Главные вкладки

    ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
    проект по математике (старшая группа)

    Салопова Валентина Александровна

    Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.

    Задачи:

    Образовательные:

    -        учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

    -        закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

    -        закрепить навыки прямого и обратного счёта.

    Воспитательные:

     - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.

    Развивающие:

    -        развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

    -        развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    -        развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных

    задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_logik-mat.dary_fryobelya.docx29.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
    детский сад № 57 «Ладушки»

    ПРОЕКТ

    «Развитие логико-математического мышления

    старших дошкольников

    посредством дидактических игр

    с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Подготовила и провела: воспитатель 1 квалификационной категории

     Салопова Валентина Александровна

    г. о. Подольск
    2019г.

    Вил, тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

    Возрастная группа: старшая.

    Участники проекта: дети, педагоги, родители.

    Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год (с 1.09.2018г. по 31.05.2019г.)

    Пояснительная записка.

    Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.        Математика обладает

    уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

    Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

    Актуальность.

    Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 5-6 лет.

    Свой выбор сделали по нескольким причинам. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать. логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний.

    Проблема: плохо развито логико-математическое мышление у старших дошкольников.

    Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.

    Задачи:

    Образовательные:

    -        учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;

    -        закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

    -        закрепить навыки прямого и обратного счёта.

    Воспитательные:

     - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим Ш знаниям.

    Развивающие:

    -        развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

    -        развивать фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    -        развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных

    задач.

    Интеграция образовательных областей по задачам:

    1.Образовательная область «Познавательное развитие»:

    -        закрепить навыки прямого и обратного счёта

    -        сравнивать познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность

    -        развивать умение решать математические задачки

    2.Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие:

    -        формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

    -        оперировать понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол», «центр листа» и тд.; ^-Образовательная область «Речевое развитие»:

    -        развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»

    Этапы реализации проекта:

     I этап - организационный (сентябрь – октябрь 2018 – 2019 учебного года): − разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.

    II этап – внедренческий, этап реализации проекта (ноябрь 2018 года – апрель 2019 года):

    − осуществление мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;

    − обновление содержания организационных форм, методов, педагогических технологий;

    − вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;

    III этап — рефлексивно – обобщающий (результативный) (май 2019 года): − реализация всех запланированных программ, мероприятий;

    − анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;

    − информационно – аналитическая деятельность;

    − мониторинг эффективности проекта;

    − обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.

    Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформирован устойчивый интерес к занятиям математикой. Итоговое занятие: «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (старшая группа)

    Материалы и оборудование:

    Набор практического пособия дары Фрёбеля (14 модулей).

    Комплект методических пособий по работе с игровым набором, карточки с методическими рекомендациями к играм. Презентация; видео-презентации;

    настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», раскраски «Геометрические фигуры». Использование современных образовательных технологий:

    игровая технология, здоровьесберегающая технология (физминутка); использование технологии «Дары Фрёбеля».

    Методы и приемы.

    1.        Словесные: беседа, постановка вопросов, пояснения, объяснения;

    2.        Наглядные: просмотр презентации «Дары Фрёбеля», рассматривание дидактических пособий, предметов.

    3.        Практические: показ способов действия с предметами, выполнение заданий, эксперимент, интерактивная игра.

    4.        Игровой метод: совместные с воспитателем и индивидуальные игры с наборами «Дары Фрёбеля».

    5.        Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

    Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля».

    Заключение

    Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям.

    Развиты элементы логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста благодаря использованию  «Даров Фребеля».

     

    Литература:

    1.Ю. В. Карпова. В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

    2.        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

    3.        Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.

    4.        Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.

    5.        Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.

    6.        Е. Черенкова «Лучшие задачки для детей от 3 до лет. Развиваем логику и мышление» РИПОЛ КЛАССИК XX! Век Москва 2010.

    Перспективное планирование

    игровой деятельности с использованием игрового пособии «Дары Фрёбеля».

