Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.
статья по математике на тему

Афанасьева Ирина Борисовна

В данной статье рассмотрены возможности развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей дошкольников                                                               посредством логических игр и упражнений.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить ребенка-дошкольника считать и измерять предметы, решать арифметические задачи, но и видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимость предметов, уметь передавать их с помощью знаков-символов, учить выстраивать умственные операции, логически мыслить.

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи.

В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми необходимо использовать разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, решение ребусов, разучивание считалок, поговорок, дразнилок. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.

При изучение цифр, геометрических фигур детям рекомендуется  произвести обследовательские действия. Этой деятельностью дети учатся рассказывать о свойствах, ощущениях, у них развивается двигательная и зрительная память.    

 В работе с детьми надо широко использовать прием штриховки и закрашивания. Закрепляя материал по данному направлению, происходит уточнение знаний детей о цвете, форме предмета, расположение предмета на листе бумаги и в пространстве. При составлении цифр из кубиков у детей развивается внимание, память, мелкая моторика пальцев рук. Для развития воображения можно предложить  упражнения: «На что похожа цифра?», «Добавь цифру», «Какое число получилось?», в процессе которых у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению надо начинать с более простых задач и постепенно перехожу к более сложным действиям. Организуя такую работу, основной целью является научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.

В работе с детьми рекомендуется широко использовать логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор». При совместной деятельности с детьми использовать математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.

В своей работе следует также использовать  математические упражнения, которые направлены на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Очень часто использую в работе с детьми дидактические игры с математическим содержанием.

Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок, следует придерживаться  приему «от простого к сложному». Головоломки могут быть  арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.

Детям от четырех до шести лет хорошо использовать для развитии упражнения на составление фигур из счетных палочек . Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями

В работе с детьми можно  использовать считалки, которые интересны и доступны всем, при проведении занятий, подвижных игр, физкультминуток.

Огромную радость доставляют детям задачи на сообразительность. Следует начинать решать с более простых задач, которые по мере освоения можно постепенно усложнять.

Для развития у детей математических представлений используется занимательный материал, который подбирается исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.

Логические игры и упражнения направлены на умение детей мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам, находить отличия между предметами, решать устные задачи на поиск ответа путем рассуждений. Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов; чисел; арифметических действий; пространственно – временных отношений; многообразие геометрических форм. Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику.

Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Использованная литература:
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов                                      - -- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн.для воспитателей дет.сада и родителей.
-  Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн.для воспитателя детсада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий....

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений (компьютерная презентация)

Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Мы определяем  ум  как знания и хорошую  память, способность применять знания в уникальных ситуациях и д...