Конспекты занятий по математике у детей подготовительной группы тетрад "Игралочка. Ступенька к школе Часть 4 (1)"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

В данных конспектах рассматриваются следущие цели:

-Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи, взаимосвязи между частью и целым.

-Тренировать умение ориентироваться в пространстве (справа – слева), действовать по алгоритму и выражать выполненные шаги в речи.

- Сформировать опыт самопроверки по образцу, первичный опыт осмысления собственной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

Тип занятия: Тренировочный

Тема: «Повторение» Стр.1.

Цель:

- повторить формы геометрических фигур, свойства предметов, способы их символического обозначения, тренировать умение понимать и использовать символы;

- актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в столбце.

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Дети сидят за столами.

-Оказываете вы кому - либо помощь?

-Кому и чем вы помогаете?

Воспитатель:

- В соседний магазин завезли товар, на каждый привезённый предмет в магазине нужно прикрепить табличку, которая рассказывает всё об этом предмете. Продавцы просят помочь им в этом деле.

- Хотите оказать помощь?

- Сможете прикрепить таблички к товарам?

2. Игровая деятельность.

Работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе ч.4 (1)

Дидактические задачи:

- повторить формы геометрических фигур, свойства предметов, способы их символического обозначения, тренировать умение понимать и использовать символы;

- формировать опыт самопроверки по образцу.

№1.стр. 1

«Прикрепи к фигурам подходящие карточки. Запиши свойства оставшихся фигур на свободных карточках»

Воспитатель:

- Предлагаю вам рассмотреть новый товар.

- Как можно одним словом назвать то, что завезли в магазин? (Геометрические фигуры)

- Какими свойствами обладают эти фигуры? (Форма, размер, цвет.)

Воспитатель:

- Часть табличек уже приготовили и их нужно прикрепить к нужному товару. Для этого надо провести линию от таблички к нужной  геометрической фигуре.

Дети работают самостоятельно. Для проверки воспитатель вывешивает на доску образец.

- Сколько предметов осталось без таблички? (4)

Воспитатель:

- Прикрепите к оставшимся фигурам пустые таблички и заполните их, то есть напишите с помощью символов все свойства фигуры.

Для проверки воспитатель вывешивает на доску образцы.

3.Физразминка. «Велосипед»

Дидактические задачи:

- Организовать активный отдых детей, тренировать выразительные движения тела. Умение имитировать движения велосипедиста.

Воспитатель:

- Слышали ли вы такое выражение6 «Сделал дело - гуляй смело»?

- Как вы это понимаете?

Выслушиваются все ответы детей.

- Вы хорошо поработали, предлагаю вам покататься на велосипеде.

Дети ложатся на ковёр на спину и крутят «педали».

Воспитатель:

- Дорога идёт в гору (дети крутят ногами медленно, напрягаясь)

- Дорога идёт по ровной местности (дети крутят ногами  немного быстрее и равномерно)

- Дорога пошла под уклон (дети крутят ногами всё быстрее и быстрее)

- Упали!

4.Работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч.4 стр. 1.

Дидактические задачи:

- Актуализировать устный счёт до 5, представления о таблице, строке, столбце; умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;

-Формировать опыт самопроверки по образцу.

№ 2 стр. 1  

«Подбери подходящую заплатку. Обозначь символами строчки и столбики»

Воспитатель:

- При падении с велосипеда произошла неприятность – порвалась одежда.

- Что нужно сделать? (починить)

- Что для этого нужно? (рассуждая, дети под руководством воспитателя приходят к выводу, что нужны кусочки такого же цвета, как порванная одежда, и такой же формы, как образовавшаяся дырка)

- Кто у вас дома выполняет подобную работу?

- Хотите эту работу сделать сами?

- Сможете починить одежду?

Воспитатель:

- Давайте рассмотрим шкатулку (таблицу) в которой находятся различные кусочки ткани.

- На что похожа шкатулка? (на таблицу)

- Сколько в это таблице строк и сколько столбцов? (5 строк, 5 столбцов)

- Какой формы и какого цвета заплатка понадобиться для красных шорт? (круглая, красная)

- В какой строке и в каком столбце находится заплатка для голубого платья (красных шорт, жёлтой юбки, зелёных брюк, жёлтой куртки и т.д.) (в пятой строке и во втором столбце и т.д.)

