Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений (компьютерная презентация)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)

Иванова Светлана Алексеевна

Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Мы определяем  ум  как знания и хорошую  память, способность применять знания в уникальных ситуациях и для решения задач и делать это быстро и точно, а также творчество. Все без исключения родители хотят видеть своих детей умными и развитыми. Но мы наблюдаем сейчас множество проблем в развитии и обучении своих детей. С одной стороны, они предприимчивы, раскрепощены в суждениях и поступках, с другой – гиперактивны, невнимательны, имеют слабое физическое здоровье, нарушения эмоционально-волевой сферы, психо-физического развития, мышления, памяти и речи. К тому же, большинство современных дошкольников страдают так называемой «экранной зависимостью».

      Мы, воспитатели ДОУ, видим, какие дети к нам приходят: они ни к чему не стремятся, слабо запоминают материал, испытывают трудности в общении. Вечный вопрос «Что делать?» волнует нас. Возникает необходимость в поиске методов и приёмов, способствующих развитию интеллекта детей.

Целью данной работы является развитие интеллектуальных способностей детей 3-5 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты данной темы;

- провести диагностику уровня развития мышления, памяти, внимания  воспитанников средней группы ДОУ;

- составить программу коррекционной работы;

- создать копилку  коррекционно-развивающих игр и упражнений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений Иванова С.А. – воспитатель дошкольной группы МОУ «Казанская СОШ» с.Казанское, 2019-2020г.

Слайд 2

Актуальность проблемы Исследования показали, что дети, посещающие детский сад, обладают недостаточным уровнем развития мышления и низким интеллектуальным потенциалом

Слайд 3

Цель: Задачи: развитие интеллектуальных способностей детей 3 -5 лет через применение коррекционно-развивающих игр и упражнений. - изучить теоретические аспекты данной темы; - провести диагностику уровня развития мышления воспитанников средней группы ДОУ; - составить программу коррекционной работы; - создать копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений

Слайд 4

Принципы работы: - системность - научность - непрерывность - доступность материала для детей - личностная ориентированность Новизна работы состоит в том, что такого рода исследования ранее для данного контингента детей не проводились Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и опыт работы могут послужить основой для работы других педагогов.

Слайд 5

Планируемые результаты Первый уровень результатов- развитие интереса к развивающим играм Второй уровень результатов – развитие умений выполнения коррекционных заданий Третий уровень результатов – повышение уровня развития интеллекта детей Привитие интереса к выполнению коррекционных заданий – необходимое условие успеха

Слайд 6

Теоретическая основа Интеллект (по Ожегову) – это мыслительная способность, умственное начало человека Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Интеллектуальный талант Способность анализировать Способность комбинировать и преобразовывать Способность рассуждать и делать выводы Способность планировать

Слайд 7

Основные интеллектуальные способности ребёнка (по С.Камарата ): 1.Рассуждение 2.Визуальное пространственное мышление 3.Обработка звуковой информации Решение задач 4.Извлечение информации из долгосрочной Памяти 5.Понимание слов (распознавание языка, в том числе его словарного состава 6.Чтение и письмо 7.Математические навыки Способность обращаться к информации, хранящейся в памяти 8 . Краткосрочная память 9. Скорость обработки информации Когнитивная эффективность

Слайд 8

Интеллектуально благоприятная среда - среда , которая позволяет овладевать всеми девятью широкими способностями в функциональном, повседневном контексте. Основа интеллектуальных способностей – высшие психические функции, наиболее важной из которых является мышление Высшие психические функции: мышление , память, внимание, восприятие, речь Интеллектуальные способности

Слайд 9

Направления работы : Практическая часть 1.Диагностика уровня развития мышления с целью выявления проблемы 2.Использование коррекционных игр и упражнений на всех занятиях 3.Развитие высших психических функций на занятиях кружка «Умка» 4.Работа с родителями (выступление на родительских собраниях и семинарах, оформление папок-передвижек). Программа кружка по коррекции «Умка» Методическая копилка коррекционных игр и упражнений

Слайд 10

1.Диагностика уровня развития мышления с целью выявления проблемы 1.Методика «Складывание разрезных картинок » (для детей первой группы ) 2.Методика «Последовательность событий»( Бернштейн А.Н., для детей второй группы , ) Для выявления проблемы проводилось обследование детей по двум возрастным группам. Первая возрастная группа – дети 3 лет, вторая возрастная группа – дети 4 лет. Сроки проведения – октябрь (входящая диагностика), февраль – (промежуточная диагностика, май (итоговая диагностика). Применяемые методики:

Слайд 11

Результаты исследования Диаграмма изучения уровня развития мышления (методика «Складывание разрезных картинок - первая группа)

Слайд 12

Результаты изучения уровня развития мышления (методика «Последовательность событий» - вторая группа)

Слайд 13

2.Использование коррекционных игр и упражнений на всех занятиях Игра «Ритм» на занятиях по математике Развитие мелкой моторики с использованием прикладной кинезиологии

Слайд 14

3.Развитие высших психических функций на занятиях кружка «Умка» Групповая работа Выполнение индивидуальных заданий

Слайд 15

4.Работа с родителями Папки-передвижки для родителей Материалы для родительских собраний

Слайд 16

Предварительные выводы согласно результатам выбранных диагностических методик наблюдается положительная динамика развития мышления детей, что является благоприятным условием для развития их интеллектуальных способностей; применение коррекционных игр и упражнений способствует развитию мотивации и интереса детей к занятиям; необходимо продолжить работу по коррекции высших психических функций воспитанников, посещающих группу; данную работу следует считать незаконченной, поэтому в дальнейшем она будет продолжена .

Слайд 17

Задачи на 2020-2021 учебный год - изучить теоретические аспекты данной темы; провести диагностику уровня развития мышления воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ (октябрь 2020 года); пополнять копилку коррекционно-развивающих игр и упражнений; и спользовать коррекционно-развивающие игры и упражнения на занятиях; п роводить занятия кружка «Умка».

Слайд 18

Использованные источники 1. Бейсова В. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 283 с. 2. Выготский , Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте . М.: Просвещение, 2010. – 320 с. 3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий// Хрестоматия по общей психологии : Психология мышления . —М., 1991. – 450 с. 4. Гамезо , М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо . - М.: Педагогическое общество России. 2009. – 440 с. 5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320с. 6. Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. – М.: АСТ, 2007. – 550 с. 7. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос . 2009. - 688с. 8. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2015. – 432с. 9. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников . – М., 2013. - 450 https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"

Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий....

"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки".

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки.      Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки  обусловлена поиском эффекти...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования

Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...