Конспект СОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ажбулатова Марина Андреевна

Дети знакомятся с историей изобретения часов, закрепляют умение узнавать время по часам, измерять длину и ширину предмера, используя условную мерку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирск «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

Конспект НОД познавательно развитие (ФЭМП)

Выполнила: воспитатель

Ажбулатова М.А.

Новосибирск 2016

Приоритетная и интегрированные  образовательные области: Познавательное развитие (ФЭМП), интегрированные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Предметно-пространственная развивающая среда: иллюстрации необычных часов и различных мерок; презентация на компьютере «Древние часы»; мяч (для игры); макеты часов для воспитателя и детей; карточки с цифрами от 1 до 8;  8 полосок бумаги, поделенные по вдоль на 2 части, математические наборы на каждого ребенка; плакат с изображением домика и дорожек, 4 листа бумаги А4.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Цель: формировать представление детей об измерении времени при помощи различных часов, измерении длины и жидкостей при помощи различных мерок.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей изобретения часов; закрепить умение узнавать время по часам (с точностью до часа); учить измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы – метки, учить понимать, что метки показывают, сколько раз была отложена мерка. Повторить знания о последовательности дней недели.

Развивающие задачи: развивать сенсорно-моторные навыки; обогащать и активизировать словарный запас; развивать коммуникативные навыки. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, поддерживать дружеские отношения, учить взаимопомощи, чуткости детей друг к другу.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Образователь

ные

 задачи

(п. 2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы (2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

 (4.6 ФГОС ДО)

Формирование

представлений о

предстоящей

деятельности, ее

задачах;

формирование положительной установки детей на участие в образовательной деятельности

Обогащать и активизировать словарный запас

Звучит бой часов, дети видят, что воспитатель прикрепляет на магнитную доску иллюстрации с изображением необычных часов, различных мерок.

Вопросы для беседы:

- Как вы думаете, что изображено на картинках?

- А зачем я их вам показала, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- А зачем здесь картинки с изображением различных мерок, что мы будем делать? Что будем измерять?

- Все верно. Сегодня мы с вами поговорим о старинных часах и попробуем поизмерять различными мерками.

- Как вы думаете, часы существовали всегда? Может быть, кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Показ презентации «Древние часы», сопровождая беседой.

Вопросы для обсуждения:

- Скажите, в наше время люди используют древние часы? Где, кто?

- О древних часах напоминают и народные изречения, например, «Ваше время истекло», «Время как песок». Подумайте, почему так говорят?

Многие изобретатели старались усовершенствовать часы, и в конце 19 века они стали вещью повседневной и необходимой. В наше время у каждого в доме есть часы и у каждого взрослого  и почти у каждого школьника есть свои собственные часы.

- Как называется человек, который делает и ремонтирует часы?

Игра (с мячом) «Какие бывают часы».

- Как называются часы, которые:

1.Висят на стене - … (настенные)

2.Стоят на полу –… (напольные)

3.Стоят на столе –… (настольные)

4.На руке –… (наручные)

5.Лежат в кармане –… (карманные)

6.Стоят на камине – (каминные)

7.Чем отличаются часы друг от друга (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

8.Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

Коммуникативная, игровая

Беседа, демонстрация иллюстраций, просмотр  презентации «Древние часы»

Иллюстрации необычных часов, различных мерок для измерения жидкостей, длины и ширины, презентация на компьютере «Древние часы». Мяч (для игры)

Внутренняя мотивация

на деятельность,

формирование интереса и желания узнать историю возникновения часов, попробовать измерить сколько воды в графине и какова длина и ширина листа разными мерками, сравнить

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

 задачи

(п. 2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

 (4.6 ФГОС ДО

Познакомить детей с циферблатом часов.

Сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа)

Обогащать и активизировать словарный запас; детей

Развивать сенсорно-моторные навыки детей;

Закреплять названия  дней недели

Формировать умение измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы - метки

Но все древние часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте посмотрим на часы и повторим, из каких частей они состоят (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час.

 Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это так как у меня (показывает). Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную — на 12. Часы показывают ровно час.

Дети выполняют задание.

—        Сколько времени показывают ваши часы? (Ровно час.)

—        Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Это значит сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа.)

—        Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4 часа, большая стрелка часов всегда будет на цифре 12, а маленькая—около той цифры, которая показывает данный час.

—        Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов.)

—        Как расположены стрелки? (Минутная, длинная стоит на цифре 12, а часовая короткая — на цифре 5.)

—        Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов.

При этом воспитатель каждый раз просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки.

- Скажите. временем называют только то, что измеряют при помощи часов?

- Что еще можно назвать временем?

