ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
проект по математике (старшая группа)
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных
задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logik-mat.dary_fryobelya.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 57 «Ладушки»
ПРОЕКТ
«Развитие логико-математического мышления
старших дошкольников
посредством дидактических игр
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Подготовила и провела: воспитатель 1 квалификационной категории
Салопова Валентина Александровна
г. о. Подольск
2019г.
Вил, тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Возрастная группа: старшая.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год (с 1.09.2018г. по 31.05.2019г.)
Пояснительная записка.
Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает
уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Актуальность.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 5-6 лет.
Свой выбор сделали по нескольким причинам. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать. логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.
Проблема: плохо развито логико-математическое мышление у старших дошкольников.
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных
задач.
Интеграция образовательных областей по задачам:
1.Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить навыки прямого и обратного счёта
- сравнивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность
- развивать умение решать математические задачки
2.Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие:
- формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.; ^-Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный (сентябрь – октябрь 2018 – 2019 учебного года): − разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.
II этап – внедренческий, этап реализации проекта (ноябрь 2018 года – апрель 2019 года):
− осуществление мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
− обновление содержания организационных форм, методов, педагогических технологий;
− вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
III этап — рефлексивно – обобщающий (результативный) (май 2019 года): − реализация всех запланированных программ, мероприятий;
− анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;
− информационно – аналитическая деятельность;
− мониторинг эффективности проекта;
− обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформирован устойчивый интерес к занятиям математикой. Итоговое занятие: «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (старшая группа)
Материалы и оборудование:
Набор практического пособия дары Фрёбеля (14 модулей).
Комплект методических пособий по работе с игровым набором, карточки с методическими рекомендациями к играм. Презентация; видео-презентации;
настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», раскраски «Геометрические фигуры». Использование современных образовательных технологий:
игровая технология, здоровьесберегающая технология (физминутка); использование технологии «Дары Фрёбеля».
Методы и приемы.
1. Словесные: беседа, постановка вопросов, пояснения, объяснения;
2. Наглядные: просмотр презентации «Дары Фрёбеля», рассматривание дидактических пособий, предметов.
3. Практические: показ способов действия с предметами, выполнение заданий, эксперимент, интерактивная игра.
4. Игровой метод: совместные с воспитателем и индивидуальные игры с наборами «Дары Фрёбеля».
5. Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля».
Заключение
Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям.
Развиты элементы логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста благодаря использованию «Даров Фребеля».
Литература:
1.Ю. В. Карпова. В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.
4. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.
5. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.
6. Е. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до лет. Развиваем логику и мышление» РИПОЛ КЛАССИК XX! Век Москва 2010.
Перспективное планирование
игровой деятельности с использованием игрового пособии «Дары Фрёбеля».
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Вязаные мячики Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, закрепление пространственных представлений право, лево, верх, низ, сзади, спереди. № набора: 1 | Домик для листика Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку) № набора:3-5 | Одень дерево Цель: Учить из плоскостных фигур наряжают дерево № набора:7 | Осенняя поляна Цель Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму цвет и т.д № набора: 12 |
Октябрь | Мой дом мой город Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме. № набора:7 9 8 | Соберём урожай Цель: Различать по цвету по форме на ощупь. № набора: 10 14 | Что такое осень Цель: Учить детей видеть основные цвета осени № набора: 1,10, 8, 7 | Угадай по описанию Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру № набора:2 |
Ноябрь | Чего не стало Цель: Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме № набора: 7 | В гости к белочке Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны № набора: 7 8 10 | В мире фигур Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательноисследовательскую деятельность № набора:5 7 | Сказочный человечек Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер № набора:6 8 11 |
Декабрь | Едим, едим в гости Цель: Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм | Волшебный мешочек Цель: Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора, | Зимние фантазии Цель: Учить детей составлять различные фигуры, развивать | Дворец Деда Мороза Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая |
№ набора:4 5 6 7 | мышления, внимания № набора:5 | фа н таз и ю воображе и и с № набора:8 9 | базовые постройки № набора:3 4 5 6 | |
Январь | Игра: «Тайные агенты». Цель: физическое развитие, памяти, мышления, быстроты реакции № набора: 11 | Игра: Красная шапочка 11ель: 11оддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе № набора: 5 6 1 7 8 9 | В мире геометрических фигур Цель:закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры № набора:2 7 8 9 11 14 | Моя семья Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение № набора:7 11 9 |
Февраль | Игра: Зеркало Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира № набора: 8 | Самолётная полоса Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира(ориентация в пространстве) № набора: 5 6 7 | Военная техника Цель: Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук № набора: 7 8 10 | Путешествие в страну Грамматику Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова № набора: 10 8 |
Март | Большая стирка Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализатора № набора: 7 8 9 10 \ | Украшение для мамочки Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять * задание по схеме № набора: 11 | Чудесный мешочек Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры № набора: 11 | Игра: Заюшкина избушка Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание № набора:2 3 4 5 7 8 9 |
Апрель | В мире задач Цель: учить детей с помощью | Полёт на луну Цель: Учить подбирать | Накроем на стол Цель: Дать | В мир фантазии | Цель: Умение создавать сложные |
Приложение № 1
Конспект занятия
«Путешествие по лесу математических чудес»
с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
(старшая группа)
Провела: воспитатель Салопова В.А.
