежала.

Сколько белок вместе стало?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Проводится игра «Что изменилось?»

Дети отворачиваются, воспитатель меняет местами картинки с изображением животных. Вызванный ребёнок должен сказать, как изменился порядок следования картинок. Остальные дети подтверждают его ответ.

Воспитатель. Подул холодный ветер. Давайте укроемся от него в домике Старика - лесовичка и выполним задания в тетрадях по математике.

Дети выполняют задания.

Воспитатель. Пора возвращаться. Снова перед нами река. Когда наступит зима, она покроется льдом. А пока постройте кораблики и пусть они плывут до детского сада.

Дети выкладывают кораблики из модулей игрового набора.

Рефлексивно – оценочный этап.

.

Создан психологический настрой и мотивационная готовность к участию в работе.






Различают из каких геометрических фигур составлено изображение.



Дети способны конструировать по собственному замыслу

Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает свои варианты.


Умеют считать до 10.


Проявляет воображение, фантазию в работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».



Игровое взаимодействие сопровождают речью.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями.









Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.








Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля" Формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование рекомендованно педагогам  средних и старших групп....

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование игровой деятельностис использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...

перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"

Игры для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умений сортировать, классифицировать; сравнивать; складывать; выполнять по образцу; составлять последовательности (логические цепочки); &m...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе совместной деятельности со взрослым...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе       совместной деятельности с взрослымЗадачи: Знакоми...