    Месяц

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Сентябрь

    Вязаные мячики

    Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, закрепление пространственных представлений право, лево, верх, низ, сзади, спереди.

    № набора: 1

    Домик для листика

    Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку)

    № набора:3-5

    Одень дерево

    Цель: Учить из плоскостных фигур наряжают дерево

    № набора:7

    Осенняя поляна

    Цель Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму цвет и т.д

    № набора: 12

    Октябрь

    Мой дом мой город

    Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме.

    № набора:7 9 8

    Соберём урожай

    Цель: Различать по цвету по форме на ощупь.

    № набора: 10 14

    Что такое осень

    Цель: Учить детей видеть основные цвета осени

    № набора: 1,10, 8, 7

    Угадай по описанию

    Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру

    № набора:2

    Ноябрь

    Чего не стало

    Цель: Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме

    № набора: 7

    В гости к белочке

    Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны

    № набора: 7 8 10

    В мире фигур

    Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательноисследовательскую деятельность

    № набора:5 7

    Сказочный человечек

    Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер

    № набора:6 8 11

    Декабрь

    Едим, едим в гости

    Цель: Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм

    Волшебный мешочек

    Цель: Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора,

    Зимние фантазии

    Цель: Учить детей составлять различные фигуры, развивать

    Дворец Деда Мороза

    Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая

    № набора:4 5 6 7

    мышления, внимания № набора:5

    фа н таз и ю воображе и и с № набора:8 9

    базовые постройки № набора:3 4 5 6

    Январь

    Игра: «Тайные агенты».

    Цель: физическое развитие, памяти, мышления, быстроты реакции

    № набора: 11

    Игра: Красная шапочка

    11ель: 11оддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе

    № набора: 5 6 1 7 8 9

    В мире геометрических фигур

    Цель:закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры

    № набора:2 7 8 9 11 14

    Моя семья

    Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение

    № набора:7 11 9

    Февраль

    Игра: Зеркало

    Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира

    № набора: 8

    Самолётная полоса

    Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира(ориентация в пространстве)

    № набора: 5 6 7

    Военная техника

    Цель: Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук

    № набора: 7 8 10

    Путешествие в страну Грамматику

    Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова

    № набора: 10 8

    Март

    Большая стирка

    Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализатора

    № набора: 7 8 9 10

    \

    Украшение для мамочки

    Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять * задание по схеме

    № набора: 11

    Чудесный мешочек

    Цель: Закрепить объёмные

    геометрические фигуры № набора: 11

    Игра: Заюшкина избушка

    Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание

    № набора:2 3 4 5 7 8 9

    Апрель

    В мире задач

    Цель: учить детей с помощью

    Полёт на луну Цель: Учить подбирать

    Накроем на стол Цель: Дать

    В мир фантазии

    | Цель: Умение создавать сложные

    Приложение № 1

    Конспект занятия

    «Путешествие по лесу математических чудес»

    с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

    (старшая группа)

    Провела: воспитатель Салопова В.А.

    1. Интеграция образовательных областей по задачам

    Образовательная область «Познавательное развитие»:

    • закрепить навыки прямого и обратного счёта
    • развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
    • развивать умение решать математические задачки

    Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:

    • формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
    • оперировать понятиями «длинный – короткий», «больше», «меньше», «поровну»;

    Образовательная область «Речевое развитие»:

    • развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»

    2. Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, конструктивная, двигательная, восприятие всех видов искусств

    3. Материалы и оборудование: игровой набор «Дары Фрёбеля», полоса ткани синего цвета, магнитная доска, картинки с изображением деревьев и зверей, конверт с письмом и заданиями Старичка - лесовичка; тетради по математике, цветные карандаши.

    Ход:

    Формы работы

    Ожидаемый результат

    Введение в занятие.

    Тихо звучит музыка.. Воспитатель приглашает детей встать в круг и настроиться на работу. (психологическое упражнение «Цепочка дружбы»).