Воспитатель:

- Обозначьте строки и столбцы, чтобы в последствии лоскутки в шкатулке всегда находились в порядке.

- Какие фигуры находятся в первой строке? (зелёные)

- Как вы обозначите цвет? (цветным пятном)

- Какие фигуры находятся в первом столбце? (круги)

- что вы нарисуете над первым столбцом? (круг)

Дети выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу.

Воспитатель:

- Какое общее свойство у фигур, расположенных в первой строке (втором столбце, третьей строке, пятой строке, четвёртом столбце)?

Итог занятия:

Дидактические задачи:

- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель:

- Где вы сегодня побывали?

- Кому вы помогли и чем?

- Какие знания и умения вам в этом помогли?

- Есть такая русская поговорка «Уменье везде найдёт примененье»

- Как вы её понимаете?

- Молодцы!

     Большой предмет

    Маленький предмет

Конспект занятия по математики в подготовительной группе по теме: «Повторение»

Занятие №2

Цель:

- Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым.

- Актуализировать умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и решать простейшие задачи на сложение и вычитание, обосновывать решение, используя связь между целым и частью.

- Повторить основные способы преодоления затруднений, закрепить умение их применять.

- Формировать опыт самопроверки по образцу.

Материалы к занятию:

1.Образцы выполнения задания 1.

2.Образец выполнения задания.

Ход занятия:

Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:  

- Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

- Как вы думаете надо ли человеку учиться?

- Зачем это нужно?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно. Учиться надо для того, чтобы свои знания и умения применять в жизни.

Воспитатель:

- В одной сказочной стране случилось несчастье: злой волшебник унёс дочку короля и спрятал её. Король созвал своих мудрецов, и те сказали, что отыскать принцессу может только тот, кто много знает и умеет.

- Хотите найти принцессу  и порадовать короля?

- Сможете?

Игровая деятельность.

1.Работа в тетради  «Игралочка-  ступенька к школе» ч.4 (1)

Дидактические задачи:

- Повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями с мешками и действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым.

- Сформировать опыт самопроверки по образцу.

Воспитатель:

- У мудрецов есть волшебная книга, в которой написано всё и обо всём. Написано там и где спрятана принцесса. Но для того, чтобы воспользоваться этой книгой, надо потрудиться и выполнить задание.

№ 1 стр.3.

«Разбей фигуры на числа и составь равенство. Проведи линии.

В числовых равенствах подчеркни части и целое» (см. тетрадь.)

- что интересного в равенствах? (у них одинаковые части и целое)

Воспитатель:

- Посмотрите, книга закрыта. Для того чтобы книга открылась, надо выполнить задание.

- Рассмотрим круги, расположенные на рисунке.

- По какому признаку можно разделить круги? (по цвету)

Дети проводят линию – делят круги по цвету.

Воспитатель:

- Давайте составим все возможные равенства для этого разделения.

- Какое равенство на сложение можно составить? (дети проговаривают например, что к двум жёлтым кругам надо прибавить один синий круг, а затем зарисовывают «камешки» в мешки)

- Какое получится число? (два жёлтых круга и один синий круг)

Дети зарисовывают фигуры, после чего воспитатель помещает, на доску образец, выполнения задания и дети проверяют свою работу по образцу.

Воспитатель:

- Как по - другому можно выполнить сложение? (можно части поменять местами, целое при этом не изменится)

Дети выполняют сложение, после чего проверяют себя  по образцу.

- Что должно лежать в большом мешке при вычитании? (целое – все фигуры)

Дети зарисовывают в большие мешки.

- Какую часть фигур возьмём сначала? (например, жёлтые круги)

- Какая часть фигур останется? (синий круг)

- Сделайте рисунок.

После выполнения задания дети проверяют его по образцу.

Воспитатель:

- Как ещё можно выполнить вычитание? (можно от целого отнять другую часть, т.е. синий круг)

- Что останется? (останется другая часть – два жёлтых круга)

Дети делают рисунок, А затем проверяют себя по образцу.