1. Интеграция образовательных областей по задачам
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить навыки прямого и обратного счёта
- развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
- развивать умение решать математические задачки
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:
- формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- оперировать понятиями «длинный – короткий», «больше», «меньше», «поровну»;
Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
2. Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, конструктивная, двигательная, восприятие всех видов искусств
3. Материалы и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», полоса ткани синего цвета, магнитная доска, картинки с изображением деревьев и зверей, конверт с письмом и заданиями Старичка - лесовичка; тетради по математике, цветные карандаши.
Ход:
Формы работы | Ожидаемый результат |
Введение в занятие. Тихо звучит музыка.. Воспитатель приглашает детей встать в круг и настроиться на работу. (психологическое упражнение «Цепочка дружбы»). - Потрите ладони и почувствуйте тепло. Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи! Мотивационно – ориентировочный этап. Воспитатель показывает картинку «зайца», выложенного с помощью модулей игрового набора «Дары Фрёбеля». - Посмотрите, какой заяц к нам в гости забежал. Из каких геометрических фигур он состоит? Этот заяц приглашает нас в лес математических чудес. Но прежде чем отправиться в путь, давайте построимся. Дети надевают медальоны и встают по порядку в соответствии с нумерацией. Затем подходят к ленте синего цвета, разложенной на столе. Воспитатель. Перед нами река, река какая? Как можно перебраться через эту водную преграду? Правильно, построить мост. Дети подходят к столу с игровым набором «Дары Фрёбеля» и строят мост из модулей. Воспитатель. Вот камешки (показывает пронумерованные кружочки из игрового набора) надо разложить их по порядку от 1 до 10. Воспитатель. Посмотрите, в реке плавают всего 2 рыбки. (Указывает на рыбок на полосе ткани, выложенных из модулей игрового набора) Каждый из вас пустит в море свою рыбку. Дети выкладывают рыбок из модулей игрового набора. Воспитатель. Сколько рыбок плывут направо, сколько – налево. Сколько рыбок плывут направо, а сколько - налево? В какую сторону рыбок плывёт больше? (Ответы детей). Динамическая пауза. Воспитатель. Мы переправились через реку и вышли на опушку леса. Как здесь тихо: ветер не шумит, птицы не поют! Что это лежит на тропинке? (Поднимает конверт и достаёт письмо). «Ни пеший, ни конный в мой лес не пройдёт, пока на вопросы ответы не найдёт. Старичок - лесовичок». * Воспитатель (читает задания) Шесть веселых медвежат Три пушистых белки Играли в горелки. Ещё одна к ним прибежала. Сколько белок вместе стало? Дарит бабушка лисица Проводится игра «Что изменилось?» Дети отворачиваются, воспитатель меняет местами картинки с изображением животных. Вызванный ребёнок должен сказать, как изменился порядок следования картинок. Остальные дети подтверждают его ответ. Воспитатель. Подул холодный ветер. Давайте укроемся от него в домике Старика - лесовичка и выполним задания в тетрадях по математике. Дети выполняют задания. Воспитатель. Пора возвращаться. Снова перед нами река. Когда наступит зима, она покроется льдом. А пока постройте кораблики и пусть они плывут до детского сада. Дети выкладывают кораблики из модулей игрового набора. Рефлексивно – оценочный этап. . | Создан психологический настрой и мотивационная готовность к участию в работе. Различают из каких геометрических фигур составлено изображение. Дети способны конструировать по собственному замыслу Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает свои варианты. Умеют считать до 10. Проявляет воображение, фантазию в работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». Игровое взаимодействие сопровождают речью. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля" Формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование рекомендованно педагогам средних и старших групп....
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование игровой деятельностис использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...
перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"
Игры для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умений сортировать, классифицировать; сравнивать; складывать; выполнять по образцу; составлять последовательности (логические цепочки); &m...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе совместной деятельности со взрослым...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе совместной деятельности с взрослымЗадачи: Знакоми...