Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группе: «На помощь шахматному королю»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Максимова Анна Геннадьевна

Задачи которые решает педагог:

1.     Побуждать понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закрепить умение решать арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи.

2.     Закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками ; закреплять знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев; умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3.     Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, воображение, способность к формированию мыслительных операций.

4.     Формировать навык самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

5.     Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_pomoshch_shahmatnomu_korolyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

    

Конспект занятия по математике для детей  подготовительной  к школе группе: «На помощь шахматному королю»

Выполнила: воспитатель первой категории Максимова Анна Геннадьевна

Задачи:

  1. Побуждать понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закрепить умение решать арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи.
  2. Закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками ; закреплять знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев; умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, воображение, способность к формированию мыслительных операций.
  4. Формировать навык самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  5. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материалы:

Ход занятия.

Воспитатель.

Ребята сегодня у нас необычное занятие. К нам за помощью обратился шахматный король. Вы знаете, что в шахматах король самая главная фигура, но и самая беззащитная. Шахматы не хотят возвращаться на игровое поле пока король не выполнит все задания. Он просит помочь ему. Поможем?

А за каждое выполненное задание король будет дарить нам по одной букве, чтобы мы смогли сложить из него слово.

Мы знаем с вами, что математика очень важная и нужная наука.

Давайте повторим правила поведение на математике.

Ты сиди за партой стройно и веди себя........ (достойно)

Парта - это не кровать и на ней нельзя..........(лежать)

Ответить хочешь - не шуми, а только руку...........(подними)

Минутка для отдыха.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Теперь приступим к нашим заданиям.

Задание 1.

Какие знаки нужно поставить между цифрами?

10…1; 14…12; 15…1;

6…16; 12…15; 11…13;

Воспитатель: Молодцы справились с заданием  и  получаем букву «С»

2.Задание математический диктант.

-одна клетка в право; три клетки вниз; одна клетка в лево; две клетки вверх; одна клетка в лево; две клетки вниз, одна клетка в лево; три клетки вверх; две клетки в право. Какую букву мы получили? Правильно, букву «П» и король дарит нам эту букву.

Минутка для отдыха.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

3. Задание. Решить задачу.

Но сначала давайте вспомним из каких частей состоит задача.

-условие;

-вопрос;

-решение;

-ответ;        

А вот и задача. На шахматном поле стояло две ладьи, поставили два коня, а потом ещё два офицера. Сколько фигур стало на шахматном поле?

Давайте повторим условие задачи. Было сколько фигур? Поставили сначала сколько фигур? И ещё сколько? Сколько стало фигур? А теперь давайте запишем решение на доске и в тетради. Молодцы. Король дарит нам ещё одну букву. Это буква «А»

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
4. Геометрические фигуры.

Посмотрите на шахматное поле. Из каких фигур оно состоит. Правильно из квадратов. Сколько квадратов в первом ряду шахматного поля? Правильно восемь. Разложите счётные палочки на столе как в первом ряду шахматного поля. Сколько квадратов получилось? (8). Из каких геометрических фигур можно сложить пешку? Сложите. Ладью. Ферзя.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) прибавьте к ней ещё 2 полочки какую фигуру получили. Ромб..2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

Молодцы и король дарит нам ещё одну букву «С»

5. Задание «Подумай и ответь»
•  Какой день недели сегодня?
• Какой был вчера?
• Сколько выходных дней? Назовите их.
• Какой день недели будет завтра?

Воспитатель. Молодцы! Видишь король, какие наши дети сообразительные, не зря ты к нам обратился за помощью. И следующая буква «И».

Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Переходим к следующему заданию.

6. Задание. Расставь фигуры.

У вас у всех есть шахматные поля. Мы знаем, чтобы играть нужно расположить доску так, чтобы белое угловое поле было по правую руку от вас. Шахматная доска состоит из горизонталей (проведите пальчиком) вертикалей и диагоналей. А теперь поставьте в правом верхнем углу ладью. В нижнем левом углу коня . По середине поля королеву. Из каких геометрических фигур можно сложить пешку? Сложите. Ладью. Ферзя.

А теперь король предлагает нам поиграть в игру.

Игра " Волшебный мешочек"

Дети по очереди ощупывают предмет в "волшебном" мешочке, называют его и ставят на стол. Сколько всего предметов? Как назвать одним словом ? Какая фигура стоит треьей? пятой? Какими по счету стоят: ферзь, ладья? Какая фигура первая, последняя? Какая фигура стоит между пешкой и конём? Какая фигура стоит за ладьёй?

Воспитатель. Молодцы. И мы получаем ещё одну букву «Б»

7.Задание . Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ , вы получите один смайлик.)
1.     Как ходит пешка?  (только вперед)
2.     Как бьёт пешка?  (наискосок)
3.     Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4.     Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?   ( Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5.     Где стоят ладьи на доске до начала игры?  ( по краям)
6.     Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)
7.     Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?  ( белопольные  и чернопольные)
8.     Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9.     Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11.     Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».

Воспитатель. Молодцы и король дарит нам последнюю букву «О». Давайте, посмотрим, что за слово у нас получилось? 
Дети. (Читают) «СПАСИБО»
Воспитатель. Это король благодарит нас за помощь . Я тоже хотела вам сказать спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились на занятии. А какие мы с вами сегодня выполняли задания?


1.Зания со знаками больше и меньше

2.Математический диктант.

3.Решить задачу.

4. Построили из палочек шахматное поле. Какие мы использовали геометрические фигуры? Правильно квадрат.

6 Ориентировка в пространстве..Расставь фигуры. И собери фигуры. Игра «Волшебный мешочек»

7. Вопросы из шахматной копилки.

Сюрпризный момент.

И в заключении нашего занятия король хочет наградить вас особыми медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Письма королевы Математики»

Программное содержание: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учит...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект занятия по математике. Подготовительная к школе группа

Конспект занятия по математике.Подготовительная к школе группа...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Гость из страны Математика»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, продолжать формировать геометрические представления, продолжать учить ориентироваться в пространстве; закреплять умение сравнивать, закрепить зна...

Комплексное занятие с детьми подготовительной к школе группы. «На помощь Незнайке»

В данном материале интегрированы направления развития ФГОС ДО : социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое и физическое развитие....

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы "Решение арифметических задач с помощью флексагона"

Цель:  воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, учить соблюдать определённые правила и последовательность действий.  Задачи: -учить детей решать задачи, находя ответ с помощью фле...