СТАТЬЯ НА ТЕМУ "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация по математике (средняя группа) по теме

Одной из важнейших задач воспитания ребенка является развтие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко  осваивать новое. Формирование первичных математических представлений является мощным средством развития познавательных процессов дошкольника, его творческих способностей. Научные иследования, наблюдения за детьми в детских садах и в семье, изучения их в процессе воспитания и обучения указывают не только на возможность, но и на настоятельную необходимость самого внимательного отношения к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Математическое образование не только часть науки математики – это феномен общечеловеческой культуры. Оно является отражением истории развития человечества и всегда играло важную роль в культурном развитии человека[1]. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Осознание необходимости обучения азам математики с самого раннего возраста пришло в науку относительно недавно – в 20 веке. Поэтому система дошкольного воспитания и предусматривает обучение детей начальным математическим сведениям еще в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ). Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций[2].

 Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось под влиянием взглядов таких ученых и педагогов, как Ф. Фребель, М. Монтессори (авторы теории классической системы сенсорного воспитания), Л.В Глаголевой, Ф.Н. Блехера (разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации), Ж. Пиаже, A.M. Леушиной, А.П. Усовой, М.Ф. Чекмарева. Большой вклад в целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей внесли Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и многие другие педагоги, методисты и исследователи.

 Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, так как это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.

Многочисленными исследованиями (Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики)[3]. Среди задач по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста выделяются главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
  • овладение математической терминологией;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка[4].

Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Оно осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности (тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать).

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. В современной практике дошкольных учреждений наблюдается две тенденции в организации обучения – индивидуальная и коллективная[5].

Одна часть педагогов отдает предпочтение коллективной форме как одной из ведущих форм учебной деятельности детей. При этом индивидуальная и дифференцированная формы обучения используются как дополнение к основной — коллективной. Они могут осуществляться в различных повседневных учебных ситуациях, т.е. в процессе организации разных режимных моментов.

Другая часть педагогов предлагает совершенно отказаться от коллективной непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) по математике, заменив их играми, индивидуальными беседами и другими формами работы. Причем иногда наблюдается вообще спонтанное, исходя из интересов и потребностей детей, решение дидактических задач. При таком подходе программные требования реализуются в основном в небольших подгруппах с помощью самостоятельной деятельности детей. Такой подход к организации учебного процесса может иметь положительный результат только у опытного, творческого педагога.

Организуя занятия по математике, воспитатель должен продумывать его содержание и методику, чтобы усвоение материала осуществлялось на высоком уровне эмоционально-познавательного отношения к нему. Для этого необходимого соблюдать некоторые принципы:

  • систематичность и последовательность (предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные);
  • элемент новизны (вызывает заинтересованность у детей);
  • поэтапное формирование умственных действий (воспитатель создает условия сначала для формирования практических, а затем и логических операций);
  • закрепление знаний (должно осуществляться на других занятиях и в разных видах деятельности детей);
  • наглядность (объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер)[6].

Во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики.


[1] Рыжов В.Н. Математическое развитие дошкольников: Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению – педагогическое образование, профиль – математическое образование. – Саратов, 2014. – 59 с.

[2] Фрейлах Н.И. Методика математического развития : учебное пособие для сред. проф. образования : доп. М-вом образования и науки РФ / Н.И. Фрейлах.  - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.

[3] Фрейлах Н.И. Методика математического развития : учебное пособие для сред. проф. образования : доп. М-вом образования и науки РФ / Н.И. Фрейлах.  - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.

[4] Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

[5] Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.

[6] Смородина Е.В. Формирование математических знаний у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Смородина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 47-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего...

Статья "Этапы речевого развития детей дошкольного возраста"

Статья направлена на обзор и анализ становления речи ребенка дошкольника....

Статья "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста"

В этой статье размещенн материал о том, какую роль играет  художественно - эстетическое развитие в жизни дошкольника....

Статья на тему: "Развитие детей дошкольного возраста с помощью учебно-игрового пособия ЛОГИКО-малыш".

Развитие детей дошкольного возраста с помощью учебно-игрового пособия ЛОГИКО-малыш....

Статья. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

   Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями соци...

Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста

В статье представлена информации о важности музыкального развития с самого детства....

Статья «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность, несомненно, развивает творческие способности детей.  Она очень эффективна  в воспитании и обучении. Благодаря театру дети учатся преодолевать застенчивость, не...