Сюжетно-ролевые игры как средство активизации математического словаря детей 5-6 лет
статья по математике (старшая группа) на тему

Грауслис Нина Николаевна

Дошкольный  возраст « шестой год жизни», по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является благоприятным для активного  развития речи  и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психологические процессы,  которые лежат  в основе  успешного усвоения ребёнком учебной программы в будущем.  Этот дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни - этап поступления в школу. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов  к развивающему обучению, у него появляется желание учиться: он уже может  и хочет заниматься.  Но основной деятельностью дошкольника является игра.  Ее недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskogo_slovarya_v_protsesse_syuzhetno.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ В  ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые[7].

 Мы считаем, что эффективным средством решения всех перечисленных задач являются сюжетно - ролевые игры, в частности игры, описанные Смоленцевым А.А. в пособии…. Ниже представлена таблица, в которой отражён анализ этих игр с позиции активизации математического словаря ребёнка.

 Таблица

игра

уровень понимания

уровень активного словоупотребление

слова

словосочетание

слова

словосочетание

магазин

шесть

семь восемь девять десять рубль сдача число

какая форма квадратная треугольная круглая

один два три четыре пять круг квадрат

мебельная мастерская

мерка короткая-длинная измерить

уложилась по длине

одинаковые маленькая-большая

зоопарк

сколько? ряд

больше или меньше?

число

почта

Утро разложить предмет

Нужно разложложитьт в первую очередь

Много сколько,

Квартира девять и десять квартира семь и восемь

Подготовка к открытию детского сада

Размер штука

Семь штук, на

Сколько?

Семь больших и семь маленьких сколько надо?

Бензозаправочная станция

Литр ,цифра

Сколько всего?

Семь восемь

А сколько больше? Сколько всего?

Кондитерская фабрика

Отбор, по- другому минута

Составление числа

цифра

Сколько кофет?

Путешествие в дальние страны

Пространство счёт

Через десять минут

Шесть десять

А сколько?

молочная ферма

Мерка время результат величина

Как много? Снова мерием  одинаковые

Пять девять больше

Сюжетно-ролевая игра, применяемая в ДОУ, используется как метод воспитания и    развития дошкольников.   Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в ДОУ могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, Л. И. Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр ( в том числе и сюжетно-ролевых) в обучении детей математике. Правильное употребление математических терминов является показателем освоенности полученных знаний.

В процессе игры создаются благоприятные условия для развития речи ребёнка, обогащения его словарного запаса, в том числе и математического словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...

Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В...

Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»

Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры  как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математическо...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...