"Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки".
презентация к уроку по математике (подготовительная группа) на тему

Белая Лилия Александровна

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки.

 

     Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки  обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

     Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.

     Обучающие задачи:

1)научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2)обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3)обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

     Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей. 

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

     Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств может быть игра в шашки. Использование шашек как средст­ва обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

     Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание - эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
     Мы начали обучение детей игре в шашки с 5 летнего возраста, т.е со старшей группы т.к. именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам.

     При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме

     Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре ) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Поможет запомнить правила игры вот такой стихотворный вариант:

1)Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Полям вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

 И чтоб им не было ходов!

     Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки ). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

     Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

     Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

     Шашки – это волшебная игра . Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
    В рамках нашего детского сада мы провели шашечный турнир между детьми старшей и подготовительной группы. В ходе турнира были достигнуты следующие результаты:

1)дети умеют ориентироваться на шашечной доске,

2)правильно размещают доски между партнерами,

3)расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали,

4)применяют на практике правила игры,

5)решают простейшие комбинации,

6)расставляют позиции с заданными условиями,

7)рассчитывают соотношений своих сил.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     Таким образом, игра в шашки в дошкольном возрасте способствует:

1)Развитию логического мышления;

2)Развитию и совершенствованию интеллекта ребёнка;

3)Формированию спортивного характера и интереса к игре;

4)Формированию усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца);

5)Умению находить способы решения в сложных ситуациях;

6)Овладению шашечными терминами (такими как:жертва, размен, вилка и т. д).

     На данном этапе результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности внедрения игры в шашки как средства развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дипломы и призы на турнирах по шашкам среди воспитанников д/с№50 ст.Анастасиевской подтверждают положительную тенденцию, обусловленную эффективностью системы работы по данной проблеме. 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр в шашки. Подготовила: Воспитатель д/с №50 Белая Л илия Александровна

Слайд 2

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме .

Слайд 3

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.

Слайд 4

Задачи: Обучающие задачи: 1. научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; 2. обучить простым комбинациям, практике шашечной игры; 3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии. Развивающие задачи: 1. развивать стремления детей к самостоятельности; 2. активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность; 3. развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления. Воспитательные задачи: 1. воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2. воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений; 3. выработать у детей умения применять полученные знания на практике.

Слайд 5

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Слайд 6

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание - эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. Также игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

Слайд 7

Мы начали обучение детей игре в шашки с 5 летнего возраста, т.е со старшей группы т.к. и менно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы ( могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут ) и способны играть по установленным правилам. При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.

Слайд 8

Поможет запомнить правила игры вот такой стихотворный вариант: 1) Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой! 2 ) Шашки медленно, но метко Шагают лишь по черным клеткам! 3 ) Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД ! 4) Знают все : и стар, и млад , Шашкой бьем вперед – назад! 5 ) Шашка соперника сразу погибнет , Если твоя ее перепрыгнет! 6 ) Полям вдруг конец настанет , Сразу шашка «дамкой» станет! 7 ) Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали! 8 ) Цель игры – побить «врагов » И чтоб им не было ходов !

Слайд 9

В рамках нашего детского сада мы провели шашечный турнир между детьми старшой и подготовительной группы:

Слайд 10

В ходе турнира были достигнуты следующие результаты : дети умеют ориентироваться на шашечной доске, правильно размещают доски между партнерами, расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали, применяют на практике правила игры, решают простейшие комбинации, расставляют позиции с заданными условиями, рассчитывают соотношений своих сил.

Слайд 11

Заключение: Таким образом, игра в шашки в дошкольном возрасте способствует: Развитию логического мышления; Развитию и совершенствовани ю интеллекта ребёнка; Формированию спортивного характера и интереса к игре; Формированию усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца); Умению находить способы решения в сложных ситуациях ; Овладению шашечными терминами (такими как:жертва , размен, вилка и т. д ). На данном этапе результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности внедрения игры в шашки как средства развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дипломы и призы на турнирах по шашкам среди воспитанников д/с№50 ст.Анастасиевской подтверждают положительную тенденцию, обусловленную эффективностью системы работы по данной проблеме.

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"

Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математических игр и развивающих технологий....

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования

Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...