- Когда проходит несколько дней, например семь, как это время называется?

Физминутка. Игра «Дни недели» (карточки с цифрами от 1 до 8). Построится по порядку.

  1. Как называется первый день недели? Подпрыгни на правой ноге 1 раз
  2. Назови второй день недели? Покружись вокруг себя 2 раза.
  3. Назови третий день недели? Хлопни руками за спиной 3 раза.
  4. Четверг, какой день недели? Хлопни над головой 4 раза.
  5. Пятница, какой день недели? Сделай 5 хлопков под коленями.
  6. Назови шестой день недели? Сделай 6 наклонов головы вперед.
  7. Воскресенье, какой день недели? Подпрыгни на двух ногах 7 раз.
  8. Перечисли все дни недели.

- Скажите, что еще может служить мерками, например, длины и ширины?

- На самом деле мерками может быть что угодно (различные линейки, полоски бумаги. ткани, руки, ноги и даже сам человек).

- Посмотрите на рисунок, что на нем изображено? (Дом и 2 дорожки, одна до елочки, другая до березки).

- Как узнать, какая длиннее и на сколько?

- Первую полоску измерю я, а вторую, кто-то из вас.

- Измерять будем этой полоской, как мы ее назовем? Я буду измерять, а вы будете откладывать фигурки на верхней полоске. Я начну измерять точно от начала дорожки. Уложу мерку и на месте, где пришелся ее конец, поставлю палец. Сколько раз я уложила мерку? (1 раз). Отложите 1 фигурку. Еще раз переложу мерку. Видите, я ее кладу точно у того места, которое отмечено пальцем. Я отмерила всю длину дорожки? (Нет, только ее часть). Значит надо еще перекладывать мерки до самого домика.

- Сколько вы отложили фигурок? Что они обозначают? (Что мерка уложилась 4 раза).

- Чему же равна длина дорожки от березки до домика?

Вызвать одного ребенка и предложить измерить длину дорожки от дома до елочки.

- Чему равна длина дорожки от дома до елочки?

- Какая дорожка длиннее и почему?

- Сейчас мы поработаем в парах и измерим длину и ширину вот такого листа бумаги. Меркой нам послужит такая же полоска картона, что мы и измеряли длину дорожек.  Сначала кто-то один в паре будет измерять ширину листа, а другой откладывать фигурки на верхней полоске. Затем поменяемся и будем измерять длину листа и откладывать фигурки на нижней полоске.

- Где оказалось больше мерок, когда измеряли ширину листа или длину?

Что больше или правильнее сказать длиннее длина или ширина? На сколько?

Коммуникативная, познавательно-

исследовательская,

продуктивная, двигательная

Коммуникативная, игровая

Коммуникативная, познавательно-

исследовательская,

продуктивная, двигательная

Беседа,

рассматрива-

ние  демонстрационного материала (макеты часов),

Выполнение игровых заданий

Измерение длины дорожек, длины и ширины листа бумаги. по ходу измерения откладывать предметы – метки. Сравнение по длине.

Макеты часов у воспитателя и детей

Карточки с цифрами от 1 до 8

Плакат с изображением домика, и 2 дорожек6 до березки и до елочки.

Мерки из полосок картона (3см)

4 листа бумаги формат А4, Для каждой пары детей полоска бумаги поделенная по вдоль на 2 части, фигуры – метки.

Сформиро-ванное представ-ление об определении времени по часам

Активизировать словарный запас детей

Сформировать представление об измерении длины и ширины различными мерками, сформировать умение пользоваться мерками.

Заключительная  часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Образовательные

 Задачи (п. 2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации Программы

(2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

 (4.6 ФГОС ДО)

Формирование элементарных навыков самооценки, обобщение детьми полученных знаний и опыта,

Формирование навыков делать выводы и анализировать результаты своей практической деятельности

Примерные вопросы для рефлексии:

- о чем мы сегодня  узнали? (о древних часах)

- что делали? (учились определять время, измерять предметы)

- чем можно измерить время? (часами, днями, неделями, месяцами, годами)

- что может служить мерками для измерения длины и ширины предметов? (линейки, полоски, руки, ноги и др.)

Коммуникативная

Беседа, рассуждение, моделирование ситуации

Иллюстрации необычных часов, различных мерок для измерения длины и ширины

Формирование интереса к познавательной и исследовательской деятельности.

Осмысление и самоанализ полученного нового опыта и своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

«Космический КВН» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Конспект разработан с учетом интеграции образовательных областей и основных видов детской  деятельности с применением инновационных технологий. В конспекте представлен развернутый план проведения...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с элементами театрализованной деятельности, направленное на закрепление у детей навыков ориентировки...