Воспитатель:

- Ребята, давайте соединим мешки с подходящими равенствами.

- С каким равенством вы соедините первую строчку? (2+1=3.)

- Что в этом равенстве является целым (3)

- Обведите его.

-Что в этом равенстве является частями? (1 и 2)

- Подчеркните их.

Воспитатель:

- Во всех числовых равенствах, обведите целое и подчеркните части.

Для проверки правильности выполнения задания  всеми детьми воспитатель записывает на доске равенства.

Итог:  Молодцы. Все справились с заданием.

2.Работа в тетради «Игралочка - ступенька к школе» ч.4 (1)

Дидактические задачи:

- Уточнить представления о строках и столбцах таблицы.

- Сформировать опыт самопроверки по образцу.

№2 стр.3

«Нарисуй недостающий ключ»

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

- Для того чтобы попасть в замок, надо подобрать ключ.

- Давайте рассмотрим ключи.

Воспитатель:

- Чем отличаются ключи в первой (второй) строке? (формой головки, формой отверстия, формой хвостика)

- В третье строке ключи должны отличатся по этим же признакам.

Самостоятельная деятельность детей. После выполнения задания всеми детьми, воспитатель вывешивает на доску рисунок ключа.

Воспитатель:

- Кто выполнил задание правильно?

- Кто ошибся?

Детей, которые ошиблись, воспитатель просит рассказать, как они выполняли это занятие.

Воспитатель помогает детям вопросами, например:

- Чем отличаются ключи, находящиеся в первой строке? (формой головки.)

Дети называют форму слева на право: квадрат, круг, треугольник. Во второй строке  дети называют форму головки в том же порядке, показывая её: треугольник, квадрат, круг. В третьей строке должны быть ключи с точно такими же головками. Не хватает ключа с квадратной  головкой.

Аналогично рассматривается отверстие ключа и его хвостик.

Итог: Замок открыт, принцесса спасена. Молодцы.

Итог занятия:

Дидактические задачи: сформировать  первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

- Где вы сегодня побывали?

- Чем вы помогли королю?

- Молодцы!

- Какие знания вам помогли открыть книгу, подобрать ключ?

Конспект занятия по математики в подготовительной группе по теме: «Повторение»

Занятие №3

Цель:

-Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи, взаимосвязи между частью и целым.

-Тренировать умение ориентироваться в пространстве (справа – слева), действовать по алгоритму и выражать выполненные шаги в речи.

- Сформировать опыт самопроверки по образцу, первичный опыт осмысления собственной деятельности.

Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч.4(1) стр5. Задание №1

Дидактические задачи:

- уточнить представления детей о сложении как объединении групп предметов, способе записи сложения с помощью знака «+»;

- тренировать умение действовать по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги;

- формировать первичный опыт самопроверки по образцу.

Ход занятия:

Воспитатель:

- В какие магазины вы ходите с родителями? (ответы детей)

- Давайте представим, что мы оказались в овощном магазине.

- Чем расплачиваются за купленный товар в настоящих  магазинах? (деньгами)

- Как называются деньги, которыми мы пользуемся? (рубли)

- В нашем необычном магазине деньгами являются листики.

- Как в настоящих магазинах узнают о стоимости товара? (на товарах есть ценники)

Воспитатель:

- Обратите внимание на ряд листиков расположенных рядом с каждым овощем – это ценники.

- Давайте представим, что в магазин зашла старушка. Она забыла дома очки и просит вас ответить на вопрос:

1.Сколько стоит помидор? (один жёлтый и два зелёных листика)

2. Сколько стоит морковь? (один зелёный и один жёлтый листик) и т.д.

Воспитатель:

- Старушка просит вас помочь ей узнать, сколько придётся ей заплатить за покупку.

Первое задание дети выполняют с комментированием:

«Кабачок стоит 2 зелёных листика, морковь стоит 1 зелёный и 1 жёлтый листик. Чтобы узнать, сколько стоит вся покупка, надо сложить 2 зелёных листика и 1 зелёный и 1 жёлтый листик. Рисуем в первом мешке 2 зелёных листика, во втором мешке – 1 зелёный 1 жёлтый листик. Ставим между мешками знак «+». Вся покупка  стоит 3 зелёных листика и 1 жёлтый листик – рисуем их в большом мешке»

Следующие задания дети выполняют самостоятельно. Для проверки воспитатель помещает на доске верные решения.