    - Потрите ладони и почувствуйте тепло. Представьте, что у вас между ладошек маленький шарик, давайте покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи!

    Мотивационно – ориентировочный этап.

    Воспитатель показывает картинку «зайца», выложенного с помощью модулей игрового набора «Дары Фрёбеля».

    - Посмотрите, какой заяц к нам в гости забежал. Из каких геометрических фигур он состоит? Этот заяц приглашает нас в лес математических чудес. Но прежде чем отправиться в путь, давайте построимся.

    Дети надевают медальоны и встают по порядку в соответствии с нумерацией.

    Затем подходят к ленте синего цвета, разложенной на столе.

    Воспитатель. Перед нами река, река какая? Как можно перебраться через эту водную преграду? Правильно, построить мост.

    Дети подходят к столу с игровым набором «Дары Фрёбеля» и строят мост из модулей.

    Воспитатель. Вот камешки (показывает пронумерованные кружочки из игрового набора) надо разложить их по порядку от 1 до 10.

    Воспитатель. Посмотрите, в реке плавают всего 2 рыбки. (Указывает на рыбок на полосе ткани, выложенных из модулей игрового набора) Каждый из вас пустит в море свою рыбку.

    Дети выкладывают рыбок из модулей игрового набора.

    Воспитатель. Сколько рыбок плывут направо, сколько – налево. Сколько рыбок плывут направо, а сколько - налево? В какую сторону рыбок плывёт больше? (Ответы детей).

    Динамическая пауза.

    Воспитатель. Мы переправились через реку и вышли на опушку леса. Как здесь тихо: ветер не шумит, птицы не поют! Что это лежит на тропинке? (Поднимает конверт и достаёт письмо). «Ни пеший, ни конный в мой лес не пройдёт, пока на вопросы ответы не найдёт. Старичок - лесовичок».

    * Воспитатель (читает задания)

    Шесть веселых медвежат
    За малиной в лес спешат
    Но один из них устал,
    А теперь ответ найди:
    Сколько мишек впереди?

    Три пушистых белки

    Играли в горелки.

    Ещё одна к ним прибежала.

    Сколько белок вместе стало?

    Дарит бабушка лисица
    Трём внучатам рукавицы:
    "Это вам на зиму, внуки,
    рукавичек по две штуки.
    Берегите, не теряйте,
    Сколько всех, пересчитайте!"

    Проводится игра «Что изменилось?»

    Дети отворачиваются, воспитатель меняет местами картинки с изображением животных. Вызванный ребёнок должен сказать, как изменился порядок следования картинок. Остальные дети подтверждают его ответ.

    Воспитатель. Подул холодный ветер. Давайте укроемся от него в домике Старика - лесовичка и выполним задания в тетрадях по математике.

    Дети выполняют задания.

    Воспитатель. Пора возвращаться. Снова перед нами река. Когда наступит зима, она покроется льдом. А пока постройте кораблики и пусть они плывут до детского сада.

    Дети выкладывают кораблики из модулей игрового набора.

    Рефлексивно – оценочный этап.

    .

    Создан психологический настрой и мотивационная готовность к участию в работе.






    Различают из каких геометрических фигур составлено изображение.



    Дети способны конструировать по собственному замыслу

    Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает свои варианты.


    Умеют считать до 10.


    Проявляет воображение, фантазию в работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».



    Игровое взаимодействие сопровождают речью.

    Владеет соответствующими возрасту основными движениями.









    Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.








    Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях...

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля" Формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр на мышление...

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Перспективное планирование рекомендованно педагогам  средних и старших групп....

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Перспективное планирование игровой деятельностис использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...

    перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"

    Игры для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умений сортировать, классифицировать; сравнивать; складывать; выполнять по образцу; составлять последовательности (логические цепочки); &m...

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе совместной деятельности со взрослым...

    Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

    Цель: Развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в процессе       совместной деятельности с взрослымЗадачи: Знакоми...