Воспитатель:

- Как вы будете осуществлять проверку?

Дети с помощью воспитателя проговаривают:

«Внимательно смотрим, что нарисовано в образце в первом мешке и в первом мешке в тетрадях, затем так же поверяем второй и третий мешок. Если находим ошибку, исправляем её. Далее переходим к проверке второй строчки»  и т.д.

Воспитатель:

- Кто сделал задание правильно?

- Кто ошибся?

Если кто - то из детей допустил ошибку, воспитатель просит рассказать, как он выполнял задание.

Воспитатель:

- Старушка благодарит вас.

Игра «Дорога домой»

Дидактические задачи:

- организовать активный отдых детей.

Воспитатель:

- Много ли овощей купила старушка?

- Как вы думаете, что нужно сделать?

Обсуждая ситуацию, дети приходят к выводу, что нужно помочь пожилому человеку донести сумку до дома.

Дети несут сумку обходят лужу (стул), перекладывают сумку в другую руку и т.п.

Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч.4(1) стр5. Задание № 2

Дидактические задачи:

- закрепить представления о смысле сложения и вычитания, способе их записи, взаимосвязи между частью и целым;

- сформировать опыт самопроверки по образцу.

«Используя данные из задания 1, определи, сколько  листиков останется в кошельке после покупки».

Воспитатель:

- В этом же магазине делала покупки Таня. Таня просит вас помочь проверить, правильно ли ей сдали сдачу.

- Хотите ей помочь?

- Сможете проверить правильность расчётов?

Воспитатель:

- Посмотрите на картинку – это Танин кошелёк с деньгами. Таня купила помидор.

- Сколько Таня за него заплатила?(1 жёлтый и 2 зелёных листика)

- Надо узнать, сколько листиков осталось в кошельке

- Что нам нужно найти – часть или целое? (нужно найти часть)

- Как можно найти часть?(надо от целого отнять известную часть)

- Чему равно целое? (3 зелёных и 3 жёлтых листочка)

- Чему равна известная часть? (1 жёлтый и 2 зелёных листика)

- Что вы нарисуете в большом мешке? (3 зелёных и 3 жёлтых листика)

- Что вы нарисуете в маленьком мешке? (1жёлтый и 2 зелёных листика)

- Какой знак поставите между мешками? (знак «- «)

- Что у вас останется в результате вычитания? (1 зелёный и 2 жёлтых листика)

Дети делают рисунок, после проверяют себя по образцу, который воспитатель помещает на доске.

Следующее задание дети выполняют самостоятельно, затем проверяют себя по образцу.

Итог:

Дидактические задачи:

- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

- Что вы сегодня полезного сделали?

-Какие знания позволили вам правильно посчитать деньги в магазине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы : "Полёт в космическое пространство" "

Конспект занятия включает в себя разные задания для детей.1.Порядковый и обратный счёт до10.2.Закрепление знаний времён года  и изменения присущие каждому времени года.3.Решение задач.4.Знание ге...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы "Зашифрованная карта".

Данное занятие проводится в форме путешествие по участку детского сада с детьми подготовительной группы. В ходе работы педагог знакомит детей с ориентированием на местности и учит работать со схемой-к...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы. «Космическое путешествие на «Планету точных наук»

Конспект  занятия по математике для детей подготовительной группы.         «Космическое путешествие на  «Планету точных наук»Программное содержание: ...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы "Решение арифметических задач с помощью флексагона"

Цель:  воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, учить соблюдать определённые правила и последовательность действий.  Задачи: -учить детей решать задачи, находя ответ с помощью фле...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы «Считай - Решай»

Цель:Воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Р...

конспект занятия по математике для детей подготовительной группы

Конспект занятия по математике предназначен для детей подготовительной к школе группы.Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом ш...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы

Данный конспект будет полезен для закрепления пройденного материала по дням недели, умению ориентироваться на листе бумаги, изображать геометрические фигуры относительно друг друга, дорисовывать зерка...